21 декабря 2023 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя административной комиссии администрации Ленинского района г.Чебоксары Петрухина А.В. на решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 30 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.2 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Бюджетного учреждения Чувашской Республики дополнительного образования «Спортивная школа по футболу»,
установил:
постановлением административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары № 2-23633 от 15 августа 2023 года Бюджетное учреждение Чувашской Республики ДО «Спортивная школа по футболу» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 10.2 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 октября 2023 года постановление административного органа отменено, производство по делу прекращено.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, председатель административной комиссии Ленинского района администрации г. Чебоксары Петрухин А.В. ставит вопрос об отмене решения судьи районного суда, указывая, что обоснованием привлечения к ответственности явились действия, нарушающие требования статьи 10.2 Закона, которая не является отсылочной, в связи с чем обязание указывать требования Регламента в протоколе и постановлении, не обоснованно.
В судебное заседание председатель административной комиссии Ленинского района администрации г. Чебоксары Петрухин А.В., извещенный о времени месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не явился.
Законный представитель Бюджетного учреждения Чувашской Республики дополнительного образования «Спортивная школа по футболу»- директор спортивной школы Борисов Б.Ю. просил решение суда оставить без изменения. В отзыве на жалобу указал, что данное ограждение не находится на балансе учреждения и не учитывается в бухгалтерском балансе. Ограждение по ул. <адрес> функционально и документально связаны с осуществлением хозяйственной деятельности «ЦСП» и в настоящее время находятся в непосредственном его владении, то есть являются теми же ограждениями, что были до передачи земельного участка БУ ДО «СШ по футболу», соответственно и обязанность по надлежащему содержанию ограждений остаётся за «ЦСП».
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав представителя администрации г. Чебоксары Трифонову Т.Г., прихожу к следующему.
Статьей 10.2 Закона Чувашской Республики № 22 от 23 июля 2003 года «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрена административная ответственность за самовольное изменение, перемещение, снос или ненадлежащее содержание ограждений, скамей, контейнеров, урн, оборудования детских площадок, спортивных и других площадок отдыха и досуга, иных элементов благоустройства на объектах благоустройства, не относящихся к жилищному фонду.
Из протокола № 1 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.2 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», составленного 11 августа 2023 года в отношении БУ Чувашской Республики ДО «Спортивная школа по футболу», следует, что при обследовании 4 августа 2023 года в 13 час. 26 мин. территории по адресу: г. Чебоксары, ул. <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером 21:№:84 юридическим лицом не выполнена обязанность по надлежащему содержанию ограждений (бетонное ограждение не окрашено), что не соответствует требованиям эксплуатации и содержания.
Указанные обстоятельства явились основанием для вынесения 15 августа 2023 года постановления по делу об административном правонарушении № 2-№.
Рассмотрев жалобу на постановление, судья Ленинского районного суда г. Чебоксары пришел к выводу о наличии оснований для отмены постановления административного органа и прекращения производство по делу. При этом судья указал, что в обжалуемом постановлении отсутствует указание на то, какой пункт Регламента по проектированию и внешнему виду ограждений, размещаемых на территории г. Чебоксары нарушен учреждением. Несмотря на указание представителя привлекаемого лица в протоколе о том, что бетонное ограждение не находится на балансе учреждения, данное обстоятельство не проверено, представитель БУ ЧР «Стадион «Олимпийский» не опрошен, документы о передаче имущества на баланс указанных организаций и о том, какая организация ранее осуществляла содержание указанных ограждений, не запрошены, и в материалы дела не приобщены. При вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь истребованием выписки ЕГРН о собственнике земельного участка. Установив данные обстоятельства, судья районного суда посчитал, что оснований для признания вины Учреждения доказанной, не имеется.
Оснований не согласиться с выводами суда не имеется.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать, в том числе обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; мотивированное решение по делу.
Согласно постановлению административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары № 2-23633 от 15 августа 2023 года, 4 августа 2023 года в 13 час. 26 мин. установлено, что по адресу: г. Чебоксары, ул. <адрес>, на земельном участке БУ Чувашской Республики ДО «Спортивная школа по футболу» не выполнена обязанность по надлежащему содержанию ограждения (бетонное ограждение не окрашено), что не соответствует требованиям эксплуатации и содержания, и является нарушением статьи 10.2 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Также указано, что БУ Чувашской Республики ДО «Спортивная школа по футболу» совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 10.2 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», самовольное изменение, перемещение, снос или ненадлежащее содержание ограждений, скамей, контейнеров, урн, оборудования детских площадок, спортивных и других площадок отдыха и досуга, иных элементов благоустройства на объектах благоустройства, не относящихся к жилищному фонду.
Отменяя указанное постановление, судья районного суда обоснованно указал на то, что постановление административного органа не содержит указания на конкретные требования и нормы муниципального законодательства, содержащие требования к внешнему виду ограждений, размещаемых на территории г. Чебоксары, которые нарушены учреждением.
Административным органом не установлено, нарушение каких требований муниципального законодательства допущено Учреждением при невыполнении обязанности по надлежащему содержанию ограждения; чем предусмотрена непосредственная обязанность по надлежащему содержанию ограждения, какой пункт нормативно-правового акта был нарушен Бюджетным учреждением Чувашской Республики дополнительного образования «Спортивная школа по футболу», в постановлении не указано.
Доводы жалобы о том, что обоснованием привлечения к административной ответственности явились действия, нарушающие требования статьи 10.2 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», которая не является отсылочной, как основанные на субъективном толковании норм действующего законодательства не могут быть приняты во внимание.
Положениями статьи 10.2 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» предусмотрена административная ответственность, в частности за ненадлежащее содержание ограждений.
При этом муниципальным органом исполнительной власти г.Чебоксары, в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики, принятым решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 ноября 2005 года № 40, решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 28 ноября 2017 года № 1006 «Об утверждении Правил благоустройства территории города Чебоксары», в целях создания визуально благоприятного облика города Чебоксары, внедрения на территории города Чебоксары единых стандартов внешнего оформления ограждений зданий, сооружений и иных объектов, заборов и оград утвержден Регламент по проектированию и внешнему виду ограждений, размещаемых на территории города Чебоксары.
Согласно п. 2.1 Регламента по проектированию и внешнему виду ограждений, размещаемых на территории города Чебоксары, утвержденный постановлением администрации города Чебоксары от 19 сентября 2018 года № 1759, ограждения, размещаемые на территории города Чебоксары, должны соответствовать требованиям Правил благоустройства территории города Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 28 ноября 2017 года № 1006, и положениям настоящего регламента.
В силу пункта 3.1 Регламента периодическую окраску стационарных ограждений, газонных ограждений и ограждений тротуаров необходимо производить по мере необходимости с учетом технического и эстетического состояния данных объектов, но не реже одного раза в год. Плановая покраска ограждений должна производиться с соблюдением технологии производства на данные виды работ.
Таким образом, диспозиция статьи 10.2 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» является отсылочной (бланкетной) к иным правовым нормам, в частности, к Регламенту по проектированию и внешнему виду ограждений, размещаемых на территории города Чебоксары и Правилам благоустройства территории города Чебоксары. Между тем в постановлении от 15 августа 2023 года не приведено, какие нормы муниципального законодательства нарушены Учреждением, равно как и не имеется ссылки на Регламент.
Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.
Исходя из смысла и содержания данной нормы лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Однако, вопреки требованиям указанных норм, в протоколе полностью не отражено событие вмененного административного правонарушения, не указано, какие нормы муниципального законодательства нарушены Учреждением.
При рассмотрении дела указанное нарушение административной комиссией проигнорировано, событие вмененного учреждению административного правонарушения описано также как протоколе б административном правонарушении, что свидетельствует о том, что в ходе производства по данному делу об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлены.
Доводы поданной в верховный суд республики жалобы не содержат правовых аргументов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта, и направлены на переоценку установленных судьей районного суда обстоятельств.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств по делу и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, само по себе не свидетельствует о том, что судьей при рассмотрении дела допущены существенные нарушения Кодекса об административных правонарушениях, а также не соблюдены процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кроме того, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности не может обсуждаться вопрос о наличии или отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, производство по делу в отношении которого прекращено, так как это ухудшает положение этого лица.
Принимая во внимание положения статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывая, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Чувашской Республике жалобы заявителя срок давности привлечения Учреждения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, истек, а производство по делу было прекращено, то возможность возобновления производства по данному административному делу и правовой оценки действий названного лица на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена.
Имеющиеся в решении суда неточности в указании лица, привлеченного к административной ответственности (Общество) не являются основанием для отмены судебного акта и подлежат исправлению в порядке статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося по делу решения не усматривается.
Вместе с тем имеются основания для изменения решения судьи Ленинского районного суда Чувашской Республики от 30 октября 2023 года.
Пунктом 5 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении в постановлении должны быть указаны основания прекращения.
Отменяя постановление административного органа и прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении Бюджетного учреждения Чувашской Республики дополнительного образования «Спортивная школа по футболу», судья районного суда пришел к выводу о том, что оснований признать вину Учреждения доказанной, а обжалуемое постановление законным и обоснованным, не имеется, сославшись в мотивировочной части решения на пункт 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако в резолютивной части решения основания прекращения производства по делу не указал.
Между тем из содержания мотивировочной части решения усматривается, что производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу.
При изложенных обстоятельствах, решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары от 30 октября 2023 года подлежит изменению путем указания в его резолютивной части на прекращение производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление по делу. В остальной части указанное решение подлежит оставлению без изменения.
Означенные изменения не ухудшают положение лица, в отношении которого было прекращено производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 30 октября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 10.2 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», в отношении Бюджетного учреждения Чувашской Республики дополнительного образования «Спортивная школа по футболу», изменить, указать в его резолютивной части на прекращение производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В остальной части решение судьи Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 30 октября 2023 года оставить без изменения, жалобу председателя административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары Петрухина А.В. без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова