Решение по делу № 2а-13/2017 от 09.01.2017

Дело № 2а-13/2017 г.

Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации

24 января 2017 года. с. Яшалта.

Яшалтинский районный суд Республики Калмыки в составе:

председательствующего – судьи Дрей В.Д.,

при секретаре – Эрднеевой Е.Ц.,

с участием административного истца Евсеенко Н.Н., представителя административного истца Солодовниковой Е.А., представителя Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия Кучеренко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Евсеенко Николая Николаевича к Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконными действия (бездействия) и об обязании устранить допущенные нарушения,

у с т а н о в и л:

Евсеенко Н.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия (далее – администрация Яшалтинского РМО РК) о признании незаконными действия (бездействия) Главы Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия ФИО7 и об обязании его устранить допущенные нарушения.

В обоснование заявленных требований Евсеенко Н.Н. указал, что согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ Евсеенко Н.Н. предоставлен земельный участок в пожизненно наследуемое владение для организации крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» площадью <данные изъяты> га, в том числе <данные изъяты> га – пашни, <данные изъяты> га – пастбищ. Согласно Свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ Евсеенко Н.Н. - главе крестьянского хозяйства «<данные изъяты>», расположенному на территории <адрес>, выделено на праве пожизненно наследуемом владении <данные изъяты> га, в том числе <данные изъяты> га пашни и 40 га пастбищ. На обороте свидетельства обозначен план участка.

Главой Яшалтинского РМО РК ФИО8 в 2013 году была утверждена схема земельного участка <данные изъяты> га категории земель сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Яшалтинского района, расположенных на территории <адрес>, для сельскохозяйственного производства и <данные изъяты> га – категории земель сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Яшалтинского района, расположенных на территории <адрес>, для сельскохозяйственного производства.

В ДД.ММ.ГГГГ для установления фактических границ землепользования он обратился к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана земельного участка и внесения соответствующих сведений в кадастровый учет, так как согласно уведомлению об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ за , им был получен ответ, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, расположенном на территории <адрес>, согласно Свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в Администрацию Яшалтинского РМО РК об утверждении схемы расположения указанного выше земельного участка. Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ за , Администрация Яшалтинского РМО РК отказала согласовывать границы, мотивировав отказ в связи с отсутствием универсального правопреемства, поскольку крестьянско-фермерское хозяйство «<данные изъяты>» исключено из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и прекратило свою деятельность.

Считает данный отказ незаконным и необоснованным, просит признать незаконными действия (бездействие) главы Яшалтинского РМО РК ФИО7, выразившиеся в отказе утверждения схемы расположения указанного земельного участка; обязать устранить допущенные нарушения и утвердить схему расположения земельного участка площадью 55 га категории земель сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Яшалтинского района РК, расположенных на территории <адрес>, для сельскохозяйственного производства и <данные изъяты> га – категории земель сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Яшалтинского района, расположенных на территории <адрес>, для сельскохозяйственного производства.

В представленном возражении на административное исковое заявление Евсеенко Н.Н. глава Яшалтинского РМО РК просил в удовлетворении требований Евсеенко Н.Н. отказать, мотивируя тем, что оснований пользования земельными участками не имеется. Кроме того, на момент предоставления земельного участка для открытия крестьянского хозяйства «<данные изъяты>», согласно постановлению Администрации Представителя Президента Республики Калмыкия в Яшалтинском районе от ДД.ММ.ГГГГ, действовал Земельный кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом РСФСР от 25.04.1991 года № 1103-1. В связи с принятием Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» вышеуказанный закон № 1103-1 от 25.04.1991 года утратил силу. Статьей 268 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицам, указанным в Земельном кодексе Российской Федерации. Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 года № 137-ФЗ со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются только в случаях, установленных пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации «Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками», ст. 21 «Пожизненное наследуемое владение земельными участками» утратили силу с 01 марта 2015 года, т.е. до подачи административного искового заявления Евсеенко Н.Н. о признании незаконными действия (бездействия) и об обязании устранить допущенные нарушения. В соответствии с п. 2 ст. 8 Гражданского кодекса РФ (действовавшей до 01 марта 2013 года на период возникновения правоотношений в 1995 году) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Представленные Евсеенко Н.Н. документы и утверждения в административном исковом заявлении подтверждают, что им государственная регистрация права пожизненного наследуемого владения вышеуказанного земельного участка до настоящего времени не произведена.

В судебном заседании административный истец Евсеенко Н.Н., его представитель Солодовникова Е.А., поддержали административный иск в полном объёме.

Представитель административного ответчика - администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия по доверенности Кучеренко С.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал, указав, что оснований для утверждения схемы земельных участков, которые были предоставлены КФХ «<данные изъяты>» не имеется, поскольку оно прекратило свою деятельность. В соответствии с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Российской Федерации, ст. 21 «Пожизненное наследуемое владение земельными участками» утратила силу с 01 марта 2015 года. Поскольку Евсеенко Н.Н. не была произведена государственная регистрация права пожизненного наследуемого владения, выданное ему свидетельство за от ДД.ММ.ГГГГ являлось временным, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных Евсеенко Н.Н. требований.

Суд, выслушав административного истца и его представителя, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, оценив доводы, изложенные в административном исковом заявлении и в представленных возражениях, приходит к выводу об отсутствии наличия правовых оснований для удовлетворения требований административного истца, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела и представленных документов, постановлением Представителя Президента по Яшалтинскому району от ДД.ММ.ГГГГ Евсеенко Н.Н. предоставлен земельный участок в пожизненно наследуемое владение для организации крестьянского хозяйства «<данные изъяты>» площадью <данные изъяты> га, в том числе <данные изъяты> га – пашни, <данные изъяты> га – пастбищ.

Согласно Свидетельству от ДД.ММ.ГГГГ Евсеенко Н.Н. - главе крестьянского хозяйства «<данные изъяты>», расположенному на территории <адрес>, выделено на праве пожизненно наследуемом владении <данные изъяты> га, в том числе <данные изъяты> га пашни и <данные изъяты> га пастбищ. На обороте свидетельства обозначен план участка.

Как следует из вышеуказанного свидетельства, данное свидетельство является временным документом и действует до выдачи государственного акта на право собственности на землю, бессрочное (постоянное) пользование землей, пожизненно наследуемое владение.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ крестьянское (фермерское) хозяйство «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ исключено из ЕГРЮЛ в связи с приобретением главой крестьянского (фермерского) хозяйства статуса индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Евсеенко Н.Н. утратил государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 3 Федерального закона от 23.06.2003 года № 76-ФЗ.

Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что главой Яшалтинского РМО РК было отказано Евсеенко Н.Н. в утверждении схемы расположения земельных участков, поскольку ему были предоставлены земельные участки для организации крестьянского (фермерского) хозяйства «<данные изъяты>», где значился главой сам Евсеенко Н.Н. В свою очередь, согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей деятельность индивидуального предпринимателя Евсеенко Н.Н. прекращена в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ. Право пожизненного наследуемого владения испрашиваемым земельными участками, принадлежавшее крестьянскому (фермерскому) хозяйству «<данные изъяты>», не перешло к другим лицам (учредителям, членам хозяйства) в порядке универсального правопреемства в связи с тем, что хозяйство было исключено из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

В силу ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

В соответствии со ст. 265 ГК РФ (в редакции от 30 ноября 1994 года) право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретается гражданами по основаниям и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Согласно ст. 21 ЗК РФ (действовавшего до 01.09.2006 года) право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие настоящего Кодекса для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на этот участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Однако, указанная норма в данном случае неприменима, так как действие данного закона распространяется на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

На земельные участки, предназначенные для ведения крестьянского хозяйства, данные нормы права не распространяются.

Поскольку спорный земельный участок изначально был предоставлен Евсеенко Н.Н. для организации крестьянского хозяйства, а не для ведения личного подсобного хозяйства, правом на бесплатное получение этого участка в свою собственность административный истец в настоящее время не обладает, а отсюда следует, что правом обращения для утверждения схемы расположения земельных участков, он также не обладает. Доводы об обратном свидетельствуют об ошибочном истолковании административным истцом положений материального закона.

Кроме того, в силу ч.1 и ч. 2 ст. 31 Земельного кодекса РСФСР (утвержден Верховным Советом РСФСР от 25.04.1991 года № 1103-1), действовавшего на момент вынесения постановления Представителя Президента по Яшалтинскому району от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования земельным участком удостоверялось государственным актом, который выдавался и регистрировался соответствующим Советом народных депутатов. Форма государственного акта утверждалась Советом Министров РСФСР.

Постановлением Совета Министров от 17 сентября 1991 года № 493 «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» утверждены формы государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан (форма № 1), предприятий, учреждений, организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств (форма № 2).

В силу п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, в частности, государственные акты на право пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493.

Согласно приложениям № 1 и № 2 к постановлению Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года № 493 в государственном акте на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей указывалось на предоставление названному в нем собственнику, владельцу или пользователю земельного участка соответствующего размера в границах, указанных на чертеже. Последний прилагался к государственному акту.

Таким образом, из смысла указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что именно государственный акт на право бессрочного пользования землей, имевший равную юридическую силу с записями ЕГРП, являлся единственным доказательством существования такого права на земельный участок, размер и границы которого должны были быть указаны в чертеже, прилагаемом к государственному акту на право бессрочного (постоянного) пользования.

Между тем, материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ Евсеенко Н.Н. выдано временное свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей площадью <данные изъяты> га, из них <данные изъяты>- га – пашни, <данные изъяты> га – пастбищ.

Согласно ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей до 01 марта 2015 года) право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения его в действие не допускается. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что граждане имеющие земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения вправе владеть и пользоваться земельным участком, при этом собственником земельного участка остается государство или муниципальное образование. Согласно вышеуказанным положениям действующего законодательства все распорядительные действия с земельным участком гражданин может осуществить после согласования с собственником объекта недвижимости, в том числе и изменения вида права.

Кроме того, согласно п. 12 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ предоставленное землепользователям до введения в действие Земельного кодекса РФ право бессрочного (постоянного) пользования земельными участками соответствует предусмотренному Земельным кодексом РФ праву постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

В соответствии с п. 2 ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству производится на основании свидетельства о праве на наследство.

В обоснование доводов административного искового заявления Евсеенко Н.Н. указал, что главой Яшалтинского РМО РК ФИО8 в ДД.ММ.ГГГГ была утверждена схема земельных участков площадью <данные изъяты> га и <данные изъяты> га, расположенных на территории Октябрьского СМО РК, для сельскохозяйственного производства. В ДД.ММ.ГГГГ года для установления фактических границ землепользования он обратился к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана земельного участка и внесения соответствующих сведений в кадастровый учет. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения указанного выше земельного участка, но получил отказ в связи с отсутствием универсального правопреемства,

Разрешая данные доводы, суд приходит к выводу о том, что Евсеенко Н.Н. утвердив схему земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требований п. 15 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, в установленный срок (два года) не предпринял мер для подготовки межевого плана земельного участка и внесения соответствующих сведений в кадастровый учет, в связи с чем, его доводы в этой части являются не состоятельными.

Административным истцом в подтверждение права на спорный земельный участок не был представлен государственный акт на право пожизненного наследуемого владения земельным участком.

При таких обстоятельствах у администрации Яшалтинского РМО РК имелись законные основания для отказа в удовлетворении заявления административного истца об утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с чем административные исковые требования Евсеенко Н.Н. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых требований Евсеенко Николая Николаевича к Администрации Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия о признании незаконными действия (бездействия) главы Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия ФИО7 и об обязании устранить допущенные нарушения – отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья Яшалтинского районного суда Дрей В.Д.

2а-13/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Евсеенко Н.Н.
Ответчики
Администрация Яшалтинского районного муниципального образования Республики Калмыкия
Суд
Яшалтинский районный суд Республики Калмыкия
Дело на странице суда
yashaltinsky.kalm.sudrf.ru
09.01.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.01.2017[Адм.] Передача материалов судье
09.01.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.01.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2017[Адм.] Судебное заседание
24.01.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее