дело №а-257/2015
Решение
Именем Российской Федерации
24 декабря 2015 года г. Ижевск УР
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Соловьева В.А., при секретаре П.Н.В. с участием представителя административного истца О.Е.Б.., представителя Правительства УР Т.А.А., представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра») П.А.В. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Государственного казенного образовательного учреждения «<данные изъяты>
установил:
Государственное казенное образовательное учреждение <данные изъяты> (далее-ГКОУ <данные изъяты> обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки земельного участка. Требования мотивировало тем, что ГКОУ <данные изъяты> является владельцем земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу<адрес> Кадастровая стоимость данного земельного участка была установлена в <данные изъяты> рублей. Согласно отчету об оценке, рыночная стоимость указанного земельного участка составила <данные изъяты> рублей. Сумма кадастровой стоимости земельного участка влияет на размер земельного налога.
В судебном заседании представитель административного истца требования, изложенные в заявлении, поддержал в полном объеме.
Представители Правительства УР и ФГБУ «ФКП Росреестра» не возражали против удовлетворения требования административного истца.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, данное лицо было извещено о времени и месте судебного заседания, неявка его представителя не препятствует рассмотрению данного дела по существу.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что на основании постановления <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. ГКОУ <данные изъяты> на праве постоянного (бессрочного) пользования, является владельцем земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" и составляет <данные изъяты> рублей.
Согласно отчету № от ДД.ММ.ГГГГ об оценке стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, составленного ООО «<данные изъяты> рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составила <данные изъяты> рублей.
Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ экспертного совета общероссийской общественной организации <данные изъяты> отчет об определении рыночной стоимости земельного участка № соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Поскольку кадастровая стоимость спорного земельного участка превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке земельного участка, административный истец обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с административным иском.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии со статьей 84 КАС РФ, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с п. 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно п. 10 Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки или индивидуально для конкретного объекта недвижимости рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, действовавшее на момент проведения кадастровой оценки земель, по результатам которой определена кадастровая стоимость земельного участка заявителя, допускало определение кадастровой стоимости объекта оценки как методами массовой оценки, так и индивидуально для конкретного объекта недвижимости (в размере рыночной его стоимости).
В связи с изложенным, суд полагает, что административный истец вправе требовать определения кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 62 КАС РФ – лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.5 ст. 247 КАС РФ - стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Часть 1 статьи 248 КАС РФ устанавливает:
основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком.
Административным истцом представлен отчет № от ДД.ММ.ГГГГ об определении рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, составленный ООО <данные изъяты> согласно которого рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рублей.
Законность и обоснованность данного отчета подтверждена экспертным заключением.
Представленные доказательства являются относимыми и допустимыми, поэтому учитывая отсутствие возражений со стороны административных ответчиков относительно данных, содержащихся в названном отчете, суд считает требование административного истца подлежащим удовлетворению.
Однако Постановлением Правительства УР от 30.11.2015 N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года" утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в УР, в соответствии с которыми определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, период действия кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, установленной в судебном порядке в размере его рыночной стоимости ограничен датой внесения сведений в государственный кадастр недвижимости о кадастровой стоимости названного объекта недвижимого имущества, утвержденной Постановлением Правительства УР от 30.11.2015 N 531 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года"
Руководствуясь статьями 247, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Государственного казенного образовательного учреждения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ об оспаривании результатов кадастровой оценки земельного участка, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей, на период с ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный кадастр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через Верховный Суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме изготовлено 24 декабря 2015 года.
Председательствующий судья Соловьев В.А.
копия верна судья Соловьев В.А.