Решение по делу № 33а-1796/2021 от 13.05.2021

Судья Панасенко Н.В.

№ 33а-1796/2021

10RS0013-01-2020-001304-65

2а-44/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июня 2021 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судейКудряшовой Е.П., Соляникова Р.В.

при секретаре Сафоновой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционнуюжалобуадминистративного истца на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 5 февраля 2021 г. по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия к Готычу Ивану Васильевичу о взыскании обязательных платежей.

Заслушав докладсудьи Соляникова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Готыч И.В. (далее – налогоплательщик) не уплатил в установленный законом срок обязательные налоговые платежи, в связи с чем Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Республике Карелия (далее – Инспекция, налоговый орган) просила взыскать с административного ответчика пени в связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате: транспортного налога за 2015 г. – за период со 2декабря 2016 г. по 1 июля 2019 г. в сумме 10655 руб. 76 коп., земельного налога за 2015 г. – за период со 2 декабря 2016 г. по 1 июля 2019 г. в сумме 186 руб. 67 коп., транспортного налога за 2016 г. – за период с 6 декабря 2018 г. по 1 июля 2019 г., в сумме 5320 руб. 86 коп., земельногоналога за 2016 г. – за период с 6 декабря 2017 г. по 1 июля 2019 г. в сумме 93 руб. 25 коп., транспортного налога за 2017 г. – за период с 4 декабря 2018г. по 1 июля 2019 г. в сумме 1797 руб. 83 коп., земельного налога за 2017 г. – за период с 4 декабря 2018 г. по 1 июля 2019 г. в сумме 28 руб. 13 коп., транспортного налога за 2013, 2014 гг. – за период с 1 по 30 ноября 2015 г. в сумме 695 руб. 8 коп., а всего 18777 руб. 56 коп.

Решением суда заявленные требования удовлетворены частично с взысканием с административного ответчика пени в связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате: транспортного налога за 2017 г. в сумме 1797 руб. 83 коп., земельного налога за 2017 г. в сумме 28 руб. 13 коп. В удовлетворении оставшихся требований отказано.

С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пени в связи с несвоевременной уплатой: транспортного налога за 2015-2016 гг. и земельного налога за 2015-2016 гг. с принятием нового решения об удовлетворении требований в полном объеме, полагая ошибочным исчисление срока направления требования об уплате налога и обращения с заявлением о взыскании в порядке приказного производства со дня истечения срока уплаты соответствующих сумм налога, поскольку срок направления требования об уплате налога надлежит исчислять с момента выявления недоимки, который по настоящему делу не пропущен.

Представитель Инспекции Бокша А.М. в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции на доводах жалобы настаивал.

Административный ответчик, извещенный о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание не явился.

Заслушав представителя налогового органа, изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Административный ответчик в 2013-2017 гг. являлся владельцем объектов налогообложения транспортным и земельным налогами, в связи с наличием которых решением Прионежского районного суда Республики Карелия по делу № 2а-534/2016с него взыскано, в том числе, недоимка по транспортному налогу за 2014 г. в сумме 42126 руб. Исполнительный лист на основании указанного решения был предъявлен на исполнение и на его основании 14 октября 2016 г. возбуждено исполнительное производство № 77223/16/10001-ИП, которое до настоящего времени находится на исполнении, при этом общий размер задолженности по данному исполнительному производству (с учетом взысканных по нему пени) превышает 42000 руб.

Кроме того, судебными приказами мирового судьи судебного участка Прионежского района Республики Карелия с налогоплательщика взыскана недоимка по уплате, в том числе:

– транспортного налога за 2015 г. в сумме 42126 руб., земельного налога за 2015 г. в сумме 738 руб. – судебным приказом от 14 апреля 2017 г. № СП2а-967/2017, который был предъявлен к принудительному исполнению и на его основании 12 июля 2017 г. возбуждено исполнительное производство № 52451/1710001-ИП, которое до настоящего времени находится на принудительном исполнении, при этом общий размер задолженности по данному исполнительному производству превышает 39000 руб.;

– транспортного налога за 2016 г. в сумме 42126 руб., земельного налога за 2016 г. в сумме 738 руб. – судебным приказом от 27 июля 2018 г. № СП2а-2324/2018, который был предъявлен к принудительному исполнению и на его основании 23 ноября 2018 г. возбуждено исполнительное производство № 116467/18/10001-ИП, которое до настоящего времени находится на принудительном исполнении, при этом общий размер задолженности по данному исполнительному производству превышает 38000 руб.;

– транспортного налога за 2017 г. в сумме 42126 руб., земельного налога за 2016 г. в сумме 738 руб. – судебным приказом от 14 июня 2019 г. № СП2а-2510/2019, который был предъявлен к принудительному исполнению и на его основании 26 февраля 2021 г. возбуждено исполнительное производство № 26264/21/10001-ИП, которое до настоящего времени находится на принудительном исполнении, при этом общий размер задолженности по данному исполнительному производству превышает 48000 руб.

В связи с неисполнением обязанности по погашению указанной недоимки, налоговым органом 2 июля 2019 г. было направлено требование об уплате пени в сумме 19715 руб. 94 коп.

Ввиду неисполнения обязанности по уплате пени по требованию от 2 июля 2019 г. был вынесен судебный приказ, отмененный определением от 3 августа 2020 г. в связи с поступлением возражений относительно его исполнения.

С настоящим административным иском Инспекция обратилась 19 ноября 2020 г.

Решением от 16 июня 2021 г. № 135 налоговым органом было произведено списание пени в связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате транспортного налога за 2013 г. на основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 436-ФЗ)в сумме 347 руб. 54 коп.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований о взыскании пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2013-2016 гг., земельного налога – за 2015-2016 гг., пришел к выводу, что налоговым органом не представлены доказательствауплаты недоимки за указанный период, а также принятие мер по ее взысканию, в связи с чем посчитал пропущенным срок по направлению требования от 2 июля 2019 г.

Судебная коллегия находит указанный вывод суда первой инстанции ошибочным.

Согласно п. 3 ст. 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.

Как разъяснено в п. 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ), который выражается, в том числе, в принятии предусмотренных процессуальным законом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 63, чч. 8, 12 ст. 226, ч. 1 ст. 306 КАС РФ).

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации обязывает суд определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, и предоставляет суду право в целях правильного разрешения административного дела по своей инициативе истребовать доказательства (ч. 3 ст. 62, ч. 1 ст. 63КАС РФ).

Суду первой инстанции с учетом закрепленного в п. 7 ст. 6, ст. 14 КАС РФ принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда, осуществляя руководство судебным процессом, надлежало разъяснить каждой из сторон их права и обязанности, предупредить о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказать им содействие в реализации их прав, создать условия и принимать предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также правильно распределить бремя доказывания.

Указанные нормативные предписания не были применены судом первой инстанции, в связи с чем административному истцу на стадии подготовки дела к судебному разбирательству не предлагалось представить доказательства, подтверждающие наличие задолженности за спорные периоды, явившейся основанием для взыскания пени, а также доказательства, подтверждающие, что возможность ее принудительного взыскания не утрачена (копии судебных постановлений, которыми она была взыскана, а в случае, если со дня их вынесения прошло более 3 лет – доказательства, подтверждающие их направление для принудительного исполнения).

Вместе с тем, из представленных административным истцом в суд апелляционной инстанции, а также из полученных по запросу суда апелляционной инстанции документов усматривается, что возможность взыскания налогов за 2014-2017 гг. не утрачена, поскольку исполнительные документы о ее взыскании находятся на принудительном исполнении.

При этом в полном объеме недоимка по транспортному и земельному налогам за указанные периоды до настоящего времени не погашена.

Определяя срок наступления обязанности по уплате пени,законодатель в п. 5 ст. 75 НК РФ установил, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Соответственно, именно с момента уплаты суммы налога в полном объеме наступает срок для уплаты пени и, как следствие, начинает течь установленный п. 1 ст. 70 НК РФ срок для направления требования об уплате пени, а в дальнейшем – срок для направления заявления о взыскании (п. 2 ст. 48 НК РФ) и обращения в суд с административным иском (п. 3 ст. 48НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

Аналогичным образом порядок исчисления срока для направления требования об уплате пени истолкован в п. 51 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», которым разъяснено, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании п. 1 ст. 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями – с момента уплаты последней ее части).

Поскольку недоимка по уплате транспортного налога за 2014-2017 гг., земельного налога за 2015-2017 гг. до настоящего времени не уплачена, срок направления требования об уплате пени на недоимку за перечисленные периоды не наступил, что в силу п. 5 ст. 75 НК РФ свидетельствует о том, что сроки, установленные пп. 2 и 3 ст. 48, п. 1 ст. 70 НК РФ, ч. 2 ст. 286 КАС РФ, для взыскания пени на них налоговым органом не пропущены.

Вместе с тем, пени в связи с несвоевременным исполнением обязанности по уплате транспортного налога за 2013 г. подлежат списанию в соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона № 436-ФЗ, что и было реализовано налоговым органом решением от 16 июня 2021 г., в связи с чем оснований для взыскания указанных пени не имеется.

Таким образом, судом первой инстанции были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, и допущено нарушение норм материального права, что в силу п. 2 ст. 309, пп. 4 ч. 2, пп. 1 и 2 ч. 3 ст. 310 КАС РФ является основанием для его изменения с принятием по делу нового решения.

Решая вопрос о периоде и размере пени, подлежащих взысканию, судебной коллегией учитывается, что ранее вступившими в законную силу судебными актами были взысканы пени в связи с несвоевременной уплатой земельного и транспортного налогов за периоды, предшествующие направлению требований, что нашло свое отражение, в том числе, в представленных налоговым органом расчетах.

С учетом изложенного, с административного ответчика надлежит взыскать пени в связи с несвоевременной уплатой:

– транспортного налога за 2014 г. за период с 1 по 30 ноября 2015 г. в сумме 347 руб. 54 коп. = 42126 руб. * 8,25 % / 300 * 30 дней;

– транспортного налога за 2015 г. за период с 18 декабря 2016 г. по 1 июля 2019 г. в сумме 10655 руб. 76 коп. = 42126 руб. * 10 % / 300 * 99 дней (период с 18 декабря 2016 г. по 26 марта 2017 г.) + 42126 руб. * 9,75 % / 300 * 36 дней (период с 27 марта по 1 мая 2017 г.) +42126 руб. * 9,25 % / 300 * 48дней (период со 2 мая по 18 июня 2017 г.) +42126 руб. * 9 % / 300 * 91 день (период с 19 июня по 17 сентября 2017 г.) +42126 руб. * 8,5 % / 300 * 42 дня (период с 18 сентября по 29 октября 2017 г.) +42126 руб. * 8,25 % / 300 * 49 дней (период с 30 октября по 17 декабря 2017 г.) + 42126 руб. * 7,75 % / 300 * 56дней (период с 18 декабря 2017 г. по 11 февраля 2018 г.) +42126 руб. * 7,5 % / 300 * 42 дня (период с 12 февраля по 25 марта 2018 г.) +42126 руб. * 7,25 % / 300 * 175 дней (период с 26 марта по 16 сентября 2018 г.) + 42126 руб. * 7,5 % / 300 * 91 день (период с 17 сентября по 16 декабря 2018 г.) + 42126 руб. * 7,75 % / 300 * 182 дня (период с 17 декабря 2018 г. по 16 июня 2019 г.) + 42126 руб. * 7,5 % / 300 * 15 дней (период с 17 июня по 1 июля 2019 г.);

– земельного налога за 2015 г. за период с 18 декабря 2016 г. по 1 июля 2019 г. в сумме 186 руб. 67 коп. = 738 руб. * 10 % / 300 * 99 дней (период с 18 декабря 2016 г. по 26 марта 2017 г.) + 738 руб. * 9,75 % / 300 * 36 дней (период с 27 марта по 1 мая 2017 г.) + 738 руб. * 9,25 % / 300 * 48дней (период со 2 мая по 18 июня 2017 г.) + 738 руб. * 9 % / 300 * 91 день (период с 19 июня по 17 сентября 2017 г.) + 738 руб. * 8,5 % / 300 * 42 дня (период с 18 сентября по 29 октября 2017 г.) + 738 руб. * 8,25 % / 300 * 49 дней (период с 30 октября по 17 декабря 2017 г.) + 738 руб. * 7,75 % / 300 * 56дней (период с 18 декабря 2017 г. по 11 февраля 2018 г.) + 738 руб. * 7,5 % / 300 * 42 дня (период с 12 февраля по 25 марта 2018 г.) + 738 руб. * 7,25 % / 300 * 175 дней (период с 26 марта по 16 сентября 2018 г.) + 738 руб. * 7,5 % / 300 * 91 день (период с 17 сентября по 16 декабря 2018 г.) + 738 руб. * 7,75 % / 300 * 182 дня (период с 17 декабря 2018 г. по 16 июня 2019 г.) + 738 руб. * 7,5 % / 300 * 15 дней (период с 17 июня по 1 июля 2019 г.);

– транспортного налога за 2016 г. за период с 6 февраля 2018 г. по 1 июля 2019 г. в сумме 5320 руб. 86 коп. = 42126 руб. * 7,5 % / 300 * 42 дня (период с 12 февраля по 25 марта 2018 г.) + 42126 руб. * 7,25 % / 300 * 175 дней (период с 26 марта по 16 сентября 2018 г.) + 42126 руб. * 7,5 % / 300 * 91 день (период с 17 сентября по 16 декабря 2018 г.) + 42126 руб. * 7,75 % / 300 * 182 дня (период с 17 декабря 2018 г. по 16 июня 2019 г.) + 42126 руб. * 7,5 % / 300 * 15 дней (период с 17 июня по 1 июля 2019 г.);

– земельного налога за 2016 г. за период с 6 февраля 2018 г. по 1 июля 2019 г. в сумме 93 руб. 22 коп. = 738 руб. * 7,5 % / 300 * 42 дня (период с 12 февраля по 25 марта 2018 г.) + 738 руб. * 7,25 % / 300 * 175 дней (период с 26 марта по 16 сентября 2018 г.) + 738 руб. * 7,5 % / 300 * 91 день (период с 17 сентября по 16 декабря 2018 г.) + 738 руб. * 7,75 % / 300 * 182 дня (период с 17 декабря 2018 г. по 16 июня 2019 г.) + 738 руб. * 7,5 % / 300 * 15 дней (период с 17 июня по 1 июля 2019 г.);

– транспортного налога за 2017 г. за период с 4 февраля 2019 г. по 1 июля 2019 г. в сумме 1797 руб. 83 коп. = 42126 руб. * 7,75 % / 300 * 133 дня (период с 4 февраля по 16 июня 2019 г.) + 42126 руб. * 7,5 % / 300 * 15 дней (период с 17 июня по 1 июля 2019 г.),

– земельного налога за 2017 г. за период с 4 февраля 2019 г. по 1 июля 2019 г. в сумме 28 руб. 13 коп. = 738 руб. * 7,75 % / 300 * 133 дня (период с 4 февраля по 16 июня 2019 г.) + 738 руб. * 7,5 % / 300 * 15 дней (период с 17 июня по 1 июля 2019 г.).

Всего подлежащая взысканию сумма составляет 18430 руб. 1 коп. = 347 руб. 54 коп. + 10655 руб. 76 коп. + 186 руб. 67 коп. + 5320 руб. 86 коп. + 93 руб. 22 коп. + 1797 руб. 83 коп. + 28 руб. 13 коп.

Пропорционально увеличению размера удовлетворенных требований подлежит изменению размер взысканной с административного ответчика государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 5 февраля 2021 г. по настоящему делу изменить в части и принять по административному делу новое решение.

Изложить абзац второй резолютивной части решения в новой редакции:

«Взыскать с Готыча Ивана Васильевича, родившегося (...) зарегистрированного по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, (...), недоимку в сумме 18430 руб. 1 коп., в том числе: пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2014 г. –347 руб. 54 коп.,пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015 г. –10655 руб. 76 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2015 г. –186 руб. 67 коп., пениза несвоевременную уплату транспортного налога за 2016 г. –5320 руб. 86 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2016 г. –93 руб. 22 коп.,пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 г. –1797 руб. 83 коп., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017г. в размере 28 руб. 13 коп., а также государственную пошлину в бюджет Прионежского муниципального района в сумме 737 руб.».

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-1796/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС России №10 по РК
Ответчики
Готыч Иван Васильевич
Другие
Котов Павел Витальевич
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Соляников Роман Викторович
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
13.05.2021Передача дела судье
10.06.2021Судебное заседание
17.06.2021Судебное заседание
21.06.2021Судебное заседание
21.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее