Решение по делу № 3а-407/2019 от 15.04.2019

Дело № 3а-407/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Пермь 14 июня 2019 г.

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Бузмакова С.С.,

при секретаре Еремеевой С.С.,

с участием прокурора прокуратуры Пермского края Масленниковой И.А., административного истца, представителя административных истцов Мензорова А.Ю., представителя административного ответчика Законодательного Собрания Пермского края Ощепковой М.И., представителя административного ответчика губернатора Пермского края – Корякина И.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Махова Александра Николаевича, Шиховцова Василия Викторовича, Мензорова Андрея Юрьевича, Мальцевой Марины Александровны, Гордиенко Эдуарда Геннадьевича, Марьина Алексея Владимировича, Петуниной Ксении Владимировны, Русиновой Веры Владимировны, Айкашевой Людмилы Михайловны, Пищальниковой Ольги Васильевны о признании недействующим Закона Пермского края от 25 марта 2019 г. № 369-ПК «Об образовании нового муниципального образования Добрянский городской округ»,

у с т а н о в и л:

21 марта 2019 г. Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Добрянский городской округ». Закон подписан губернатором Пермского края 25 марта 2019 г. за № 369-ПК, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru – 26 марта 2019 г. и в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» № 12 от 1 апреля 2019 г. Нормативный правовой акт вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Названным Законом устанавливаются правовые, территориальные, организационные и финансовые особенности образования нового муниципального образования Добрянский городской округ.

Статьёй 1 Закона Пермского края от 25 марта 2019 г. № 369-ПК «Об образовании нового муниципального образования Добрянский городской округ» (далее также – Закон № 369-ПК) определены основания, цели и срок образования Добрянского городского округа.

Так, в соответствии с данной статьёй Добрянское городское поселение, Полазненское городское поселение, Висимское сельское поселение, Вильвенское сельское поселение, Дивьинское сельское поселение, Краснослудское сельское поселение, Перемское сельское поселение и Сенькинское сельское поселение, входящие в состав Добрянского муниципального района, преобразовываются путём их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, в новое муниципальное образование - Добрянское городское поселение согласно статье 13 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 131-ФЗ); Добрянское городское поселение, образованное путём проведения такого преобразования, наделяется статусом городского округа (Добрянский городской округ) (часть 1). Объединение поселений, входящих в состав Добрянского муниципального района, осуществляется с согласия населения каждого из поселений и Добрянского муниципального района, выраженного представительными органами муниципальных образований на основе результатов публичных слушаний в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством (часть 2). Преобразование осуществляется в целях ускорения социально-экономического развития территории и повышения уровня жизни населения с учётом сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Пермского края (часть 3). Преобразование поселений, входящих в состав Добрянского муниципального района, не влечёт за собой изменения статуса населённых пунктов, входящих в состав территорий поселений Добрянского муниципального района, а также изменения или прекращения предоставления мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством для отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах и поселке городского типа (рабочем поселке) (часть 4). Добрянский городской округ считается образованным со дня вступления в силу данного Закона; Добрянское городское поселение, Полазненское городское поселение, Висимское сельское поселение, Вильвенское сельское поселение, Дивьинское сельское поселение, Краснослудское сельское поселение, Перемское сельское поселение, Сенькинское сельское поселение и Добрянский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу данного Закона (часть 5).

Границы и состав территории Добрянского городского округа приведены в статье 2 Закона № 369-ПК. В соответствии с названной статьёй границы Добрянского городского округа соответствуют границам Добрянского муниципального района согласно картографическому описанию (приложение 1 к названному Закону). В состав территории Добрянского городского округа входят населённые пункты, входившие в состав территорий поселений Добрянского муниципального района (приложение 2 к этому Закону).

Статьёй 3 Закона № 369-ПК урегулированы вопросы правопреемства и определенно, что органы местного самоуправления Добрянского городского округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Добрянского городского округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами (часть 1). Вопросы правопреемства подлежат урегулированию данным Законом и муниципальными правовыми актами Добрянского городского округа (часть 2). Вопросы правопреемства в части, не урегулированной приведённым Законом, муниципальными правовыми актами Добрянского городского округа, регулируются законодательством Российской Федерации и Пермского края, а также договорами и соглашениями, заключёнными органами местного самоуправления в переходный период, предусмотренный статьёй 4 названного Закона (часть 3). До урегулирования муниципальными правовыми актами Добрянского городского округа вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания Добрянского городского округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или с их участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы (часть 4).

Статьёй 4 Закона № 369-ПК разрешены вопросы, связанные с переходным периодом образования Добрянского городского округа. В том числе определено, что переходный период устанавливается со дня вступления в силу этого Закона и до 1 января 2020 года (часть 1). В течение переходного периода осуществляется формирование органов местного самоуправления Добрянского городского округа, а также завершается урегулирование иных вопросов, предусмотренных данным Законом (часть 2). Структура органов местного самоуправления Добрянского городского округа определяется населением на местном референдуме в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ. При отсутствии инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления Добрянского городского округа определяется Думой Добрянского городского округа после её избрания (часть 3).

Частью 4 статьи 4 установлено, что до формирования органов местного самоуправления Добрянского городского округа полномочия по решению вопросов местного значения Добрянского городского округа на соответствующих территориях в соответствии со статьёй 16 Федерального закона № 131-ФЗ осуществляют органы местного самоуправления, которые на день создания Добрянского городского округа осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на этих территориях (в том числе представительные органы муниципальных образований, главы муниципальных образований). Также определено, что со дня вступления в силу поименованного Закона прекращаются полномочия администраций Добрянского и Полазненского городских поселений, Висимского, Вильвенского, Дивьинского, Краснослудского, Перемского и Сенькинского сельских поселений. Администрация Добрянского муниципального района до формирования администрации Добрянского городского округа осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии со статьёй 16 Федерального закона № 131-ФЗ на территории Добрянского городского округа. Со дня формирования администрации Добрянского городского округа полномочия администрации Добрянского муниципального района прекращаются.

Статьёй 5 Закона № 369-ПК определены порядок формирования органов местного самоуправления Добрянского городского округа в переходный период.

Порядок исполнения бюджетов поселений и Добрянского муниципального района в 2019 году, составления проекта бюджета и утверждения бюджета Добрянского городского округа на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов установлены статьёй 6 Закона № 369-ПК.

Положениями статьи 7 разрешены вопросы, связанные с организационным и материально-техническим обеспечением деятельности органов местного самоуправления, связанной с образованием Добрянского городского округа.

Статьёй 8 урегулированы вопросы о действии на территории Добрянского городского округа муниципальных правовых актов поселений и Добрянского муниципального района.

Заключительные положения, в том числе вопросы, связанные с вступлением в силу Закона Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Добрянский городской округ», а также отдельных его положений, признании утратившими силу некоторых региональных нормативных правовых актов (полностью или в части), установлены статьёй 9 Закона № 369-ПК.

Махов Александр Николаевич, Шиховцов Василий Викторович, Мензоров Андрей Юрьевич, Мальцева Марина Александровна, Гордиенко Эдуард Геннадьевич, Марьин Алексей Владимирович, Петунина Ксения Владимировна, Русинова Вера Владимировна, Айкашева Людмила Михайловна и Пищальникова Ольга Васильевна, являясь жителями поселка Полазна Добрянского района Пермского края, обратились в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором просят признать недействующим Закон № 369-ПК, ссылаясь на нарушение оспариваемым нормативным правовым актом их прав, в том числе права на участие в местном самоуправлении, а также на несоответствие процедуры принятия Закона № 369-ПК Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Административный истец Мензоров А.Ю., являющийся также представителем административных истцов Махова А.Н., Шиховцова В.В., Мальцевой М.А., Гордиенко Э.Г., Марьина А.В., Петуниной К.В., Русиновой В.В. и Пищальниковой О.В. на основании доверенности, в судебном заседании на заявленном требовании настаивал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснив, что при принятии Закона № 369-ПК было допущено нарушение положений Закона Пермского края 6 марта 2007 г. № 7-ПК «О порядке рассмотрения, принятия и обнародования законов Пермского края» (далее также – Закон Пермского края № 7-ПК), что также является основанием для признания оспариваемого регионального нормативного правового акта недействующим.

Административные истцы Махов А.Н., Шиховцов В.В., Мальцева М.А., Гордиенко Э.Г., Марьин А.В., Петунина К.В., Русинова В.В., Айкашева Л.М. и Пищальникова О.В., извещённые о месте и времени рассмотрения административного дела надлежащим образом, в судебном заседании участие не принимали.

Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Пермского края Ощепкова М.И., действующая на основании доверенности, просила отказать административным истцам в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях (том 1, л.д. 54 – 57), пояснив, что основания для признания Закона № 369-ПК недействующим отсутствуют.

Представитель административного ответчика губернатора Пермского края – Корякин И.С., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения административного иска по доводам, изложенным в письменных пояснениях (том 1, л.д. 58 – 69), дополнительно пояснив, что положения Закона Пермского края № 7-ПК при принятии оспариваемого административными истцами закона были соблюдены.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора полагавшего, что заявленные требования не обоснованы, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Положениями статьи 131 Конституции Российской Федерации определено, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом № 131-ФЗ.

Согласно статье 2 данного Федерального закона (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия Закона № 369-ПК) городской округ – один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; муниципальное образование – городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Частью 1.1 статьи 10 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что наделение муниципальных образований статусом городского округа осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

В силу положений частей 1, 2, 3 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ объединение муниципальных образований и изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа является преобразованием муниципальных образований, осуществляемым законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с приведённым Федеральным законом. Инициатива органов местного самоуправления о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений.

Исходя из положений пункта 4 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ, вопросы о преобразовании муниципального образования должны выноситься на публичные слушания.

Как установлено судом и следует из материалов дела, объединение всех поселений, входящих в состав Добрянского муниципального района, инициировано Земским Собранием Добрянского муниципального района.

Решением Земского Собрания Добрянского муниципального района от 22 ноября 2018 г. № 432 назначены публичные слушания по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Добрянского муниципального района, путём их объединения, не влекущего изменение границ иных муниципальных образований. На день принятия данного решения Добрянский муниципальный район состоял из восьми поселений: двух городских (Добрянское и Полазненское) и шести сельских (Вильвенское, Висимское, Дивьинское, Краснослудское, Перемское и Сенькинское) – статья 2 Закона Пермской области от 10 ноября 2004 г. № 1743-358 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований административной территории города Добрянки Пермского края» (утратил силу в соответствии с Законом № 369-ПК).

На основании решения Земского Собрания Добрянского муниципального района от 22 ноября 2018 г. № 432 решением Думы Полазненского городского поселения от 22 ноября 2018 г. № 21, решением Совета депутатов Дивьинского сельского поселения от 23 ноября 2018 г. № 33, решением Совета депутатов Вильвенского сельского поселения от 23 ноября 2018 г. № 29, решением Совета депутатов Сенькинского сельского поселения от 23 ноября 2018 г. № 12, решением Совета депутатов Перемского сельского поселения от 27 ноября 2018 г. № 11, решением Думы Добрянского городского поселения от 28 ноября 2018 г. № 42, решением Совета депутатов Висимского сельского поселения от 29 ноября 2018 г. № 16 и решением Совета депутатов Краснослудского сельского поселения от 30 ноября 2018 г. № 14 назначены публичные слушания по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Добрянского муниципального района, путём их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований.

Публичные слушания состоялись: 6 декабря 2018 г. на территории Вильвенского сельского поселения (протокол публичных слушаний от 6 декабря 2018 г., заключение о результатах публичных слушаний от 10 декабря 2018 г.), 10 декабря 2018 г. на территории Перемского сельского поселения (протокол публичных слушаний от 10 декабря 2018 г., заключение о результатах публичных слушаний от 11 декабря 2018 г.), 11 декабря 2018 г. на территории Сенькинского сельского поселения (протокол публичных слушаний от 11 декабря 2018 г., заключение о результатах публичных слушаний от 12 декабря 2018 г.), 13 декабря 2018 г. на территории Дивьинского сельского поселения (протокол публичных слушаний от 13 декабря 2018 г., заключение о результатах публичных слушаний от 17 декабря 2018 г.), 18 декабря 2018 г. на территории Висимского сельского поселения (протокол публичных слушаний от 18 декабря 2018 г., заключение о результатах публичных слушаний от 20 декабря 2018 г.), 19 декабря 2018 г. на территории Добрянского городского поселения (протокол заседания организационного комитета по публичным слушаниям от 18 декабря 2018 г. № 3, протокол публичных слушаний от 19 декабря 2018 г., итоговый документ публичных слушаний от 20 декабря 2018 г.), 21 декабря 2018 г. на территории Краснослудского сельского поселения (протокол публичных слушаний от 21 декабря 2018 г., заключение о результатах публичных слушаний от 21 декабря 2018 г.), 25 декабря 2018 г. на территории Полазненского городского поселения (протокол публичных слушаний от 25 декабря 2018 г., заключение о результатах публичных слушаний), 17 января 2019 г. на территории Добрянского муниципального района (протокол публичных слушаний от 17 января 2019 г., заключение о результатах публичных слушаний).

По итогам проведения публичных слушаний Советом депутатов Вильвенского сельского поселения (решение от 19 декабря 2018 г. № 36), Советом депутатов Дивьинского сельского поселения (решение от 20 декабря 2018 г. № 45), Советом депутатов Сенькинского сельского поселения (решение от 20 декабря 2018 г. № 14), Советом депутатов Перемского сельского поселения (решение от 21 декабря 2018 г. № 21), Думой Добрянского городского поселения (решение от 26 декабря 2018 г. № 60), Советом депутатов Висимского сельского поселения (решение от 27 декабря 2018 г. № 24), Советом депутатов Краснослудского сельского поселения (решение от 11 января 2019 г. № 30), Думой Полазненского городского поселения (решение от 17 января 2019 г. № 36) и Земским Собранием Добрянского муниципального района (решение от 30 января 2019 г. № 466) приняты решения о выражении согласия на преобразование поселений, входящих в состав Добрянского муниципального района, путём их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований.

Приведённые выше решения представительных органов муниципальных образований, а также протоколы публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний были обнародованы (опубликованы) в соответствии с действующим законодательством.

Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела письменными доказательствами.

Согласно пункту 1 части 4 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Уставом Пермского края Законодательное Собрание Пермского края является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Пермского края (часть 1 статьи 16); одним из субъектов права законодательной инициативы являются представительные органы муниципальных образований Пермского края (часть 1 статьи 19).

Земское Собрание Добрянского муниципального района, исходя из положений части 1 статьи 20, части 1 статьи 21 Устава Добрянского муниципального района, является представительным органом Добрянского муниципального района.

30 января 2019 г. Земским Собранием Добрянского муниципального района принято решение № 466 «О выражении согласия населения Добрянского муниципального района на преобразование поселений, входящих в состав Добрянского муниципального района». Данным решением по результатам проведения публичных слушаний выражено согласие населения Добрянского муниципального района на преобразование поселений, входящих в состав Добрянского муниципального района, путём их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований (пункт 1). Также этим решение представительный орган Добрянского муниципального района внёс на рассмотрение Законодательного Собрания Пермского края проект закона Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Добрянский городской округ».

Названный законопроект 31 января 2019 г. Земским Собранием Добрянского муниципального района направлен на согласование главам поселений Добрянского муниципального района. В феврале 2019 года в Земское Собрание Добрянского муниципального района поступили ответы от глав поселений Добрянского муниципального района о согласовании проекта закона Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Добрянский городской округ».

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела письменными доказательствами.

14 февраля 2019 г. Земским Собранием Добрянского муниципального района в порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание Пермского края внесён проект закона Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Добрянский городской округ» (поступил фактически в Законодательное Собрание Пермского края 18 февраля 2019 г.). К законопроекту были приложены все необходимые документы, предусмотренные статьями 13, 28 Федерального закона № 131-ФЗ, а также статьёй 3 Закона Пермского края № 7-ПК.

При принятии Законодательным Собранием Пермского края Закона Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Добрянский городской округ» были полностью соблюдены требования Закона Пермского края № 7-ПК и регламента Законодательного Собрания Пермского края, утверждённого постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 1 февраля 2007 г. № 41 «О Регламенте Законодательного Собрания Пермского края».

Оспариваемый административными истцами Закон принят Законодательным Собранием Пермского края в двух чтениях в ходе заседания представительного органа государственной власти Пермского края 21 марта 2019 г., что предусмотрено частью 2 статьи 11 Регламента. В дальнейшем Закон был подписан губернатором Пермского края и опубликован в установленном порядке в официальных источниках опубликования законов Пермского края (часть 2 статьи 14 Закона № 7-ПК).

Оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что Закон Пермского края от 25 марта 2019 г. № 369-ПК «Об образовании нового муниципального образования Добрянский городской округ» принят в рамках компетенции Законодательного Собрания Пермского края, процедура принятия закона и порядок вступления его в силу соблюдены, в связи с чем основания для признания оспариваемого регионального нормативного правового акта недействующим отсутствуют.

Доводы административных истцов в обоснование заявленного требования о нарушении при принятии Закона № 369-ПК положений статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ, являются ошибочными в силу следующего.

Исходя из принципов территориальной организации местного самоуправления, закреплённых в главе 2 Федерального закона № 131-ФЗ (статьи 10 – 13.2), объединение территорий муниципальных образований является одновременно их преобразованием в виде объединения, поскольку в соответствии с данными нормами муниципальное образование не может существовать без соответствующей территории.

Как следует из статей 1, 2 Закона № 369-ПК, после преобразования всех поселений, входящих в состав Добрянского муниципального района, путём их объединения, границы территории Добрянского городского поселения полностью совпадают с границами территории Добрянского муниципального района.

При этом, преобразование всех поселений, входящих в состав Добрянского муниципального района, путём их объединения, было осуществлено в соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ, то есть, с учётом мнения населения каждого из поселений.

Из анализа положений статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что при преобразовании муниципальных образований учёт мнения населения в той и или иной форме требуется только в случаях, когда при таком преобразовании происходит изменение границ муниципальных образований (части 3, 3.1, 3.2, 4 – 6, 6.1 – 6.3, 7, 7.1, 7.2).

Так, согласно части 7 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований.

Таким образом, в силу положений названной нормы, наделение статусом городского округа городского поселения, образовавшегося в результате объединения территорий муниципальных образований (поселений), и территория которого полностью совпала с территорией Добрянского муниципального района, согласия населения в той или иной форме не требовалось, поскольку изменение состава территории нового муниципального образования произошло без изменения границ.

В данном случае статус образовавшегося городского поселения оспариваемым административными истцами Законом № 369-ПК был приведен в соответствие с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ, поскольку образовавшееся в результате изменения состава территории Добрянского муниципального района новое муниципальное образование уже не отвечало критериям муниципального района, определённым в статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ, и полностью соответствовало критериям городского округа, учитывая, что в силу положений статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальным районом является несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединённых общей территорией, а городским округом – один или несколько объединённых общей территорией населённых пунктов, не являющихся муниципальными образованиями.

В этой связи также ошибочной является ссылка административных истцов в обоснование заявленного требования на положения части 3.1 статьи 13 Федерального закона № 131-ФЗ, так как создание Добрянского городского округа состоялось в соответствии с частью 3 приведённой статьи.

Утверждения административных истцов о нарушении положений статьи 7 Закона Пермского края № 7-ПК при принятии оспариваемого нормативного правового акта являются несостоятельными.

Частями 1 и 2 статьи 7 Закона Пермского края № 7-ПК предусмотрено, что если в соответствии с Уставом Пермского края законопроект подлежит согласованию с органами местного самоуправления, то такой законопроект до рассмотрения его в первом чтении в обязательном порядке направляется на согласование главам муниципальных образований края. В случае если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, он в день получения данного законопроекта направляет его на согласование в представительный орган местного самоуправления. Рассылку законопроекта осуществляют, в том числе субъекты права законодательной инициативы в отношении своих законопроектов. Одновременно с внесением законопроекта должно быть представлено письменное доказательство отправки его органам местного самоуправления с указанием даты отправки.

Согласно части 3 названной нормы законопроекты, подлежащие согласованию с органами местного самоуправления, могут быть включены в повестку дня заседания Законодательного Собрания для рассмотрения в первом чтении по истечении месячного срока со дня отправки законопроекта на согласование либо при наличии писем о согласовании законопроекта органами местного самоуправления всех муниципальных районов и городских округов.

Как следует из материалов дела, проект закона Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Добрянский городской округ» 31 января 2019 г. был направлен Земским Собранием Добрянского муниципального района (субъект права законодательной инициативы, автор законопроекта) на согласование главам всех поселений Добрянского муниципального района. В феврале 2019 года в адрес автора законопроекта поступили ответы от глав поселений Добрянского муниципального района о согласовании законопроекта, в том числе из Полазненского городского поселения (подписан главой городского поселения и председателем представительного органа поселения). После чего 14 февраля 2019 г. Земским Собранием Добрянского муниципального района в порядке законодательной инициативы в Законодательное Собрание Пермского края внесён проект закона Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Добрянский городской округ» (поступил фактически 18 февраля 2019 г.). Законопроект рассмотрен Законодательным Собранием Пермского края в первом чтении 21 марта 2019 г.

Таким образом, положения статьи 7 Закона Пермского края № 7-ПК при принятии оспариваемого нормативного правового акта не нарушены.

Доводы административных истцов в обоснование административного иска о допущенных нарушениях при проведении на территории Полазненского городского поселения публичных слушаний по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Добрянского муниципального района, путём их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований, являются несостоятельными, поскольку они опровергаются представленными в материалы дела административными ответчиками письменными доказательствами, в том числе копией решения Думы Полазненского городского поселения от 22 ноября 2018 г. № 21 «О назначении публичных слушаний по вопросу преобразования поселений, входящих в состав Добрянского муниципального района, путём их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований» с приложениями 1, 2, копией протокола публичных слушаний по теме: «Преобразование поселений, входящих в состав Добрянского муниципального района, путём их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований» и приложениями к этому протоколу, копией заключения о результатах публичных слушаний, копией решения Думы Полазненского городского поселения от 17 января 2019 г. № 36 «О выражении согласия депутатов Думы Полазненского городского поселения на преобразование поселений, входящих в состав Добрянского муниципального района, путём их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований».

Доказательства, опровергающие приведённые выше письменные доказательства, административными истцами не представлены. Итоги публичных слушаний истцами не оспаривались, как не оспаривалось и решение Думы Полазненского городского поселения от 17 января 2019 г. № 36.

Тот факт, что в наименовании решения от 17 января 2019 г. № 36, а также в тексте этого решения указано о выражении согласия именно депутатов Думы Полазненского городского поселения, а не населения Полазненского городского поселения, не свидетельствует о наличии обстоятельств, влекущих удовлетворение заявленного административными истцами требования, поскольку депутаты представительного органа поселения избраны избирателями соответствующего избирательного округа и представляют интересы своих избирателей, то есть населения соответствующего избирательного округа. Кроме того, согласно пункту 2 решения от 17 января 2019 г. № 36 Дума Полазненского городского поселения направляет в Земское Собрание Добрянского муниципального района данное решение с обращением о внесении в Законодательное Собрание Пермского края проекта закона Пермского края «Об образовании нового муниципального образования Добрянский городской округ», то есть, учитывая текст законопроекта, представительный орган поселения выражает согласие на преобразование поселений, входящих в состав Добрянского муниципального района, путём их объединения, не влекущего изменения границ иных муниципальных образований. Иное решение Дума Полазненского городского поселения по итогам проведения публичных слушаний не принимала.

Утверждения административных истцов о том, что Закон № 369-ПК нарушает их право на осуществление местного самоуправления в Полазненском городском поселении, являются ошибочными. Положениями оспариваемого Закона установлены правовые, территориальные, организационные и финансовые особенности образования нового муниципального образования Добрянский городской округ. В том числе разрешены вопросы, связанные с правопреемством, с переходным периодом образования Добрянского городского округа, с порядком формирования органов местного самоуправления нового муниципального образования в переходный период, с полномочиями органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения на соответствующей территории до формирования органов местного самоуправления Добрянского городского округа, а также иные вопросы. Правовые нормы, устанавливающие ограничения или запрет права административных истцов на осуществление местного самоуправления, Закон № 369-ПК не содержит.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признаётся соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку судом установлено, что Закон № 369-ПК соответствует иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, он принят Законодательным Собранием Пермского края в пределах имеющихся полномочий и с соблюдением установленной законом процедуры, административным истцам Махову А.Н., Шиховцову В.В., Мензорову А.Ю., Мальцевой М.А., Гордиенко Э.Г., Марьину А.В., Петуниной К.В., Русиновой В.В., Айкашевой Л.М. и Пищальниковой О.В. в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного искового заявления Махова Александра Николаевича, Шиховцова Василия Викторовича, Мензорова Андрея Юрьевича, Мальцевой Марины Александровны, Гордиенко Эдуарда Геннадьевича, Марьина Алексея Владимировича, Петуниной Ксении Владимировны, Русиновой Веры Владимировны, Айкашевой Людмилы Михайловны, Пищальниковой Ольги Васильевны о признании недействующим Закона Пермского края от 25 марта 2019 г. № 369-ПК «Об образовании нового муниципального образования Добрянский городской округ» отказать.

На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 20 июня 2019 г.

Решение в законную силу не вступило.

Судья – подпись -

27.08.2020Регистрация административного искового заявления
27.08.2020Передача материалов судье
27.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
27.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.08.2020Предварительное судебное заседание
27.08.2020Предварительное судебное заседание
27.08.2020Судебное заседание
27.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее