ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕШЕНИЕ
от 06 июня 2018 года по делу№ 21-376/2018
Судья Домникова М.В.
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В.,
с участием помощника военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона Попова М.В.,
начальника отдела (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориального, г. Симферополь) 637 ЦГСЭН Лашинского С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе
06 июня 2018 года
жалобу <данные изъяты> на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 13 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении акционерного <данные изъяты> (далее АО «ГУ ЖКХ» либо Общество),
установил:
постановлением заместителя начальника 637 центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора – главного государственного санитарного врача Зорина Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ № АО «ГУ ЖКХ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе АО «ГУ ЖКХ» на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Железнодорожного районного суда <адрес> 13 февраля 2018 года постановлено решение, которым постановление заместителя начальника 637 центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора – главного государственного санитарного врача Зорина Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, в отношении АО «ГУ ЖКХ», оставлено без изменения, а жалоба АО «ГУ ЖКХ» - без удовлетворения.
Не согласившись с решением судьи районного суда и постановлением должностного лица санитарно-эпидемиологического надзора, АО «ГУ ЖКХ» подало в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просило отменить вышеуказанные акты. В обоснование указано, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права, и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав помощника военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона Попова М.В., начальника отдела (государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориального, г. Симферополь) 637 ЦГСЭН Лашинского С.В., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, проверив изложенные в жалобе и протесте доводы, прихожу к следующему.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ 309 военной прокуратурой гарнизона с участием представителей Симферопольской КЭЧ и войсковой части 98600 проведена внеплановая выездная проверка по адресу: <адрес> занимаемый войсковой частью №. Проверкой выявлено, что с ДД.ММ.ГГГГ на территории военного городка № вывоз твердых бытовых отходов не осуществлялся, контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов содержится в антисанитарном состоянии, контейнеры переполнены бытовыми отходами, в радиусе 20 метров вокруг контейнеров разбросаны отходы, что подтверждается визуальным осмотром и журналом контроля исполнения Государственного контракта на оказание услуг по вызову твердых коммунальных отходов и жидких бытовых отходов войсковой части №, справками о фактическом оказании услуг за март и апрель 2017 года.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ на основании п.1 ст.28.4 КоАП РФ заместителем военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона Монид А.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО «ГУ ЖКХ» по признакам ст.8.2 КоАП РФ (л.д.32-37).
Из материалов дела так же следует, что между Министерством обороны Российской Федерации и АО «ГУ ЖКХ» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № «На оказание услуг по вывозу твердых коммунальных и жидких бытовых отходов с территории казарменно-жилищного фонда военных городков Министерство обороны Российской Федерации для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2016 - 2017 годах», в том числе в военном городке № войсковой части №, находящемся по адресу: <адрес>
Из содержания письма командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что с ДД.ММ.ГГГГ с территории № военного городка по <адрес>, прекращен вывоз твердых отходов предприятием АО «ГУ ЖКХ», что ведет к нарушению санитарных норм и нарушению условий контракта от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов №.
Командиром войсковой части № также были составлены и утверждены акты о нарушении контакта № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 58), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 72), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 74), ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 76), также были составлены претензионные акты от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 52, 53).
Согласно материала проверки исполнения АО «ГУ ЖКХ» санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих, в ходе проведении проверки, выявлены следующие нарушения: несоблюдение требований ст.11, 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.13,14 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №155 от 10 февраля 1997 года п.2.2.1, 2.2.4, 5.3, 5.10, 6.4 СанПин 42-128-4690-88 «Санитарно-эпидемиологические требования в жилых зданиях и помещениях», ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказ Ростехнадзора от 15.08.2007 года №570 «Об организации работы паспортизации опасных отходов».
Постановлением заместителя начальника 637 центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора – главного государственного санитарного врача Зорина Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ № АО «ГУ ЖКХ» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 100000 руб. На рассмотрение административного дела Общество было извещено, что подтверждается квитанцией и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д.30, 234).
Диспозицией ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, характеризуется противоправным действием (бездействием) которое выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Из положений ст.21 указанного Закона, следует, что в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии п.п.13,14 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 № 155, качество предоставляемых исполнителем услуг по вывозу бытовых отходов должно соответствовать условиям договора, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к услугам соответствующего рода. Исполнитель обязан оказать услуги в установленные сроки, которые определяются соглашением сторон исходя из необходимости своевременного удаления бытовых отходов в соответствии с действующими стандартами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее Закон №89-ФЗ).
В силу ст.12 Закон №89-ФЗ определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; захоронение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурс ввоз отходов I - IV классов опасности в Российскую Федерацию в целях захоронения и обезвреживания; ввоз радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их хранения, переработки или захоронения, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; захоронение в объектах размещения отходов производства и потребления продукции, утратившей свои потребительские свойства содержащей озоноразрушающие вещества, без рекуперации данных из указанной продукции в целях их восстановления для дальнейшей рециркуляции (рециклирования) или уничтожения. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I-IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Несоблюдение вышеуказанных норм законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами, образует событие административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Проверив собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку по правилам ст.26.11 КоАП РФ, должностное лицо контролирующего органа и судья районного суда правильно установили обстоятельства дела и обоснованно пришли к выводу о доказанности виновности АО «ГУ ЖКХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Доводы АО «ГУ ЖКХ», изложенные в жалобе, нахожу несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании законодательства об охране окружающей среды. Несогласие заявителя с оценкой доказательств, не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены существенные нарушения КоАП РФ, или предусмотренные ими процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Довод жалобы о применении более мягкого наказания является не основанным на законе. Совершенное правонарушение представляет опасность охраняемым государством интересам в сфере обеспечения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, имеет формальный состав, то есть факт его совершения не ставится в зависимость от наличия (отсутствия) наступивших вредных последствий. Таким образом, поскольку наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, то отсутствие указанных последствий не свидетельствует о возможности снижения назначенного наказания в виде штрафа.
Каких-либо существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы дать основания для отмены решения судьи Железнодорожного районного суда города Симферополя от 13 февраля 2018 года, не установлено.
Таким образом, прихожу к выводу, что АО «ГУ ЖКХ» обоснованно и на законных основаниях привлечено к административной ответственности.
При определении АО «ГУ ЖКХ» административного наказания должностным лицом санитарно-эпидемиологического надзора учтены все заслуживающие внимание обстоятельства, ему назначено наказание, предусмотренное санкцией ст.8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах полагаю, что нет оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу <данные изъяты> оставить без удовлетворения,
решение судьи Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 13 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты>, - без изменения.
Судья В.В. Агин