Судья Полянский О.А. дело № 33-11920/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 ноября 2021 года город Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Станковой Е.А.
судей Кудрявцевой А.Г., Ждановой С.В.,
при секретаре Зубаревой Ю.А.
прокурора Тельбухова Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференцсвязи материалы гражданского дела №2-4168/2021 по исковому заявлению Крутоголовова С. С.ча к Министерству обороны Российской Федерации и ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о признании права на получение единовременного пособия и возложения обязанностей
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней представителя Крутоголовова С. С.ча – по доверенности Моисеевой С. Ф.
на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 15 июля 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования Крутоголовова С. С.ча к Министерству обороны Российской Федерации к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о признании права на получение единовременного пособия и возложении обязанностей – удовлетворить частично.
Обязать ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» направить необходимые документы страховщику для производства Крутоголовову С. С.чу единовременного пособия, предусмотренного п. 12 ст. 3 ФЗ РФ от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в размере 1000000 руб., с учетом соответствующей индексации данной суммы согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации.
В остальной части требований Крутоголовова С. С.ча к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о признании права на получение единовременного пособия – отказать.
В удовлетворении исковых требований Крутоголовова С. С.ча, заявленных к Министерству обороны Российской Федерации отказать в полном объеме».
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кудрявцевой А.Г., выслушав представителя истца Моисееву С.Ф., поддержавшую апелляционную жалобу, представителя ответчика – Министерства обороны Российской Федерации – Щербина А.С. и представителя третьего лица – АО «Согаз» - Гончарову А.В., возражавших по доводам апелляционной жалобы, заключение прокурора Тельбухова Е.В., полагавшего решение суда подлежащим отмене, а требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
установила:
Крутоголовов С.С. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права на получение единовременного пособия и возложения обязанностей.
В дальнейшем истец обратился в суд с аналогичными требованиями к ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области».
Определением Центрального районного суда г.Волгограда от 14 июля 2021 года указанные дела объединены в одно производство.
В обоснование исковых требований истец указал, что он при исполнении обязанностей военной службы по призыву, проходя службу в составе в/ч <.......> Министерства обороны Российской Федерации, при личном участии в мероприятиях по борьбе с терроризмом на территории <.......>, ДД.ММ.ГГГГ получил тяжёлую военную травму. Военно-врачебной комиссии ранение признано «Военной травмой» (получено при исполнении обязанностей службы), исключающей дальнейшее прохождение военной службы («не годен»). Истцу установлена <.......>, присвоен статус ветерана боевых действий. Истец награждён Орденом Мужества.
В 1995 году страховой организацией истцу в связи с получением травмы произведена страховая выплата в размере 10 месячных минимальных размеров оплаты труда, установленных на день наступления страхового события, а в 1998 году – произведена доплата в виде разницы между страховой суммой в размере 10 минимальных месячных окладов по воинской должности застрахованного, установленных на день оформления документов для военнослужащего проходящего военную службу по контракту и ранее выплаченной страховой суммой.
Однако иные выплаты, предусмотренные Законом «О статусе военнослужащих» - единовременное пособие в размере 60 окладов и страховая сумма в размере 50 окладов (в связи с установлением инвалидности), - ему не производились. О своём праве на получение в 1995 году полного возмещения вреда он узнал по истечению 25 лет.
Указанные нормы о возмещении вреда утратили силу. С 01.01.2012 такое возмещение осуществляется в соответствии с дублирующими их нормами Федерального закона №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», предусматривающими выплату в размере 1000000 рублей.
Причиной невыплаты пособия явилось бездействие структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации - военного госпиталя и комиссариата, своевременно не исполнивших свою обязанность по оформлению документов и направлению их в страховую компанию.
Крутоголовов С.С., в лице своего представителя, обратился в 2020 и 2021 годах за получением пособия в размере 1000000 руб. к <.......> - страховщику по договору страхования от 1995 года, и в Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно ответу <.......> от ДД.ММ.ГГГГ, пострадавшему истцу в 1995 году в связи с получением тяжёлого ранения произведена страховая выплата в размере 10 МРОТ (а в 1998 году - разница между 10 МРОТ и 10 окладов военнослужащего по контракту), тем самым выполнил свои обязательства в полном объёме.
Согласно ответу <.......> от ДД.ММ.ГГГГ, Страховая организация выполнила в 1998 году свои обязательства в полном объёме.
Согласно ответу Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Крутоголовов С.С., при наличии у него права, вправе обратиться в военный комиссариат с соответствующим заявлением. Из данного ответа следует, что Министерство обороны Российской Федерации не отрицает и не оспаривает наличие права на получение пособия, а разрешение вопроса о наличии права считает обязанностью комиссариата. Такой ответ и длящееся бездействие комиссариата, структурного подразделения Министерства обороны Российской Федерации, нарушает права истца.
Истец письменно обратился к Министерству обороны Российской Федерации, которое в силу нормативных актов, регулирующих деятельность Министерства обороны Российской Федерации и комиссариатов (Указы Президента Российской Федерации №1082 от 2004 года и № 1609 от 2012 года), обязано приказать подчинённому комиссариату реализовать право пострадавшего.
В 1995 году военнослужащий Крутоголовов С.С. в связи с ранением находился в тяжёлом состоянии, а также в виду последствий военной травмы длительное время не осознавал своё право на возмещение вреда и физически не имел возможность обратиться в комиссариат с просьбой о сборе документов и их направлении страховщику. Однако отсутствие волеизъявления на получение пособия (в т. ч. по причине отсутствия правовых знаний и физической способности) не означает, что у комиссариата прекратились обязательства в отношении лица, которое комиссариат призвал для выполнения конституционного долга. Министерство обороны Российской Федерации взяло на себя обязательство возместить вред без каких-либо условий и независимо от просьбы. Оформление документов на выплату пособия является обязательным действием должностных лиц, независимо от возможных жизненных обстоятельств, не позволяющих пострадавшему написать заявление своевременно (нахождение в бессознательном состоянии и т.п.).
Свой конституционный долг по защите Отечества и поставленные Министерством обороны Российской Федерации задачи истец исполнил. Тяжёлую травму получил при совершении подвига, за который награждён Орденом Мужества. Однако должностные лица Министерства обороны Российской Федерации от исполнения своих обязательств до настоящего времени уклоняются.
Действующее законодательство не ставит право на получение единовременной выплаты в зависимость от даты страхового случая, а связывает это право с иными фактами.
При этом, исходя из Приказа Министерства обороны Российской Федерации №1100 от 2012 года, военные комиссариаты обязаны самостоятельно формировать и направлять документы в организацию для принятия соответствующего решения о денежных выплатах.
В связи с непрекращающимся на протяжении 26 лет лечением, стопроцентной утратой трудоспособности и отсутствием полноценной жизнедеятельности, истец продолжает находиться в подавленном психическом состоянии. Несвоевременная выплата пособия повлекла его неспособность получить высокотехнологичное лечение и полноценное питание и улучшить жилищные условия. По причине низкого размера социальных выплат в <.......> руб., производимых Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации, он не имеет возможность приобрести указанные жизненные блага и в настоящее время. Данное обстоятельство вызывает у него чувство дискриминации в сравнении с такими же пострадавшими, которым указанное пособие было выплачено своевременно.
На основании вышеизложенных обстоятельств, истец просил признать за ним право на получение единовременного пособия, предусмотренного п.12 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в размере 1000000 руб.
Возложить на ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» обязанность по направлению документов страховщику для производства ему выплаты единовременного пособия, предусмотренного п.12 ст.3 ФЗ РФ от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в размере 1000000 руб.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по направлению документов страховщику для производства ему выплаты единовременного пособия, предусмотренного п. 12 ст. 3 ФЗ РФ от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», в размере 1000000 руб.
В дальнейшем истец требования изменил в части, просил признать за ним право на получение единовременного пособия, предусмотренного п.12 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в размере 1427146 руб. с учетом Постановлений Правительства Российской Федерации об индексации выплат военнослужащим.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Крутоголовова С.С. по доверенности Моисеева С.Ф. оспаривает законность и обоснованность решения суда в части отказа в удовлетворении требований истца о признании за ним права на получение единовременного пособия, предусмотренного п.12 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», и просит его отменить, приняв по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство обороны Российской Федерации и АО «Согаз» просят решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте апелляционного разбирательства.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив указанные доводы, изучив материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Крутоголовов С.С. при исполнении обязанностей военной службы по призыву, проходя службу в составе в/ч <.......> Министерства обороны Российской Федерации, при личном участии в мероприятиях по борьбе с терроризмом на территории <.......>, ДД.ММ.ГГГГ получил тяжёлую военную травму. Военно-врачебной комиссии ранение признано «Военной травмой» (получено при исполнении обязанностей службы), исключающей дальнейшее прохождение военной службы («не годен»). Истцу установлена <.......>, присвоен статус ветерана боевых действий. Истец награждён Орденом Мужества.
В 1995 году страховой организацией истцу в связи с получением травмы произведена страховая выплата в размере 10 месячных минимальных размеров оплаты труда, установленных на день наступления страхового события, а в 1998 году – произведена доплата в виде разницы между страховой суммой в размере 10 минимальных месячных окладов по воинской должности застрахованного, установленных на день оформления документов для военнослужащего проходящего военную службу по контракту и ранее выплаченной страховой суммой.
Однако иные выплаты, предусмотренные Законом «О статусе военнослужащих» - единовременное пособие в размере 60 окладов и страховая сумма в размере 50 окладов (в связи с установлением инвалидности), - ему не производились. О своём праве на получение в 1995 году полного возмещения вреда он узнал по истечению 25 лет.
Причиной невыплаты пособия явилось бездействие структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации - военного госпиталя и комиссариата, своевременно не исполнивших свою обязанность по оформлению документов и направлению их в страховую компанию.
Крутоголовов С.С., в лице своего представителя, обратился в 2020 и 2021 годах за получением пособия в размере 1000000 руб. к <.......> - страховщику по договору страхования от 1995 года, и в Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно ответу <.......> от ДД.ММ.ГГГГ, пострадавшему истцу в 1995 году в связи с получением тяжёлого ранения произведена страховая выплата в размере 10 МРОТ (а в 1998 году - разница между 10 МРОТ и 10 окладов военнослужащего по контракту), тем самым страховая компания выполнила свои обязательства в полном объёме.
Согласно ответу <.......> от ДД.ММ.ГГГГ, Страховая организация выполнила в 1998 году свои обязательства в полном объёме.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя требования истца о возложении на ФКУ «Военной комиссариат Волгоградской области» обязанность направить страховщику необходимые документы для производства Крутоголовову С.С. выплаты единовременного пособия, предусмотренного п.12 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в размере 1000000 рублей, с учетом соответствующей индексации данной суммы согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что из ответа Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, о том, что заявление Крутоголовова С.С. о выплате страхового возмещения принято к рассмотрению и истцу рекомендовано обратиться в военный комиссариат с соответствующим заявлением, следует, что Министерство обороны Российской Федерации не отрицает и не оспаривает наличие права истца на получение пособия.
В указанной части решение суда сторонами не оспаривается, оснований для проверки его законности и обоснованности в указанной части у судебной коллегии в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований истца о признании за ним права на получение единовременного пособия, предусмотренного п.12 ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», суд первой инстанции, исходил из того, что из возражений ответчиков следует, что данное право истца ответчики не оспаривают, а решение вопроса о данном праве лежит за пределами их компетенции и принадлежит страховой компании, в связи с чем, судом сделан вывод о том, что между истцом и ответчиками спор о праве истца на получение единовременного пособия отсутствует.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации № 4338-1 от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих» военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти) или увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы (военных сборов).
Порядок выплаты страховых сумм устанавливается Правительством Российской Федерации.
При получении военнослужащими в связи с исполнением ими обязанностей военной службы увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшего прохождения военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания (п. 3 ст. 18).
Указанный Закон Российской Федерации № 4338-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 18 которого, предусматривающая возможность выплаты единовременного пособия военнослужащим при увольнении с военной службы в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья либо заболевания, полученных или при исполнении обязанностей военной службы, утратила силу с 1 января 2012 г.
Во исполнение Закона Российской Федерации №4338-1 от 22 января 1993 г. Правительством Российской Федерации принято Постановление №295 от 5 апреля 1993 г. «О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел», согласно п. 1 которого граждане, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти), увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения ими службы (военных сборов), в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Постановлением.
В случае получения застрахованным в период прохождения службы (военных сборов) тяжелого ранения (контузии, травмы, увечья) военнослужащему подлежит выплате страховая сумма в размере 10 окладов денежного содержания (месячных минимальных размеров оплаты труда) (п. 3 указанного Постановления).
При признании военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, граждан, призванных на военные сборы, негодными по состоянию здоровья для дальнейшего прохождения службы (военных сборов) вследствие ранения, травмы, контузии, увечья или заболевания, имевших место в период прохождения службы (военных сборов), - 5 минимальных размеров оплаты труда, окладов (п. 3 Постановления от 5 апреля 1993 г. № 295).
Указанное постановление от 5 апреля 1993 г. № 295 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 855.
Приказом Минобороны Российской Федерации от <.......> «О порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей» утверждена Инструкция об организации обязательного государственного личного страхования и о порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим вооруженных сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей.
Страховое обеспечение, а в установленных законодательством случаях и единовременное пособие выплачиваются, если личное письменное заявление об их выплате направлено в <.......><.......> до истечения трех лет со дня наступления права на их получение.
Приказ Минобороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> утратил силу в связи с изданием Приказа Минобороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...>.
Из ст. 1 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», вступившего в законную силу с 1 января 2012 г., следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает денежное довольствие военнослужащих и отдельные выплаты военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
При увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его негодным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере:
1 000 000 руб. - военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, или гражданину, призванному на военные сборы (подп. 2 п. 12 ст. 3).
На момент обращения истца Крутоголовова С.С. за выплатой единовременного пособия действует Приказ Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> «О порядке выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Согласно пункту <.......> Порядка выплаты в Министерстве обороны Российской Федерации единовременных пособий, предусмотренных частями 8 и 12 статьи 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» являющегося приложением к Приказу Министра обороны от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, единовременные пособия военнослужащим или членам семей погибших (умерших) военнослужащих выплачиваются в установленных законодательством Российской Федерации случаях за счет средств Министерства обороны Российской Федерации организацией, с которой заключено соглашение об осуществлении выплат единовременных пособий военнослужащим и членам семей погибших (умерших) военнослужащих (далее - организация).
Выплата единовременных пособий производится организацией на основании документов, подтверждающих наступление у военнослужащих или членов семей погибших (умерших) военнослужащих права на соответствующие выплаты (далее - документы, необходимые для принятия решения о выплате единовременного пособия) (пункт <.......>).
Пунктом <.......> порядка предусмотрено, что причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с исполнением обязанностей военной службы и категория годности военнослужащего к военной службе, а также причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, приведшего к смерти военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, с исполнением обязанностей военной службы определяется военно-врачебными комиссиями (далее - ВВК) в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565. Указанная причинная связь определяется в формулировках «военная травма» или «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», либо «заболевание, радиационно обусловленное, получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска».
Согласно пункту <.......> Порядка для принятия решения о выплате единовременного пособия военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с признанием их ВВК не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания с формулировкой причинной связи с исполнением обязанностей военной службы, в частности, «военная травма» воинские части (военные комиссариаты, военные комиссариаты муниципального образования (муниципальных образований)) оформляют и направляют в организацию следующие документы: заявление на получение единовременного пособия, составленное по рекомендуемому образцу согласно приложению № <...> к настоящему Порядку; справку согласно приложению № <...> к настоящему Порядку; копию свидетельства о болезни; выписку из приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Из ответа <.......> от ДД.ММ.ГГГГ № <...> следует, что истец не имеет право на получение единовременного пособия в размере 60 месячных окладов денежного содержания в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 22.01.1993 №4338-1 «О статусе военнослужащих» поскольку он был уволен как выслуживший установленный законом РФ «О воинской обязанности» срок действительной военной службы.
Однако, из отметок в Военном билете Крутоголовова С.С. следует, что он: призван на действительную военную службу ДД.ММ.ГГГГ; принимал участие в боевых действиях на территории <.......> в составе в/ч <.......> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; получил ранение в боевых действиях на территории <.......>; награжден орденом «Мужества» Указ Президента РФ № <...> от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас на основании Приказа <.......>; ДД.ММ.ГГГГ освобожден от воинской обязанности <.......> по распоряжению начальника <.......>; ДД.ММ.ГГГГ принят на учет <.......>.
Как следует из Выписного эпикриза <.......> история болезни № <...>, Крутоголовов С.С. находился в <.......> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ клинический диагноз: <.......>.
ДД.ММ.ГГГГ Крутоголовов С.С. представлен на ВВК, на основании <.......> признан негодным к военной службе с исключением с воинского учета.
ДД.ММ.ГГГГ военно-врачебной комиссией <.......> <.......> выдано Свидетельство о болезни <.......> согласно которого Крутоголововым С.С. получено ранение при исполнении обязанностей военной службы и на основании статьи <.......> (приказ Министра обороны СССР 1987 года №260) он признан негодным к военной службе с исключением с воинского учета.
Согласно Выписке из Акта освидетельствования <.......> № <...> Крутоголовов С.С. был освидетельствован в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и ему установлена <.......> причина <.......>: ранение получено при исполнении обязанностей военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано удостоверение ветерана боевых действий, он является <.......> и имеет право на льготы установленные статьей 14 Федерального закона «О ветеранах».
Действительно, в архивной справке, выданной <.......> ДД.ММ.ГГГГ № <...> указано, что в приказе в/ч <.......> № <...> от ДД.ММ.ГГГГ значится: «Рядового Крутоголовова С. С.ча, находящегося за штатом <.......>, выслужившего установленный законом РФ «О Воинской службе срок действительной срочной службы», с сего числа исключить из списков личного состава части, всех видов довольствия».
Однако, согласно Свидетельству о болезни от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, Крутоголовов С.С. в результате ранения полученного при исполнении обязанностей военной службы признан негодным к военной службе с исключением с воинского учета и в Военном билете истца указано о том, что ДД.ММ.ГГГГ Крутоголовов С.С. уволен в запас на основании Приказа <.......>
Следовательно, Крутоголововым С.С. при исполнении обязанностей военной службы была получена военная травма, исключающая для него возможность дальнейшего прохождения военной службы, поэтому у него возникло право на получение единовременного пособия в размере 60 окладов денежного содержания, предусмотренного пунктом 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года №4338-1 «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на 1995 год).
Однако, органами военного ведомства изначально не был соблюден порядок сбора и направления документов для получения истцом данного единовременного пособия.
Из возражений ответчика Министерства обороны Российской Федерации на исковое заявление истца и его апелляционную жалобу следует, что действие Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ, вступившего в законную силу с 1 января 2012 г., не распространяется на правоотношения, возникшие до момента вступления его в законную силу, следовательно, поскольку травма получена истцом в 1995 году, он не имеет права на получение выплат, предусмотренных п. 12 ст. 3 указанного закона.
Таким образом, суждение суда первой инстанции о том, что ответчиками не оспаривается право истца на признании за ним права на получение единовременного пособия, предусмотренного п.12ст.3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ, является ошибочным.
Как из ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих», так и из действующего в настоящее время Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", следует, что субъектами права на получение социальных гарантий и компенсаций являются граждане, проходившие военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации (п. 3 ст. 2).
Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются, в том числе, гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей (ст. 5 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ).
Таким образом, истец имеет право на льготы и компенсации, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации для военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с военной травмой. Установленные по делу фактические обстоятельства, связанные с признанием Крутоголовова С.С. негодным к военной службе вследствие военной травмы, полученной при исполнении обязанностей военной службы, свидетельствуют о том, что у истца имеется право на получение единовременного пособия по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 04 июля 2017 года № 1439-О, учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим, а также вытекающую из ст. 7 (ч. 2), 39 (ч. 1) и 41 (ч. 1) Конституции РФ необходимость обеспечения эффективной государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, обязательное государственное страхование жизни и здоровья указанных лиц, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, предназначение которых - в максимальной степени компенсировать последствия изменения материального и социального статуса военнослужащего, обеспечив уровень возмещения вреда, соразмерный денежному довольствию, которое он получал на момент увольнения с военной службы (Постановления Конституционного Суда РФ от 20 октября 2010 года №18-П и от 17 мая 2011 года № 8-П).
Преследуя цель наиболее полно компенсировать военнослужащим, здоровью которых был причинен вред в связи с исполнением обязанностей военной службы, неблагоприятные материальные последствия, вызванные увольнением с военной службы, обусловленным невозможностью дальнейшего исполнения обязанностей военной службы, законодатель наряду с ежемесячными денежными выплатами, непосредственно направленными на восполнение утраченного денежного довольствия, предусмотрел для них также выплату единовременного пособия при увольнении в связи с признанием их не годными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы.
Выплата указанного единовременного пособия была предусмотрена п. 3 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», положения которого являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ; в Постановлении 17 мая 2011 года № 8-П, развивая правовые позиции, выраженные в Постановлении от 20 октября 2010 № 18-П, Конституционный Суд РФ указал, что данное единовременное пособие, будучи направленным на возмещение вреда здоровью, представляет собой дополнительную социальную гарантию, установленную специальным законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах.
В процессе реформирования системы денежного довольствия военнослужащих такая мера социальной поддержки была сохранена. С 01 января 2012 года п. 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» признан утратившим силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», ч. 12 ст. 3 которого предусмотрена выплата единовременного пособия при увольнении военнослужащего с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы. При этом размер указанного единовременного пособия определен в твердой сумме, а не в соотношении с размерами окладов военнослужащих, как это было предусмотрено п. 3 ст. 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Вместе с тем основания и условия выплаты единовременного пособия изменений не претерпели. Следовательно, не изменилась также его правовая природа и целевое предназначение как элемента публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Крутоголовова С.С. к Министерству обороны Российской Федерации и ФКУ «Военный комиссариат Волгоградской области» о признании права на получение единовременного пособия, предусмотренного пунктом 12 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в размере 1000000 рублей с учетом соответствующей индексации данной суммы согласно Постановлениям Правительства Российской Федерации подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении данных исковых требований Круголовова С.С.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░.░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░.░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░.░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 12 ░░░░░░ 3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 07.11.2011 №306-░░ «░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 1000000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: