Дело № 2а-1490/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2018 года г. Сергиев Посад
Московской области
Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Миридоновой М.А., при секретаре судебного заседания Рустамовой А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску верба тв к Администрации Сергиево-Посадского района, межведомственной комиссии Сергиево-Посадского района о признании заключения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, о взыскании судебных расходов,
при участии представителя административного истца по доверенности Бабанова А.В.
при участии представителя административных ответчиков Администрации Сергиево-Посадского района, межведомственной комиссии Администрации Сергиево-Посадского района по доверенности Петровой С.А.,
УСТАНОВИЛ:
Верба Т.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации Сергиево-Посадского района, межведомственной комиссии Сергиево-Посадского района о признании заключения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, о взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указано, что Верба Т.А. является собственником части дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. 19.12.2017г. истец узнала о наличии постановления Главы Администрации городского поселения Сергиев Посад от 05.10.2017г. № 379-п которым утверждено заключение межведомственной комиссии от 04.10.2017г. № 143 о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> не является многоквартирным. Так часть жилого дома, принадлежащая административному истцу отвечает требованиям предъявляемым к жилым помещениям, указанным в разделе II Положения. Ответчиками никаких экспертных исследований технического состояния части жилого дома, принадлежащей истцу, не проводилось. Считала, что ответчики уклоняются от содержания и капитального ремонта части жилого дома, находящейся в муниципальной собственности. Полагала, что оснований для признания жилого дома, в том числе части жилого дома принадлежащей истцу, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не имеется. Учитывая также, что заявления собственника в адрес ответчиков не поступало. В нарушение п. 43 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 межведомственная комиссия не проверяла фактическое состояние дома, истца к участию в обследовании не привлекали. В связи с чем полагала, что её часть дома не обследовалась.
Обратившись в суд с настоящим иском, Верба Т.В. просила признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 04.10.17г. № 143 «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу», признать незаконным п. 1.1 постановления Главы Администрации городского поселения Сергиев Посад от 05.10.2017г. № 379-П об утверждении заключения межведомственной комиссии от 04.10.2017г. № 143 «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу». Обязать ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца в установленный судом срок. Взыскать с ответчиков в пользу истца судебные расходы по составлению искового заявления 3 000 руб.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Бабанов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям иска. Просил требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Сергиево-Посадского района по доверенности Петрова С.А., представляющая интересы межведомственной комиссии Сергиево-Посадского района исковые требования не признала. Пояснила суду, что ранее в 2008 году жилой дом уже был признан ветхим. Полагала, что жилой дом является аварийным. Считала заявленные требования необоснованными. Пояснила, что межведомственной комиссией исследовалась только та часть дома, которая находится в муниципальной собственности, другие собственники при осмотре участия не принимали. Просила в иске отказать.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела и представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Верба Т.В. является собственником части жилого дома общей площадью 21, 6 кв.м. и земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 190 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами дела (л.д. 9, 10, 11-24).
Установлено, что собственниками других частей жилого дома являются также Корнюхин А.А. площадью 157, 3 кв.м., Байстрюченко А.К. площадью72, 5 кв.м., что подтверждается выписками из ЕГРЮЛ и не оспаривалось сторонами.
Выпиской из реестра муниципальной собственности установлено, что часть указанного жилого дома площадью 25, 33 кв.м. находится в муниципальной собственности и принадлежит Администрации Сергиево-Посадского района.
Постановлением Главы г. Сергиев Посад от 09.06.2008г. № 178-П «Об утверждении актов межведомственной комиссии» утверждены акты обследования жилых домов, расположенных на территории г. Сергиев Посад и имеющих более 55% износа строений и сооружений, составленных межведомственной комиссией, признан ветхим в том числе жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, указано подготовить документы для включения жилых домов в муниципальную целевую программу городского поселения Сергиев Посад «Переселение граждан из ветхого жилищного фонда в г. Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на 2007-2010 годы» (л.д. 43-44).
Техническим заключением об обследовании жилого дома по адресу: <адрес> <адрес> № МЗ/525п/2017-047-ОЗС выполненным МБУ «Архитектура и градостроительство» установлено, что по результатам обследования износ здания составляет 71%. В связи с сильным физическим износом в процессе эксплуатации как здания в целом, так и отдельных частей эксплуатационных характеристик, которые приводят к снижению недопустимому уровню надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций Ир основания согласно Постановлению Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждения Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Сделан вывод о необходимости признания жилого здания аварийным и произвести расселение жильцов (л.д.46-80).
Заключением межведомственной комиссии от 04.10.2017 года № 143 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу в связи с общим физическим износом здания 72% (л.д. 41-42).
Постановлением Администрации г.п. Сергиев Посад от 05.10.2017 года № 379-П «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» утверждено заключение межведомственной комиссии от 04.10.2017г. № 143 «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу» на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (п.1.1). Указанный многоквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлено расселение граждан произвести в максимально короткий срок, но не позднее 31.12.2019г. Произвести снос многоквартирных жилых домов после выселения из них граждан (л.д. 40).
Полагая свои права нарушенными, а заключение межведомственной комиссии принятым с нарушением действующего законодательства, Верба Т.В. обратилась в суд.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Административным истцом указано, что об оспариваемых решениях ей стало известно 19.12.2017г., доказательств обратного суду не представлено, следовательно, установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок на их обжалование административным истцом не пропущен.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 4 статьи 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
При рассмотрении дел об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.
Кроме того, установлению подлежит: вынесено ли заключение компетентным составом межведомственной комиссии, включались ли в ее состав лица, указанные в пункте 7 Положения, - представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, привлекался ли к работе комиссии собственник жилого помещения либо уполномоченное им лицо, а также эксперты проектно-изыскательских организаций.
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия жилого помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Материалами дела установлено, что жилой <адрес> <адрес> реально разделен на части между собственниками, одна из частей дома является муниципальной собственностью.
Заключением межведомственной комиссии, в котором указан её состав, установлено, что комиссия состояла из представителей различных служб Администрации г.п. Сергиев посад, без участия приглашенных экспертов, в т.ч. без представителей органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости. А также без участия собственников или уполномоченных ими лиц (л.д. 41-42).
Представитель Администрации Сергиево-Посадского района по доверенности Петрова С.А. не оспаривала, что собственники жилых помещений к участию в работе комиссии, в том числе при проведении осмотра жилого дома не привлекались.
Из технического заключения МЗ/525п/2017-047-ОЗС, выполненного МБУ «Архитектура и градостроительство» усматривается, что обследование проводилось без применения технических средств и оборудования (сведения о их использовании в заключении отсутствуют), обследовались только строительные конструкции, в т.ч. фундаменты, стены, перекрытия и кровля. Специальные работы (влажность воздуха, воздухопроницаемость, уровни радиации и т.п.) не проводились. Отсутствуют сведения о проведении исследований санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Кроме того, как усматривается из описательной части технического заключения и подтверждается фотофиксацией объекта, проводилось обследование только одной части жилого дома, а именно части, находящейся в муниципальной собственности и в настоящее время свободной от проживания.
Другие части жилого дома, принадлежащие на праве собственности административному истцу и другим собственникам не обследовались, что не оспаривалось сторонами, доказательств обратного суду не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что был произведен визуальный осмотр одной из частей жилого дома, по результатам которого было принято решение о признании всего жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что процедура оценки жилого дома и оспариваемое заключение межведомственной комиссии не соответствуют требованиям Положения.
Суд соглашается с мнением административного истца и приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания незаконным заключение межведомственной комиссии от 04.10.17г. № 143 «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу», признать незаконным п. 1.1 постановления Главы Администрации городского поселения Сергиев Посад от 05.10.2017г. № 379-П об утверждении заключения межведомственной комиссии от 04.10.2017г. № 143 «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу».
Верба Т.В. также просила обязать ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов истца в установленный судом срок.
Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа.
Поскольку судом сделан вывод о незаконности заключения межведомственной комиссии, суд приходит к выводу о необходимости, с целью защиты законных прав и интересов административного истца, возложить на административных ответчиков следующие обязанности.
В соответствии с п. 7 Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.
Обязать Администрацию Сергиево-Посадского района в течение десяти дней после вступления настоящего решения в законную силу, в соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции создать межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилого дома расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать межведомственную комиссию Администрации Сергиево-Посадского района в течение тридцати дней со дня создания принятия решения о создании межведомственной комиссии провести оценку соответствия помещений в жилом доме (всех его частей) установленным в Положении требованиям.
Административным истцом заявлены требования о взыскании с ответчиков судебных расходов по составлению искового заявления в размере 3 000 руб.
Однако каких-либо доказательств несения указанных расходов, административным истцом в материалы дела не представлено, в связи с чем в указанной части исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования административного иска верба тв к Администрации Сергиево-Посадского района, межведомственной комиссии Сергиево-Посадского района о признании заключения незаконным, обязании устранить допущенные нарушения, о взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от 04.10.17г. № 143 «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу», принятое в отношении жилого дома расположенного по адресу: <адрес>.
Признать незаконным п. 1.1 Постановления Главы Администрации городского поселения Сергиев Посад от 05.10.2017г. № 379-П «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» в части утверждения заключения межведомственной комиссии от 04.10.2017г. № 143 «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу».
Обязать Администрацию Сергиево-Посадского района в течение десяти дней после вступления настоящего решения в законную силу, в соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановление Правительством РФ от 28 января 2006 года N 47 создать межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилого дома расположенного по адресу: <адрес>
Обязать межведомственную комиссию Администрации Сергиево-Посадского района в течение тридцати дней со дня принятия решения о создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, провести оценку соответствия помещений в жилом доме (всех его частей) установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановление Правительством РФ от 28 января 2006 года N 47 требованиям.
В удовлетворении исковых требований верба тв о взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.
-
Судья М. А. Миридонова