Дело №2-291/2024
УИД RS0005-01-2024-000252-46
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2024 года п. Сусанино
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Виноградовой М.В.,
при секретаре Смирновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Сусанинского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Северная основная общеобразовательная школа о возложении обязанностей»,
установил:
Прокурор Сусанинского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Северная основная общеобразовательная школа» об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить обучающихся 8 класса в полном объеме учебниками по всем учебным дисциплинам в соответствии с осваиваемой образовательной программой; обучающихся 1-3, 5-7,9 классов – учебниками по учебным дисциплинам «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура».
Свои требования мотивировал тем, что в ходе прокурорской проверки было установлено, что требования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части формирования в образовательных организациях библиотек, обеспечения учебниками и учебными пособиями обучающихся, в образовательной организации надлежащим образом не исполняются. На момент проверки обучающиеся 8 класса в полном объеме не обеспечены учебниками по всем учебным дисциплинам в соответствии с осваиваемой образовательной программой; обучающихся 1-3, 5-7,9 классов – учебниками по учебным дисциплинам «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура». По результатам проверки директору школы было внесено представление с требованием по обеспечению образовательной организации учебниками. Из ответа на данное представление следует, что требования прокурора в полном объеме не исполнены, нарушения не устранены. Выявленные при проведении проверки нарушения федерального законодательства свидетельствуют об ущемлении прав несовершеннолетних на получение гарантируемой государством услуги по образованию, соответствующих требованиям действующего законодательства, на полноценное освоение образовательной программы.
В судебном заседании представитель истца, действующая в порядке поручения на основании распоряжения Прокурора Костромской области, помощник Буйского межрайонного прокурора С.А.С. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика МОУ «Северная основная общеобразовательная школа» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки не известна. В отзыве на иск указано, что полномочия по финансированию обеспечения образовательного процесса возложены на органы власти Костромской области. В связи с тем, что норматив финансирования установлены в небольшом размере, не представляется возможным приобретение достаточного количества учебников, поэтому образовательная организация в первую очередь закупает учебники по тем дисциплинам, которые в полной мере требуют наглядного учебного пособия. Что касается дисциплин, указанных в исковом заявлении, то учебные пособия не носят первостепенный характер. По мере поступления денежных средств из областного бюджета учебники будут докуплены.
Дело в соответствии со ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в порядке заочного судопроизводства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Сусанинского муниципального района Костромской области по доверенности С.Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, в связи с отсутствием денежных средств для приобретения данных учебников, которые первостепенными не являются. Указала, что выделяемых субвенций недостаточно, а местный бюджет не может расходовать собственные денежные средства на данные цели. Также в суд поступил отзыв на иск, содержание которого аналогично отзыву школы b дополнительно указано, что подушевой норматив с ДД.ММ.ГГГГ составил 2 500 руб. в год на одного учащегося. При этом в бюджет Костромской области изменения с учетом повышения норматива для расчета субвенции бюджету Сусанинского муниципального района до настоящего времени не внесены. Соответственно, запланированные на 2024 год денежные средства рассчитаны из норматива, действовавшего до вступления в силу закона Костромской области от 25 марта 2024 года №467-7-ЗКО. Потребность учреждения исходя из заявленных исковых требований прокурора составляет 62 единицы, что в денежном выражении составляет 61 873 руб. (исходя из запрошенных сведений от издательства). За счет субвенций во все муниципальные общеобразовательные организации приобретено учебников на сумму 594786,50 руб. Остальные субвенции были потрачены на заработную плату, страховые взносы и оплату услуг. Таким образом, поступающие в бюджет района субвенции недостаточны для реализации потребности в учебных пособиях.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента образования и науки Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, от директора департамента поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, считает доводы, указанные в иске обоснованными. В отзыве на иск указал, что перечисление субвенций из областного бюджета местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ осуществляется департаментом образования и науки Костромской области два раза в месяц на основании заявки на финансирование муниципальных общеобразовательных организаций за счет субвенций из областного бюджета местным бюджетам на реализацию основных общеобразовательных программ, поступивший от муниципального органа управления образования Костромской области. Таким образом, субвенции местным бюджетам перечисляются ежемесячно общей суммой без указания направления расходования. В соответствии с п. 5 ст. 5 Закона Костромской области от 25 декабря 2013 года №477-5-ЗКО, органы местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно обеспечивают реализацию указанного закона применительно к муниципальным образовательным организациям в пределах субвенций. В 2023 году Сусанинскому муниципальному району были перечислены субвенции в размере 56 707 170 руб., задолженности перед бюджетом Сусанинского муниципального района не имеется. На 2024 год предусмотрены субвенции в размере 57 132 400 руб., перечислено по состоянию на 27 апреля 2024 года 17 508 300 руб. Выделяемые средства могут быть израсходованы в том числе на приобретение учебников в соответствии с федеральным перечнем учебником и учебных пособий, допущенных к использованию при реализации образовательных программ. Доказательств несоответствия размера субвенций, предусмотренных местному бюджету, региональным нормативам не представлено. В случае недостаточности финансирования образовательное учреждение и органы местного самоуправления, должны принимать меры к его увеличению (проводить инвентаризацию, формировать перечень закупаемых учебников, подавать заявки о выделении денежных средств для их приобретения, оспаривать в судебном порядке методики расчета субвенции, если они не покрывают необходимых расходов на приобретение учебников и т.п.).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, разрешение требований оставил на усмотрение суда, просил дела рассматривать в его отсутствие. В отзыве указано, что Департамент образования и науки Костромской области является главным распорядителем бюджетных средств на обеспечение образовательного процесса, участие Администрации Костромской области в отношениях по обеспечению учащихся муниципальных образовательных учреждений учебниками не предусмотрено.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента финансов Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, от директора департамента поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве на иск указано, что оснований для удовлетворения требований прокурора отсутствуют, поскольку приобретение учебных пособий до начала очередного учебного года осуществляется общеобразовательными организациями в плановом порядке. Вынесение судом решения о понуждении ответчика исполнить свои полномочия по обеспечению учебного процесса является излишним.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдел образования администрации Сусанинского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, от заведующей отделом поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В отзыве на иск указано, что требования не подлежат удовлетворению, поскольку образовательная организация не обеспечена в рамках предусмотренных законом полномочий органов государственной власти субъектов достаточными денежными средствами для приобретения необходимого количества учебников. В случае дополнительного финансирования из областного бюджета учебники будут приобретены незамедлительно.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 2, 4 ст. 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование в Российской Федерации является обязательным, при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение государственных гарантий прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из п. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями.
Согласно п. 1, п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), образовательными стандартами и самостоятельно устанавливаемыми требованиями.
Как следует из п. 1 ст. 35 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки МОУ «Северная основная общеобразовательная школа» было установлено, что обучающиеся 8 класса в полном объеме не обеспечены учебниками по всем учебным дисциплинам в соответствии с осваиваемой образовательной программой; обучающихся 1-3, 5-7,9 классов – учебниками по учебным дисциплинам «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура».
Указанные обстоятельства представителем ответчика, как и сама по себе необходимость приобретения указанных учебников, не оспариваются.
По результатам прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ директору школы было внесено представление с требованием по обеспечению образовательной организации учебниками.
Из ответа на данное представление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в 2023 году из регионального бюджета были выделены денежные средства в размере 47 975 руб., на эту сумму были приобретены учебники только по основным предметам. Отправлена заявка главе администрации на выделение денежных средств в сумме 46 530 руб. для приобретения недостающих учебников, в подтверждении чего представлена копия заявки от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, несмотря на установленную действующим законодательством обязанность образовательных учреждений обеспечить наличие учебных материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы, МОУ «Северная основная общеобразовательная школа», не обеспечило соответствующее оснащение образовательного процесса. Неисполнение ответчиком своих обязанностей по организации учебного процесса нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, что несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся.
Доводы представителя ответчика, третьих лиц о том, что выделяемые субвенции не достаточны для приобретения учебников, не могут быть признаны обоснованными по следующим основаниям.
Согласно п. 27 ч. 1 ст. 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исходя из ст. 4 Закон Костромской области от 04.03.2010 № 585-4-ЗКО «О региональных нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Костромской области» региональный норматив финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Костромской области, включает в себя подушевой норматив финансирования по фонду оплаты труда и подушевой норматив финансирования на обеспечение образовательного процесса.
Подушевой норматив финансирования по фонду оплаты труда включает в себя расходы на оплату труда работников государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Костромской области, страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подушевой норматив финансирования на обеспечение образовательного процесса включает в себя расходы на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, расходных материалов, канцелярских товаров, оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью, иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением учебного процесса - повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала государственных образовательных организаций, находящихся в ведении Костромской области, командировочные расходы, расходы на приобретение игр, игрушек (за исключением расходов на финансовое обеспечение учащихся, воспитанников, содержание зданий, коммунальных расходов, налогов и прочих расходов).
Подушевой норматив финансирования на обеспечение образовательного процесса устанавливается: осваивающего основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, - в размере 2500 рублей в год; в ред. Закона Костромской области от 25.03.2024 № 464-7-ЗКО, в прежней редакции составлял – 1040 руб. в год).
Из отзыва Департамента образования и науки Костромской области следует, что в 2023 году Сусанинскому муниципальному району были перечислены субвенции в размере 56 707 170 руб., задолженности перед бюджетом Сусанинского муниципального района не имеется. На 2024 год предусмотрены субвенции в размере 57 132 400 руб., перечислено по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 2024 года 17 508 300 руб. Выделяемые средства могут быть израсходованы, в том числе на приобретение учебников в соответствии с федеральным перечнем учебником и учебных пособий, допущенных к использованию при реализации образовательных программ.
С силу действующего законодательства Муниципальное общеобразовательное учреждение «Северная основная общеобразовательная школа» как юридическое лицо несет самостоятельную ответственность за неисполнение своих обязательств.
В случае недостаточности финансирования именно учреждение должно принимать меры к его увеличению (проводить инвентаризацию библиотечных фондов, формировать перечень закупаемых учебников, подавать заявки о выделении денежных средств для их приобретения, оспаривать в судебном порядке методики расчета субвенции, если они не покрывают необходимых расходов на приобретение учебников, и т.п.).
Доказательств принятия руководством учреждения активных мер, направленных на предоставление дополнительных заявок о выделении денежных средств для приобретения литературы в уполномоченный орган, оспаривание методики расчета субвенций, а также доказательств выделения денежных средств (субвенций) школе на текущий учебный год менее установленного и запрашиваемого учреждением норматива суду не представлено. Имеющиеся в материалах дела обращение директора школы в администрацию Сусанинского муниципального образования не может служить основанием для отказа в иске. При этом, обеспечение школой обучающихся печатными является обязательным, а недостаточность финансирования не является обстоятельством, освобождающим образовательное учреждение от исполнения обязанности по надлежащей организации учебного процесса.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Прокурор Сусанинского района просит установить срок исполнения решения – до ДД.ММ.ГГГГ, который суд находит достаточным и разумным, необходимости приобретения учебников до начала очередного учебного года, того обстоятельства, что представление об устранении данного нарушения было вынесено еще ДД.ММ.ГГГГ и учебники по данным предметам полностью в школе отсутствуют. Каких-либо допустимых доказательств того, что для исполнения данных требований требуется больше времени, суду при рассмотрении дела не представлено.
Таким образом, исковые требования являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Сусанинского района в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Северная основная общеобразовательная школа» (№) в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить обучающихся 8 класса в полном объеме учебниками по всем учебным дисциплинам в соответствии с осваиваемой образовательной программой; обучающихся 1-3, 5-7,9 классов – учебниками по учебным дисциплинам «Технология», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Физическая культура».
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в Буйский районный суд Костромской области (п. Сусанино) заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии решения суда.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Буйский районный суд Костромской области (п. Сусанино) в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Заочное решение суда может быть обжаловано иными лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Буйский районный суд Костромской области (п. Сусанино) в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий М.В. Виноградова
Заочное решение суда в окончательной форме принято 06 июня 2024 года