Дело №2а-1755/17
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 10 января 2017г.
Первомайский районный суд г.Краснодара в составе:
председательствующего Гареевой С.Ю.
при секретаре Тищенко Т.П.
с участием помощника прокурора ФИО4
представителей административного истца ФИО5, ФИО6, действующих на основании доверенности,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования город Краснодар ФИО7, действующей на основании доверенности ,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО «Автотурист» к администрации муниципального образования город Краснодар о признании недействующим нормативного правового акта в части,
установил:
ООО «Автотурист» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования город Краснодар о признании недействующим постановления администрации муниципального образования город Краснодар № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара» в части утверждения проекта планировки земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, общей площадью 50+/-2 кв. метра.
В обоснование заявления указало, что является собственником объекта недвижимости «магазин», литер А,а, с инвентарным номером 22119, общей площадью 50,2 кв.м. в г. Краснодаре по <адрес>. Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 50 +/-2 кв.м. по адресу: <адрес>
Общество обратилось в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату на основании договора купли- продажи земельного участка. Однако, из письма администрации муниципального образования город Краснодар от 08.06.2016г. обществу было сообщено, что в предоставлении испрашиваемой государственной услуги отказано, поскольку согласно проекту планировки центральной части города, утвержденному постановлением Администрации муниципального образования город Краснодар № 815 от 18.03.2009 г. «Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара»испрашиваемый земельный участок расположен за красной линии застройки (территория общего пользования).
Учитывая, что расположенное на земельном участке с кадастровым номером № здание – магазин занимает всю его площадь 50 +/-2 кв.м., соответственно красная линия пересекает также объект недвижимости.
Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации наличие на указанных земельных участках красных линий создает объективные препятствия в их использовании заявителями для эксплуатации строений.
Из кадастрового паспорта спорного земельного участка, расположенного по адресу <адрес> с кадастровым номером № общей площадью 50+/-2 кв. метров видно, что он поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно технического паспорта на нежилое здание лит А,а, магазин расположенный в <адрес> был построен в 1960 году и приобретен административным истцом в собственность по договору купли-продажи от 23.04.1993г.
Таким образом, на момент установления постановлением Администрации муниципального образования город Краснодар № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара» красных линий, объект недвижимости «магазин» был завершен строительством, введен в эксплуатацию и оформлен в собственность заявителя, а земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет.
То есть, оспариваемое постановление в части земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, противоречит нормам закона, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность установления красных линий по уже существующим правомерным строениям лица - их собственника.
В судебном заседании представители административного истца ФИО5, ФИО6, действующие на основании доверенности, просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования город Краснодар ФИО7, действующая на основании доверенности против удовлетворения административного искового заявления возражала.
Помощник прокурора, участвующий в деле, ФИО4, полагала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.4 КАС РФ, ч.1 ст.11, ст.12 ГК РФ любое заинтересованное лицо, вправе обратиться в суд за защитой нарушенного права, охраняемого законом интереса, используя один или несколько способов защиты, в том числе, предусмотренных ст.ст.12,13 ГК РФ.
Ч.1 ст. 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу ч.7,8,9 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт, приведены в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Согласно п. 9 указанного Постановления к таким признакам отнесены: издание акта в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на 4 неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Кроме того, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу № также было установлено, что постановление Администрации муниципального образования город Краснодар № 815 от 18.03.2009 г. «Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара» является нормативным правовым актом
Таким образом постановление Администрации муниципального образования город Краснодар № 815 от 18.03.2009 г. «Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара» является нормативным правовым актом.
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером № общей площадью 50 +/-2 кв.м. по адресу: <адрес>
ООО «Автотурист» обратилось с заявлением в администрацию муниципального образования город Краснодар о предоставлении земельного участка в собственность за плату на основании договора купли- продажи земельного участка, на котором расположено принадлежащее обществу нежилое здание магазин литер А, а.
Письмом администрации муниципального образования город Краснодар за № от 08.06.2016г. обществу было сообщено, что в предоставлении испрашиваемой государственной услуги отказано, поскольку земельный участок находится за красной линией застройки (территорий общего пользования).
Учитывая, что расположенное на земельном участке с кадастровым номером № здание – магазин занимает всю его площадь 50 +/-2 кв.м., соответственно красная линия пересекает также объект недвижимости ООО «Автотурист».
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органом местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
В силу ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Частью 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ установлено, что при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории.
В соответствии с ч. 13 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46Кодекса.
Согласно п. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, особенностью подготовки документации по планировке территории является обязательное рассмотрение проектов планировки и проектов межевания территории до их утверждения на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений названной статьи (п. 6 ст. 46).
Порядок организации и проведения публичных слушаний по обсуждению документации о планировке территории установлен главой 2 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением Городской Думы г. Краснодара от 30.01.07г. №19 п.6. Пунктом 2 ст. 7 Правил установлено, что публичные слушания организует и проводит Комиссия по землепользованию и застройке.
Требования к составу Комиссии определяет п. 2 ст. 6 Правил. Из указанной нормы следует, что состав Комиссии формируется из представителей отраслевых, функциональных органов администрации муниципального образования город Краснодар, депутатов Городской Думы Краснодара, лиц, представляющих общественные и частные интересы граждан, владельцев недвижимости, общественных, коммерческих и иных организаций и утверждается решением городской Думы Краснодара. Председатель Комиссии выбирается из состава Комиссии.
В соответствии с ч. 7 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (ч. 8 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 24.01.2008 № 112 «О назначении публичных слушаний в муниципальном образовании город Краснодар» назначено проведение публичных слушаний по проекту постановления главы муниципального образования город Краснодар «Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара» на ДД.ММ.ГГГГ в 18.15, местом проведения публичных слушаний определен конференц-зал, расположенный в здании администрации Западного внутригородского округа города Краснодара по <адрес>. Указанное постановление опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Краснодарские известия».
15.02.2008 г. проведены публичные слушания по проекту постановления главы муниципального образования город Краснодар «Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара».
В газете «Краснодарские известия» 27.03.2008 г. было опубликовано заключение о результатах публичных слушаний по вопросу «Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара».
Доказательств извещения заявителя о времени и месте проведения публичных слушаний заинтересованное лицо суду не представлено.
Таким образом, собственник объекта недвижимости «магазин», литер А,а с инвентарным номером 22119, общей площадью 50,2 кв. м., расположенного в г. Краснодаре по <адрес> ООО «Автотурист» ни об этих, ни о последующих слушаниях не информировался и надлежащим образом не уведомлялся.
В связи с чем, административным ответчиком порядок проведения публичных слушаний не соблюден.
Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации наличие на указанных земельных участках красных линий создает объективные препятствия в осуществлении прав собственника.
Из кадастрового паспорта спорного земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым номером № общей площадью 50+/-2 кв. метров усматривается, что он поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно технического паспорта на нежилое здание литер А,а, магазин, расположенный по адресу: <адрес> был построен в 1960 году и приобретен административным истцом в собственность по договору купли-продажи от 23.04.1993г.
Таким образом, на момент установления постановлением администрации муниципального образования город Краснодар № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара» красных линий, объект недвижимости «магазин» был завершен строительством, введен в эксплуатацию и оформлен в собственность административного истца, а земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет.
То есть, оспариваемое постановление в части земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым номером № общей площадью 50+/-2 кв. метров противоречит нормам закона, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность установления красных линий по уже существующим правомерным строениям лица - их собственника.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам ст.84 КАС РФ, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.2 ст. 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
Принимая данное решение, суд также исходит из принципа единства судебной практики, а именно единого подхода к толкованию и применению судами норм права, и учитывает, что постановление администрации муниципального образования город Краснодар № от 18.03.2009г. было оспорено в части утверждения проекта планировки земельных участков по адресам: <адрес>, <адрес>, и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.03.2013г. признано недействующим по аналогичным основаниям. Кроме того, вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 02.07.2015г. постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 18.03.2009г. № также было признано недействующим в части утверждения проекта планировки земельного участка по адресу:<адрес>.
Руководствуясь ст.ст.174-179 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать недействующим постановление Администрации муниципального образования город Краснодар № 815 от 18.03.2009 г. «Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара» в части утверждения проекта планировки земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № общей площадью 50+/-2 кв. метра со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятии решения суда опубликовать в официальном печатном издании органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Первомайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья
Составлено: 10.01.2017г.