79RS0002-01-2021-001510-67
Дело № 2а-779/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 апреля 2021 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Шелепановой И. Г.,
при секретаре Чернышовой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане административное дело по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по ЕАО к ФИО2 в лице законного представителя Завориной Ольги Сергеевны о взыскании обязательных платежей,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной налоговой службы по ЕАО обратилось в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 в лице законного представителя Завориной Ольги Сергеевны о взыскании обязательных платежей. Свои требования мотивировали тем, что согласно сведений, представленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Еврейской автономной области на основании и. 4 ст. 85 НК РФ, в собственности ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., <адрес> <адрес>, с 19.07.2010 по 02.08.2017 года находилось недвижимое имущество: Квартира по адресу: <адрес>, кадастровый номер: №, являющаяся в соответствии со ст. 401 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц. Также с 2017 года в собственности у ФИО6 находится недвижимое имущество: Квартира по адресу: <адрес> кадастровый номер: №; Земельный участок, адрес: <адрес>, кадастровый номер: №, являющийся, в соответствии со ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), объектом налогообложения по земельному налогу. В соответствии со ст.ст. 387, 400 НК РФ ФИО5 ФИО7 является плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц и, в соответствии с п. 1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации, обязана уплачивать законно установленные налоги. Пунктом 2 ст. 27 НК РФ предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации (за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно. Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов. Законным представителем ФИО5 ФИО8 является Заворина Ольга Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>. В соответствии с п. 2 ст. 409 НК РФ, налогоплательщику направлено налоговое уведомление от 06.08.2016 №, в котором исчислен налог на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 131,00 руб. В связи с неуплатой налога в установленный срок, в соответствии со ст. 69 НК РФ. в адрес налогоплательщика направлено требование от 09.02.2017 № об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 131,00 руб., пени в размере 3,01 руб., в котором предложено в добровольном порядке погасить задолженность в срок до 21.03.2017. Завориной О.С. направлено налоговое уведомление от 26.07.2017 №, в котором исчислен налог на имущество физических лиц за 2016 г. в сумме 152,00 руб. В связи с неуплатой налога в установленный срок, в соответствии со ст. 69 ПК РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование от 22.06.2018 № об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 г. в размере 152,00 руб. и пени 7,70 руб., в котором предложено в добровольном порядке погасить задолженность в срок до 31.07.2017. Налогоплательщику направлено налоговое уведомление от 11.09.2018 №, в котором исчислен земельный налог за 2017 год в сумме 48,00 руб., налог на имущество физических лиц в сумме 122,00 руб. В связи с неуплатой налога в установленный срок, в соответствии со ст. 69 НК РФ, в адрес налогоплательщика направлено требование от 05.07.2019 № об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 122,00 руб. и пени 0,12 руб., задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 48,00 руб. и пени 2,64 руб., в котором предложено в добровольном порядке погасить задолженность в срок до 12.11.2019. Также в адрес налогоплательщика были направлены требования: от 09.07.2019 № об уплате пени по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 гг. в размере 36,24 руб., пени земельному налогу за 2017 г. в размере 0,04 руб., в котором предложено в добровольном порядке погасить задолженность в срок до 28.10.2019; от 10.07.2019 № об уплате пени по налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 гг. в размере 0,06 руб., пени земельному налогу за 2017 г. в размере 0,02 руб., в котором предложено в добровольном порядке погасить задолженность в срок до 29.10.2019. На дату составления искового заявления задолженность по земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени, указанная в требованиях оплачена не в полном объеме. Задолженность по требованию от 09.02.2017 № составляет 134,01 руб., по требованию от 22.06.2018 № составляет 159,70 руб., по требованию от 05.07.2019 № составляет 122,12 руб., по требованию от 09.07.2019 № составляет 16,75 руб., по требованию от 10.07.2019 № составляет 0,06 руб. Всего 432,64 руб. Согласно п. 2 ст. 286 КАС РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. В порядке административного судопроизводства к компетенции мирового судьи, в соответствии со ст. 17.1 КАС РФ, отнесено только производство по административным делам о вынесении судебного приказа, разрешение ходатайства о восстановлении процессуального срока для подачи заявления о взыскании ст. 19 КАС РФ отнесено к компетенции районного суда. Просят суд восстановить пропущенный срок для обращения с административным исковым заявлением и взыскать с ФИО2 в лице законного представителя Завориной Ольги Сергеевны задолженность по уплате пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 134,01 руб.; налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 152 руб., пени 7,70 руб.; налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 122 руб., пени 0,12 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016, 2017 г.г. в размере 16,75 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2016,2017 г.г. в размере 0, 06 руб., всего взыскать 432,64 рублей.
В судебное заседание административный истец, не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель административного ответчика Заворина О. С. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы, государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Согласно ч. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании приказа ФНС России № ЕД-7-4/639 от 07.09.2020 внесены изменения в приказ ФНС России № ЕД-7-4/587 от 17.08.2020, ИФНС России по г. Биробиджану ЕАО, Межрайонная ИФНС России № 1 по ЕАО считаются реорганизованными путем присоединения к УФНС России по ЕАО с 14.12.2020.
Из материалов дела следует, что ИФНС России по г. Биробиджану в адрес административного ответчика направлено требование № от 09.02.2017 об уплате недоимки в размере 131,00 руб. и пени в размере 3,01 руб. со сроком исполнения до 21.07.2017, требование № от 22.06.2018 об уплате недоимки в размере 152,00 руб. и пени в размере 7,70 руб. со сроком исполнения до 31.07.2018, требование № от 05.07.2019 об уплате недоимки в размере 1701,00 руб. и пени в размере 2,76 руб. со сроком исполнения до 12.11.2019, требование № об уплате пени в размере 36,26 руб. со сроком исполнения до 29.10.2019, требование № об уплате пени в размере 0,08 руб. со сроком исполнения до 29.10.2019
Таким образом, срок для обращения в суд с настоящим административным иском истек 09.08.2020, в суд административное исковое заявление подано 16.02.2021 с пропуском установленного Налоговым кодексом РФ срока.
УФНС по ЕАО представлено ходатайство о восстановлении срока подачи административного искового заявления.
Суд не находит оснований для признания причины пропуска срока уважительными, поскольку у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности.
При этом суд учитывает, что УФНС по ЕАО является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Кроме того, не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего заявления в установленный срок.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Суд считает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока, административным истцом суду представлено не было.
При указанных обстоятельствах, суд считает, что УФНС по ЕАО установленный законом срок для подачи в суд настоящего административного искового заявления пропущен, причины пропуска срока суд расценивает как не уважительные, оснований для восстановления срока не имеется.
Согласно ч. 5 ст. 138 КАС РФ, в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 48 НК РФ, ст. ст. 174-177 КАС РФ,
Р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░