Решение по делу № 33-13839/2016 от 14.07.2016

Судья Зыбунова Е.В. дело № 33-13839/2016

учёт № 101г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 августа 2016 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,

судей Фахрутдиновой Р.А., Шакировой З.И.,

при секретаре судебного заседания Гилязетдиновой Э.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе
Шешиной Л.К. на решение Вахитовского районного суда г. Казани от
31 мая 2016 года, которым в удовлетворении иска Шешиной Л.К. к Исполнительному комитету муниципального образования
г. Казани о предоставлении благоустроенного жилого помещения отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Шешиной Л.К., её представителя – Дементьевой Ю.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани –
Павлова Р.В., возражавшего доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Шешина Л.К. обратились к Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани (далее по тексту – Исполком г. Казани) с иском о предоставлении благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, применительно к условиям населённого пункта
г. Казани, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению не менее 25,10 кв. м, находящемуся в черте населённого пункта
г. Казани.

В обоснование требований указано, что истица является собственником квартиры общей площадью 25,10 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. Постановлением Исполкома г. Казани № .... от 30 декабря 2009 года вышеуказанный жилой дом признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Пунктами 2, 3 указанного постановления принято решение о переселении жильцов указанного дома и его сносе. Однако данное постановление по настоящее время не исполнено.

В соответствии с протоколом совещания по вопросам Республиканской адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утверждённому Премьер-министром Республики Татарстан Халиковым И.Ш. от 25 декабря 2013 года № ...., и распоряжением Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее по тексту – МСА ЖКХ РТ) от 12 января 2014 года № ...., выкуп у собственников аварийного жилья планируется производить из расчёта 11022 рублей за один квадратный метр. Шешина Л.К. не согласна с данной выкупной ценой, считает её заниженной. Независимый эксперт-оценщик определил выкупную стоимость квартиры в три раза больше, чем предлагает ответчик. Между тем, часть 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет выкупную цену как рыночную стоимость жилого помещения. Предлагаемая ответчиком выкупная цена не является рыночной. В настоящее время истица является пенсионером, её пенсия составляет 11555 рублей, в связи с чем она не сможет оплачивать социальную ипотеку под 7% годовых сроком на 25 лет.

В суде первой инстанции Шешина Л.К., её представитель исковые требования поддержали.

Представитель Исполкома г. Казани иск не признал.

Представитель третьего лица – муниципального казённого учреждения «Управление жилищной политики Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» (далее по тексту – УЖП ИКМО г. Казани) с иском не согласился.

Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе Шешина Л.К. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Ссылается на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П, согласно которой обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильём самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти. Выражает несогласие с размером выкупной цены, предложенной Исполкомом г. Казани. Указывает, что при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Также ссылается на положения части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно которым собственник имеет право выбора на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

В суде апелляционной инстанции Шешина Л.К., её представитель – Дементьева Ю.П. поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель Исполкома г. Казани – Павлов Р.В. возражал доводам апелляционной жалобы.

Представитель третьего лица – УЖП ИКМО г. Казани в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанного лица в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

В соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

По смыслу указанных положений с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. При этом соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.

Из материалов дела следует, что Шешина Л.К. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 25,10 кв. м.

Постановлением Исполкома г. Казани от 30 декабря 2009 года № .... вышеуказанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

Как следует из пунктов 2, 3 вышеуказанного Постановления, на УЖП ИКМО г. Казани возложена обязанность обеспечить переселение жильцов дома <адрес>, на собственников жилых помещений данного дома – произвести его снос.

Постановлением Исполкома г. Казани от 11 сентября 2013 года № ...., с учётом изменений, внесённых Постановлением Исполкома г. Казани от
25 декабря 2015 года № 4516, дом <адрес> включён в муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы.

Во исполнение Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ
«О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в пределах выделяемых Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан объемов финансирования в целях обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Казани на 2013 - 2017 годы выкупная стоимость аварийного жилья, находящегося в собственности граждан, установлена в размере 11022 рублей за 1 кв. метр.

Шешиной Л.К. предложено заключить договор о выкупе принадлежащего ей жилого помещения по цене за 11022 рублей за квадратный метр, что подтверждается ответом на обращение истцы заместителя руководителя Исполкома г. Казани от 16 марта 2016 года.

Судом установлено, что истица на выкуп квартиры по предложенной ей цене не согласна.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска, поскольку то обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая Шешиной Л.К. на праве собственности квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанной выше адресной Программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, что согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.

Положения части 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года
№ 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» также указывают на необходимость соблюдения общих правил, предусмотренных жилищным законодательством, при разрешении вопроса о переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

Таким образом, наличие соглашения между Исполкомом и собственником помещения в аварийном доме, предусмотренного частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, является обязательным условием для получения иного благоустроенного жилья взамен аварийного.

Кроме того, в обязанности Исполкома в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входит предоставление других благоустроенных жилых помещений только гражданам признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 01 декабря 2009 года № 1548-О-О, от 23 марта 2010 года № 331-О-О и других, жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, которые признаны малоимущими или указаны в законе.

Между тем, Шешина Л.К. в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и малоимущей не признана, на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, в Исполком г. Казани с таким заявлением не обращалась.

В силу указанных обстоятельств ссылки в апелляционной жалобе на часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не влияют на правильность вынесенного решения суда.

Кроме того, согласно Приказу Минстроя России от 09 декабря 2013 года
№ 23/МС «Об утверждении методических рекомендаций по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда» при предоставлении в собственность жилых помещений взамен изымаемых жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, в том числе в случае, если стоимость предоставляемых жилых помещений выше выкупной цены, следует руководствоваться статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 6 и 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.

В соответствии с подпунктом «и» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14
«О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

Органам местного самоуправления в целях заключения указанных соглашений с гражданами - собственниками помещений в аварийных многоквартирных домах рекомендуется осуществить мероприятия, в том числе по обеспечению согласования с собственниками величины разницы между стоимостью предоставляемых жилых помещений и выкупной ценой изымаемых жилых помещений, которая должна быть оплачена собственниками изымаемых жилых помещений и заключению с такими собственниками соответствующих соглашений.

Исходя из системного толкования вышеприведённых норм права, действующее законодательство не предусматривает обязанность государственных и муниципальных органов бесплатно обеспечить собственников жилых помещений, находящихся в домах, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу, благоустроенными жилыми помещениями.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации», не опровергают выводов суда, поскольку с требованиями об оспаривании предложенной ответчиком выкупной цены истица не обращалась.

В связи с этим ссылки в апелляционной жалобе на несогласие с размером выкупной цены, предлагаемой Исполкомом г. Казани не влияют на правильность вынесенного решения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда противоречат правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 05 марта 2009 года № 376-О-П, согласно которой обязанность оказывать содействие в обеспечении жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильём самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти, судебной коллегией признаются несостоятельными.

В указанном Определении Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Судом установлено, что Шешина Л.К. к категории таких граждан не относится.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

На основании изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вахитовского районного суда г. Казани от 31 мая 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Шешиной Л.К. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

33-13839/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Шешина Л.К.
Ответчики
ИК МО г.Казани
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
18.08.2016Судебное заседание
23.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.08.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее