УИД42RS0№-50
Дело № 2-1117/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Осинники 15 ноября 2021 года
Осинниковский городской суд Кемеровской области
в составе председательствующего судьи Зверьковой А.М.,
при секретаре Дубровиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Осинники и г.Калтане к Муниципальному казенному учреждению «Жилищно-коммунальное управление» города Осинники о понуждении к исполнению санитарно-эпидемиологического законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Истец - Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Осинники и г.Калтане (далее Управление Роспотребнадзора по г.Осинники г.Калтану) обратился с иском к ответчику МКУ «ЖКУ» г.Осинники, в котором просит обязать Муниципальное казенное учреждение «Жилищно-коммунальное управление» в срок до 01 июля 2022 года на кладбище в районе ул. Партизанская г. Осинники, на кладбище п. Тайжина район ул. Таежная г. Осинники, на кладбище район «Стройгородок» г.Осинники, на кладбище ул. Шурак г. Осинники выполнить следующие мероприятия: ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов; оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов путем укладки твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; установить урны и выполнить обваловку территории кладбища.
Требования обосновывает тем, что в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области-Кузбассу в городе Осинники и городе Калтане поступило обращение жителей г. Осинники на размещение несанкционированных свалок на территории кладбищ Осинниковского городского округа. В ходе административного расследования, проведенного специалистом территориального отдела в отношении МКУ «ЖКУ», выявлен ряд нарушений на кладбище в районе ул. Партизанская г. Осинники, на кладбище п. Тайжина район ул. Таежная г.Осинники, на кладбище район «Стройгородок» г. Осинники, на кладбище ул. Шурак г. Осинники: размещение несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов на территории кладбища; контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов на территории кладбища не оборудованы, металлические контейнеры установлены на грунт, отсутствуют твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждение, обеспечивающие предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; отсутствуют урны и обваловка территории кладбища. За вышеуказанные правонарушения ответчик привлечен к административной ответственности в виде предупреждения. Ответчиком до настоящего времени не предприняты меры к устранению санитарно-эпидемиологических правонарушений, что в свою очередь нарушает права граждан г.Осинники на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья.
В судебном заседании представитель истца Управление Роспотребнадзора по г.Осинники г.Калтану Брагоренко О.А., действующая на основании доверенности № 143-С/2021 от 30.12.2020 исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МКУ «ЖКУ» Евтушенко О.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования признала частично, просила исковые требования истца удовлетворить в части обязания Муниципального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное управление» в срок до 01.07.2023 на кладбище в районе ул. Партизанская г. Осинники, на кладбище в п. Тайжина район ул. Таежная г. Осинники, на кладбище район «Стройгородок» г. Осинники, на кладбище ул. Шурак г. Осинники выполнения следующих мероприятий: оборудовать контейнерные площадки для сбора ТКО путем укладки твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждения, обеспечивающего предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки; выполнить обваловку части некоторых территорий кладбищ; ликвидировать несанкционированные свалки ТКО на кладбище в п. Тайжина район ул. Таежная г. Осинники, на кладбище ул. Шурак г. Осинники. В остальной части иска отказать. Пояснила, что МКУ «ЖКУ» ликвидировало несанкционированные свалки ТКО на кладбище в районе ул. Партизанская г.Осинники, район «Стройгородок» г. Осинники. 01.07.2021 МКУ «ЖКУ» заключили договор N216-21/ЭГ-СО на оказание услуг по санитарной очистке с АО «ЭкоГрад» по которому осуществляется вывоз мусора с кладбищ. Несанкционированных свалок нет. Требование об установлении урн на кладбищах считает излишними. По причине, что истец ссылается на п. 29 СанПиН 2.1.3684-21 из которого следует, что на территориях общего пользования населенных пунктов владельцами этих территорий должны быть установлены урны, расстояние между урнами должно составлять не более 100 метров. Удаление отходов из урн должно обеспечиваться не реже 1 раза в сутки. Но согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлены основные понятия, такое понятие как территории общего пользования - это те территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). Кладбище - это не территория, предназначенная для беспрепятственного пользования. Кладбище имеет график работы, внутренние установленные правила. Кроме того согласно раздела 1.19 «Правил благоустройства и эксплуатации объектов благоустройства на территории муниципального образования - Осинниковский городской округ» установлено определение урна - мобильная емкость для сбора ТБО объемом не более 0,5 куб. м., устанавливаемая на улицах, у входов в нежилые помещения и здания, в иных местах массового пребывания граждан. Этими же Правилами разделом 3.6 «Благоустройства отдельных объектов и элементов», подразделом 3.6.5 «Уличное коммунально-бытовое оборудование» п. 3.6.5.3 установлено «Для складирования коммунальных отходов на территории муниципального образования (улицах, площадях, объектах рекреации) следует применять контейнеры и (или) урны. На территории объектов рекреации расстановку контейнеров и урн целесообразно предусматривать у скамей, некапитальных нестационарных сооружений и уличного технического оборудования, ориентированных на продажу продуктов питания. Кроме того, урны рекомендуется устанавливать на остановках общественного транспорта. Во всех случаях целесообразно предусматривать расстановку, не мешающую передвижению пешеходов, проезду инвалидных и детских колясок». А кладбища спроектированы таким образом, что не предусматривают пешеходных зон и (или) пешеходных дорожек. На кладбищах имеются дороги, эти дороги настолько узкие, что с трудом разъезжаются два легковых автомобиля, покрытие дорог грунтовое. Пешеходы двигаются по проезжей части. Спланировать на кладбище пешеходную тропинку нет возможности по причине старой застройки. Устанавливать на проезжей части урны нецелесообразно, они создадут помехи при движении пешеходам, специальному транспорту, личному транспорту, и уборочной технике. В зимний и осенне-весенний период очистка от снега и льда дорог кладбища осуществляется тракторами, что приведёт к неизбежному повреждению установленных на дороге конструкций (урн). Обваловку территории кладбища район «Стройгородок» г. Осинники и ул.Шурак г. Осинники выполнять нецелесообразно, т.к. кладбища старые, новых захоронений не производится, находятся удаленно от мест проживания, талые и сточные воды в зону проживания не поступают, часть периметра ограждена зелеными насаждениями (лес). Срок исполнения обязательства 01.07.2022, который требует истец, считаем неразумным, т.к. МКУ «ЖКУ» является казенным учреждением и получателем бюджетных средств, утверждает в администрации Осинниковского городского округа Кемеровской области-Кузбассе бюджетную роспись. На 2022 год роспись утверждается в декабре 2021 г. В проекте бюджета на 2022 г. МКУ «ЖКУ» запланированы расходы на содержание кладбищ: вывоз отходов; оборудование контейнерных площадок; обваловка территорий. На настоящий момент нет подтверждения, что запланированные на 2022 год расходы на содержание кладбищ будут утверждены полным перечнем, т.к. Осинниковский городской округ является
дотационным, налоговая база низкая, приоритетным направлением бюджета является выплата заработной платы и отпускных работникам бюджетной сферы, оплата за потребленные энергоресурсы бюджетными учреждениями, и оплата за поставленные продукты питания в дошкольные образовательные учреждения городского округа. Еще тот факт, что погодные условия нашего региона, а именно зимний период, не заканчивается с последним месяцем зимы, снег лежит до конца весны, производить обваловку вокруг кладбища по мокрому сползающему грунту опасно, т.к. техника может не удержаться и сползти, оборудовать контейнерные площадки в мокрый грунт тоже нецелесообразно.
Заслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В ст. 42 Конституции РФ закреплено, что право на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантировано государством.
Согласно ст.11, ст.23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучия населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечить безопасность для здоровья человека выполняемых работ, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – «закон»), органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу положений пунктов 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 17 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.
Из п. 65. СанПиН 2.1.3684-21 следует, что на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.
Пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров
и (или) специальные площадки для накопления крупно-габаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно п. 29. СанПиН 2.1.3684-21 на территориях общего пользования населенных пунктов владельцами этих территорий должны быть установлены урны, расстояние между урнами должно составлять не более 100 метров. Удаление отходов из урн должно обеспечиваться не реже 1 раза в сутки.
Судом установлено, что полномочиями по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Осинниковского городского округа наделено МКУ «ЖКУ».
В соответствии с Уставом МКУ «ЖКУ», утвержденным Главой города Осинники 01.02.2011, МКУ «ЖКУ» создано на основании распоряжения администрации Осинниковского городского округа №154-Р от 01.02.2011, является некоммерческой организацией, финансируемой за счет бюджета на основе сметы и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение находится в ведении администрации Осинниковского городского округа, осуществляющей бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Основным видом деятельности МКУ «ЖКУ», в соответствии с Уставом, в числе прочих, является деятельность по принятию и исполнению в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с изменениями в Устав МКУ «ЖКУ» от 2019г., п.2.1 Устава изложен в следующей редакции: Учреждение создано в целях реализации положений Бюджетного кодекса РФ по организации в муниципальном образовании - Осинниковский городской округ бюджетного процесса в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обслуживания населения, снабжения населения топливом, реализации положений действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок размещения заказов по поставке товаров, выполнения работ и услуг для муниципальных нужд в сфере жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования - Осинниковский городской округ, а также реализации иных полномочий Администрации Осинниковского городского округа в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности МКУ «ЖКУ» является деятельность органов местного самоуправления городских округов.
В территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области - Кузбассу в г.Осинники и г.Калтане поступило обращение №., а также в прокуратуру Кемеровской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области поступило коллективное заявление с приложенными фотографиями от иных жителей г. Осинники, с просьбой принять меры прокурорского реагирования на многочисленные нарушения санитарно-эпидемического законодательства на кладбищах, расположенных в городской черте г.Осинники и прилегающих поселков, а именно: кладбище ул.Партизанская, кладбище в районе «Стройгородок», кладбище ул.Шурак, кладбище п.Тайжина, кладбище ул.Пушкина.
Постановлением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 18.08.2021 МКУ «Жилищно-коммунальное управление» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание с применением ст.4.1.1 КоАП РФ, в виде предупреждения (л.д.21-31).
Как указывает истец, ответчиком до настоящего времени не предприняты меры к устранению санитарно-эпидемиологических правонарушений, что в свою очередь нарушает права граждан г.Осинники на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья.
Суд считает необходимым отметить, что при наличии сведений о привлечении ответчика к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, доводы истца о нарушении ответчиком законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившаяся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, являются обоснованными.
Доводы ответчика о недостаточном финансировании и недостаточном сроке исполнения решения суда, суд находит несостоятельными. МУП «ЖКУ» не лишено возможности запрашивать дополнительные лимиты бюджетных ассигнований, для исполнения решения суда, с учетом формирования бюджетной росписи на 2022 год в декабре 2021 года. Срок, в течение которого истец просит обязать ответчика исполнить решение суда, является достаточным.
С учетом изложенного, суд считает необходимым удовлетворить требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г.Осинники и г.Калтане, в полном объеме.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 рублей (подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации)
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Муниципальное казенное учреждение «Жилищно- коммунальное управление» в срок до 01 июля 2022 года на кладбище в районе ул. Партизанская г. Осинники, на кладбище п. Тайжина район ул. Таежная г. Осинники, на кладбище район «Стройгородок» г. Осинники, на кладбище ул. Шурак г. Осинники выполнить следующие мероприятия: ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов; оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов путем укладки твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод и ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; установить урны и выполнить обваловку территории кладбища.
Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное управление» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2021.
Судья А.М.Зверькова