Решение по делу № 2а-1579/2019 от 01.07.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июля 2019 года по делу №2а-1579/2019

Рузский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Кривенцовой Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андриянцевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Иноземцевой Татьяны Вячеславовны к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области об оспаривании решений Комиссии по признанию пострадавшими и включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Иноземцева Т.В. обратилась в суд с административным иском к Главному управлению государственного строительного надзора Московской области о признании решения Комиссии, оформленного уведомлением от (дата) (протокол заседания Комиссии от (дата) №ПК-) об отказе в признании пострадавшим и включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, незаконным; признании ее пострадавшей и понуждении ко включению в реестр пострадавших граждан,

мотивируя просьбу тем, что она является гражданкой, осуществившей инвестирование денежных средств в строительство жилого дома по адресу: (адрес) составе Жилого комплекса «...», возводимого на земельном участке с видом разрешенного использования – для жилищного строительства, при этом вступила в ЖСК «...» с целью получения квартиры для проживания в многоквартирном жилом доме по адресу: (адрес).

Обязательства по оплате требуемых взносов выполнены им своевременно, надлежащим образом и в полном объеме. Правовым основанием для подписания договоров с участниками строительства являлся договор купли-продажи будущей недвижимости № от (дата), заключенный между ЖСК и АО «...». В соответствии с условиями договора, ориентировочный срок окончания строительства жилого дома – 2 квартал 2015 г.

Право требования истца указанного жилого помещения подтверждается договором об участии в ЖСК от (дата) Таким образом, ЖСК «...» принял на себя обязательства по участию в инвестировании строительства указанного выше жилого дома.

ЖСК «...» был создан до даты применения изменений в ч.3 ст.110 ЖК РФ (ФЗ №349-ФЗ от (дата)) и вправе привлекать денежные средства граждан в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье при строительстве жилых домов, не выступая при этом в качестве застройщика. Застройщиком строительства многоквартирного жилого дома являлось АО «...».

Определением Арбитражного суда М. (адрес) от (дата) в отношении АО «...» введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда М. (адрес) от (дата) должник признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. До настоящего времени строительство дома не завершено, обязательства по передаче жилых помещений застройщиком не выполнены.

(дата) Правительственная комиссия по экономическому развитию и интеграции одобрила предложенную Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ концепцию завершения строительства жилых объектов группы компаний «...» посредством участия в достройке объектов АКБ «...» (ПАО). Согласно принятой концепции строительство всех объектов группы компаний «...» должно было быть завершено не позднее конца 2018 г. С целью организации строительства объектов группы компаний «...», обеспечения контроля за его качеством и информирования участников строительства о выполнении застройщиками обязательств по передаче прав собственности на построенные квартиры, АКБ «...» (ПАО) создано ООО «...». В декабре 2015 г. в зону ответственности АКБ «...» (ПАО) передано 145 жилых объектов незавершенного строительства группы компаний «...» в 14 регионах России.

Протоколом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от (дата) в соответствии с письмом заместителя Председателя П. М. (адрес) Елянюшкина Г.В. о целесообразности передачи ЗАО «...» обязательств перед участниками строительства объектов ГК «...» в городском округе (адрес), была одобрена передача объектов строительства в количестве 15 домов ЗАО «...» с учетом принятия на себя обязательств предыдущего застройщика (АО «...»), а также строительства необходимой социальной инфраструктуры. Во исполнение указанного решения между АО «...» и ЗАО «...» был подписан договор аренды земельных участков от (дата), отражающий вопросы финансирования достройки объектов, графики строительства корпусов, проведение проектно-изыскательских мероприятий и передана необходимая исходно-разрешительная документация.

В настоящий момент права застройщика (ЗАО «...») подтверждается договором аренды земельных участков б/н от (дата), актом приема-передачи от (дата) земельных участков по договору аренды земельных участков от (дата) Собственником земельных участков является АО «...». Между тем, на дату подачи настоящего административного искового заявления, решения Протокола от (дата) по достройке объектов (адрес) в рамках концепции достройки объектов ГК «...» застройщиком ЗАО «...» не исполняются. Графики строительства проекта при его переуступке ЗАО «...» сдвинулись еще дальше сроков, обозначенных в графике санации под ведением АКБ «...» (ПАО), который располагал гарантированным финансированием. С момента принятия правительственной концепции введены в эксплуатацию только два объекта высокой степени готовности (корпуса , 16) в октябре 2017 г.

Несмотря на указанные выше обстоятельства, Главное управление государственного строительного надзора Московской области отказало административному истцу во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденный Приказом Минстроя России /пр от (дата), мотивируя это тем, что административный истец не соответствует одному из критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан, установленных п.2 приложения к Приказу, а именно: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина- участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось не на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с ФЗ №214-ФЗ от (дата).

Административный истец считает, что у административного ответчика не имелось оснований для отказа во включении его в реестр, в связи с чем, он вынужден обратиться в суд с вышеуказанным иском.

Административный истец Иноземцева Т.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика Главного управления государственного строительного надзора Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Проверив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.06.1995 г. №7-П и от 13.06.1996 г. №14-П, суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его все фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное ст. 46 Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.

Гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства регулируются Федеральным законом от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

Согласно частям 4 и 7 ст.23 и п.5.1 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», уполномоченный орган устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан. Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены пострадавшими и ведет реестр таких граждан.

Ведение Реестра на территории Московской области возложено на Главное управление государственного строительного надзора Московской области, которое является правопреемником Министерства строительного комплекса Московской области в части осуществления ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены в соответствии с пунктами 3 и 4 постановления Правительства Московской области от (дата) .

По делу установлено, что (дата) между Товариществом на вере (коммандитным товариществом) «...» ...», являющимся поверенным и действующим от имени ЖСК «...» и административным истцом Иноземцевой Т.В. заключен договор об участии в ЖСК . Предмет и условия указанного договора направлены на привлечение денежных средств административного истца с целью приобретения собственности Иноземцевой Т.В. на жилое помещение в виде отдельной квартиры в многоквартирном доме по строительному адресу: (адрес), имеющей следующие проектные характеристики: квартира, расположена на 4 этаже, секция , условный , ориентировочной площадью (с учетом балкона и/или лоджии с понижающим коэффициентом) всех помещений 38 кв.м.

Согласно п.1.6 договора, ориентировочный срок окончания строительства жилого дома, в котором будет расположена квартира, – 2 квартал 2015 года. После завершения строительства жилого дома, получения разрешения на его ввод в эксплуатацию и при условии выполнения пайщиком обязательств по внесению паевого взноса в полном объеме, пайщик приобретает право на оформление в собственность вышеуказанной квартиры (п.1.5 договора).

Свои обязательства по договору по оплате паевого взноса Иноземцева Т.В. исполнил в полном объеме, что подтверждается материалами дела.

Уведомлением от (дата) на основании решения Комиссии Главного государственного строительного надзора Московской области (протокол заседания Комиссии от (дата) №ПК-) Иноземцевой Т.В. было отказано во включении в реестр пострадавших граждан на основании несоответствия заявителей одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения к Приказу /пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от (дата), а именно: привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина – участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом №214-ФЗ; ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин.

Приказом Минстроя России от 12.08.2016 г. №560/пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение №1), и Правила ведения реестра таких граждан (приложение №2). В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения №2 к указанному Приказу, решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина. Согласно п.6 того же раздела, установлен исчерпывающий перечень документов.

Согласно п.п.1 п.10 Приказа Минстроя России от 12.08.2016 г. №560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан», заявитель не подлежит включению в реестр в том числе при условии несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения №1 к настоящему приказу.

При этом п.2 приложения №1 содержит исчерпывающий перечень критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан.

Вместе с тем, оснований для отказа по п.п.1 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан у Министерства строительного комплекса Московской области не имелось.

В силу пункта 4 Правил, включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Критериев.

Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (пункт 1 Критериев).

В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ, привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается в том числе, посредством членства в жилищно-строительном кооперативе.

Согласно пункту 11 «Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 04.12.2013 г., действие указанного закона распространяется также на отношения, возникшие при совершении, начиная с указанной выше даты, сделок по привлечению денежных средств граждан иными способами (заключении предварительных договоров купли-продажи жилых помещений в объекте строительства, договоров об инвестировании строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости, договоров займа, обязательства по которому в части возврата займа прекращаются с передачей жилого помещения в многоквартирном доме или ином объекте недвижимости после завершения его строительства в собственность, договоров о совместной деятельности в целях осуществления строительства многоквартирного жилого дома или иного объекта недвижимости и т.д.) в случаях, если судом с учётом существа фактически сложившихся отношений установлено, что сторонами действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве.

В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения названного Федерального закона. Аналогичная позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда РФ от 20.07.2016 г. №46-КГ16-5.

Исходя из разъяснений, данных в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 г. №441-О «если буквальное значение условий договора не позволяет определить его результаты, суд выясняет действительную общую волю сторон с учетом цели договора, принимая во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота и последующее поведение сторон (ст.431 Гражданского кодекса РФ)».

Суд, оценивая обстоятельства привлечения денежных средств истца, полагает, что заключенный договор об участии в ЖСК от (дата), исходя из положений ст.431 ГК РФ во взаимной связи со ст.ст.421, 422 ГК РФ, по форме, содержанию и условиям обязательства, соответствует всем существенным условиям договора участия в долевом строительстве.

Согласно п.5 ст.10 ГК РФ, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, а именно, истец обязательство по уплате денежных средств перед ЖСК «Заря» исполнил в полном объёме, следовательно, относится к числу пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Суд, оценив предоставленные доказательства и обстоятельства дела, не находит обстоятельств из перечня условий, установленного пунктом 10 Приложения , в силу которых истцу может быть оказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Доказательств ввода проблемного объекта в эксплуатацию ответчиком суду не представлено.

Из правового анализа вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что истец полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Таким образом, административный ответчик неправомерно отказал истцу во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, как не соответствующему критерию пп.1 п.10 Правил ведения реестра пострадавших граждан. В соответствии с пунктами 3 и 4 постановления П. М. (адрес) от (дата) Главное управление государственного строительного надзора М. (адрес) является правопреемником Министерства строительного комплекса М. (адрес) в части осуществления ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Учитывая изложенное, Товарищество на вере (коммандитное товарищество) «СУ-155» и Компания», являющееся поверенным и действующее от имени ЖСК «Заря», привлекшее денежные средства для строительства многоквартирного дома, на дату рассмотрения иска просрочил исполнение своих обязательств перед истцом, жилой дом в установленный договором срок, а также на дату обращения не построил, квартира в собственность истцу не передана.

Неисполнение застройщиком обязательств по договору участия в долевом строительстве жилого помещения, заключенному в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 г. №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов является критерием по признанию гражданина пострадавшим и включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Из правового анализа вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что административные истец полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Учитывая приведенные выше нормы права и установленные обстоятельства по делу, суд считает исковые требования истцов обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В силу требований ст.227 ч.3 п.1 КАС РФ суд считает необходимым указать в решении на необходимость административному истцу сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Иноземцевой Татьяны Вячеславовны удовлетворить.

Признать незаконным отказ Главного управления государственного строительного надзора Московской области во включении Иноземцевой Татьяны Вячеславовны в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, оформленный уведомлением от (дата) (протокол заседания Комисии от (дата) №ПК-).

Возложить на Главное управление государственного строительного надзора Московской области обязанность устранить нарушение прав административного истца путём включения Иноземцевой Татьяны Вячеславовны в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

Главному управлению государственного строительного надзора Московской области необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и Иноземцевой Татьяне Вячеславовне в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца через Рузский районный суд Московской области.

В окончательной форме решение изготовлено 02 августа 2019 года.

Судья Н.Н.Кривенцова

8

2а-1579/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Иноземцева Татьяна Вячеславовна
Ответчики
ГЛАВГОССТРОЙНАДЗОР МО
Суд
Рузский районный суд Московской области
Дело на странице суда
ruza.mo.sudrf.ru
25.04.2020Регистрация административного искового заявления
25.04.2020Передача материалов судье
25.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2020Судебное заседание
25.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2020Дело оформлено
25.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее