Решение по делу № 33а-1588/2019 от 16.01.2019

Судья Лемякина В.М. Дело № 33а-1588/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград 20 февраля 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Антропова Е.А., Сергеева С.С.

при секретаре Корниловой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца администрации Волгограда на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 17 октября 2018 года по административному делу по иску администрации Волгограда к ГУ МЧС России по Волгоградской области, главному государственному инспектору г. Волгограда по пожарному надзору – начальнику отдела надзорной деятельности по г. Волгограду УНД и ПР ГУ МЧС России по Волгоградской области Чеботареву И.Л. об оспаривании предписания,

которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Администрация Волгограда обратилась в суд с административным исковым заявлением, указывая на то, что 21 мая 2018 года главным государственным инспектором г. Волгограда по пожарному надзору Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Волгоградской области И.Л. Чеботаревым выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 03/1/1. Администрация Волгограда с указанным выше предписанием не согласна, указывает, что органом не доказано, что администрация Волгограда является субъектом выявленных нарушений. Кроме того, при определении сроков устранения выявленных нарушений до 1 августа 2018 года административным ответчиком не учтены нормы действующего законодательства, предусматривающие выделение необходимых финансовых средств, а также соблюдение установленного федеральным законодателем порядка размещения муниципального заказа для муниципальных нужд, отнесённых к вопросам местного значения, в том числе, по обеспечению мер первичной пожарной безопасности.

В том числе:

Администрация не наделена полномочиями по очистке объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, данные работы не финансируются из бюджета Волгограда на эти цели, соответственно истец не является субъектом указанного правонарушения. Большинство указанных в предписании адресов мест произрастания камыша и сухой растительности находятся на зеркале водных объектов и в границах их водоохранных зон. Данные водные объекты не находятся в муниципальной собственности Волгограда.

В пункте 2 обжалуемого Предписания указано, что на территории городского округа город-герой Волгоград допущено устройство несанкционированных свалок горючих отходов. Однако, административным органом в материалы дела не представлено доказательств того, что непосредственно администрация Волгограда организовала свалку. Кроме того, административным органом не представлено доказательств, что выявленные свалки действительно являются свалками горючих отходов.

В пункте 3 обжалуемого Предписания указано, что на территории городского округа город-герой Волгоград допущено размещение нестационарных (временных) объектов, внесённых в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 года, расположенных на расстоянии менее 15 метров от зданий и сооружений. Однако, требование о расположении временных строений на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или противопожарных стен введено постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2016 года № 947 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации», дополнившим пункт 74 Правил противопожарного режима в Российской Федерации указанным положением, вступило в силу с 26 сентября 2017 года, то есть до согласования схемы размещения нестационарных объектов.

В пункте 4 обжалуемого Предписания указано, что между жилой застройкой городского округа город-герой Волгоград и прилегающими участками не выполнены нормируемые разрывы (не менее 15 м), тем самым не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах. Нарушение пунктов 78, 488, 489 ППР в РФ, п.5* приложения 1* СНиП 2.07.01.89*. Однако, лесные насаждения по данным адресам не располагаются на лесных участках.

По адресам указанным в предписании располагаются индивидуальные одно-, двухэтажные жилые дома. Следовательно, нормативно предписано расстояние между такой застройкой и лесным массивом не менее 15 метров, что соблюдено. Кроме того, строительство отдельных объектов осуществлено ранее вступления в силу строительных норм и правил. Также государственным инспектором не доказано отсутствие противопожарных полос. Администрация Волгограда не обладает полномочиями в сфере обеспечения противопожарной безопасности в отношении имущества, не находящегося в собственности муниципалитета.

В пункте 5 обжалуемого Предписания указано, что на территории муниципального образования - городского округа город-герой Волгоград не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники по адресам, указанным в Предписании. Однако, административным органом не выяснено, на чьей территории установлены шлагбаумы (<адрес>), кем они установлены и когда. На существующие объекты, построенные до вступления в силу Федерального закона № 123-ФЗ, требования предусмотренных данным законом не распространяются и должны быть исполнены при капитальном ремонте, реконструкции и в иных случаях, предусмотренных ст. 1 Федерального закона № 123-ФЗ. Более того, формулировка «обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара» предполагает действия органов местного самоуправления по обеспечению проезда к месту пожара во время проведения мероприятий по его локализации, то есть выполнение обязанности по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

На основании изложенного, администрация Волгограда просила признать недействительным предписание № 03/1/1 от 21 мая 2018 года Главного управления МЧС России по Волгоградской области по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация Волгограда оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения просит его отменить. В обоснование ссылается на неправильное применение судом норм материального права.

Всудебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г. Волгограда Серебрянникова И.А, настаивала на удовлетворении доводов апелляционной жалобы.

Представитель департамента финансов администрации Волгограда Зацепина В.А., представитель Комитета гражданской защиты населения Мирзоян Я.Г., заинтересованное лицо ИП Ашурова С.Х., поддержали доводы апелляционной жалобы.

Выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришёл к выводу, что права и законные интересы административного истца администрации города Волгограда оспариваемым предписанием на настоящее время не нарушаются.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно ст. 6 Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого на объектах обороны и на иных объектах специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, а также в лесах, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, и в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий федеральных органов исполнительной власти по осуществлению федерального государственного пожарного надзора в случае передачи указанных полномочий в соответствии со статьёй 16.1 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 90 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утверждённого Приказом МЧС России от 30 ноября 2016 года № 644, -

в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее проверку, в пределах полномочий, предусмотренных?(проводившие) законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны)

1) с учётом разграничения права собственности, ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному лицу органа власти, объекта защиты или гражданину, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты и (или) территории (земельном участке), а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения,

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, в том числе с учётом особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, а также руководителей и иных работников указанных хозяйствующих субъектов, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.

Судебной коллегией установлено и следует из материалов дела, что на основании распоряжения главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору № 051/033 от 26 марта 2018 года проведена проверка обеспечения Администрацией Волгограда первичных мер пожарной безопасности на территории городского округа город-герой Волгоград в соответствии с планом проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Волгоградской области на 2018 год, которая проведена с участием представителей Администрации Волгограда.

По результатам проверки, проведённой в период с 19 апреля по 21 мая 2018 года, за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности проводимой в отношении Администрации Волгограда составлен акт проверки № 051/03 от 21 мая 2018 года.

21 мая 2018 года Администрации Волгограда выдано предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности № 03/1/1 от 21 мая 2018 года.

Согласно пункту 1 Предписания территория городского округа город-герой Волгоград не очищена от сухой растительности, камыша с указанием места нахождения участков подлежащих очистке, то есть нарушены требования п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в редакции Постановления Правительства РФ от 17.02.2014 № 113 (далее по тексту ППР РФ) - руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

Согласно пункту 2 Предписания на территории городского округа город-герой Волгоград допущено устройство несанкционированных свалок горючих отходов с указанием месса нахождения участков, подлежащих очистке, то есть нарушены требования п. 19 ППР РФ - запрещается на территориях общего пользования поселений и городских округов, на объектах садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан устраивать свалки горючих отходов.

Согласно пункту 3 Предписания на территории городского округа город-герой Волгоград допущено размещение нестационарных (временных) объектов, внесённых в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда на 2017-2021 года, расположенных на расстоянии менее 15 метров от зданий и сооружений с указанием места нахождения объектов, то есть нарушены требования п. 74 ППР РФ - запрещается использовать противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями для складирования материалов, оборудования и тары, для стоянки транспорта и строительства (установки) зданий и сооружений, для разведения костров и сжигания отходов и тары. Временные строения должны располагаться на расстоянии не менее 15 метров от других зданий и сооружений или у противопожарных стен (в редакции, действующей с 26 сентября 2017 года).

Согласно пункту 4 Предписания между жилой застройкой городского округа город-герой Волгоград и прилегающими лесными участками не выполнены нормируемые противопожарные разрывы (не менее 15 м), тем самым не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах, с указанием места нахождения объектов, то есть нарушены требования п. 78 ППР РФ - на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населённым пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения; п.488 ППР РФ - населённый пункт считается подверженным угрозе лесных пожаров в случае его непосредственного примыкания к хвойному (смешанному) лесному участку либо наличия на землях населённого пункта городского хвойного (смешанного) леса; п. 489 ППР РФ – населённый пункт признается непосредственно примыкающим к лесному участку, если расстояние до крайних деревьев соответствующего лесного участка составляет:

а) менее 100 метров от границы населённого пункта, на землях которого имеются объекты капитального строительства с количеством более двух этажей;

б) менее 50 метров от границы населённого пункта, на землях которого имеются объекты капитального строительства с количеством этажей 2 и менее.

СНиП 2.07.01.89 - расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50 м, а от застройки сельских и участков садоводческих товариществ не менее 15 м.

Согласно пункту 5 Предписания на территории муниципального образования - городского округа город герой-герой Волгоград не обеспечен беспрепятственный проезд пожарной техники с указанием местонахождения объектов, то есть нарушены требования п. 6 ст. 63 Федерального закона № 123 от 22 июля 2008 года - первичные меры пожарной безопасности включают в себя: обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

п. 1 ст. 90 - для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещённых с функциональными проездами и подъездами;

п.75 ППР РФ - руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.

Срок для устранения нарушений указанных в предписании установлен до 1 августа 2018 года.

В соответствии с положениями ст. 16 и ст. 24 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности несут: собственники, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органной местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны, в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 38 Устава города-героя Волгограда - администрация Волгограда является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Волгограда.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 5 Устава города-героя Волгограда к вопросам местного значения городского округа Волгоград относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Волгоград.

Финансовое обеспечение мер пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Согласно п. 2.1 Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Волгограда, утверждённого Решением Волгоградской городской Думы от 23 декабря 2016 года № 52/1513 уполномоченным органом по заключению Договора на размещение нестационарного торгового объекта, является администрация района Волгограда, на территории которого планируется размещение нестационарного торгового объекта.

Постановлением администрации Волгограда № 132 от 1 февраля 2017 года утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов для реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг на территории Волгограда на 2017-2021 годы.

В силу выше приведённых нормативно-правовых актов обязанность по организации обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа, возлагается на администрацию Волгограда, как на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

Как следствие, ГУ МЧС России по Волгоградской области по результатам проверки в связи с выявлением недостатков в организации обеспечения мер первичной пожарной безопасности Администрации Волгограда выдано оспариваемое Предписание 03/1/1.

Из материалов дела следует, что все объекты и участки территорий, указанные в обжалуемом Предписании расположены в пределах границ городского округа город-герой Волгоград. Доказательств иного как суду первой инстанции, так и судебной коллегии не предоставлено.

Нахождение земельных участков и объектов, перечисленных в пунктах 1 и 2 Предписания, не очищенных от сухой растительности, захламлённых несанкционированными свалками горючих отходов, в муниципальной собственности не опровергнуто.

В суде первой инстанции было установлено, что частично нарушения, указанные в пунктах 1 и 2 Предписания, устранены силами территориальных подразделений администрации Волгограда – администрациями районов г. Волгограда, что подтверждается сводной информацией по предписанию, предоставленной администрацией Волгограда в адрес административного органа. Также установлено, что администрацией Волгограда принимались меры к частичному устранению нарушений указанных в пунктах 3 и 4 Предписания.

Из указанного выше следует, что поддержание на территории города Волгограда охраны окружающей среды и пожарной безопасности является публично-правовой обязанностью Администрации Волгограда, поскольку администрация, как муниципальный орган, обязана в силу перечисленных выше норм права обеспечивать первичные меры по охране окружающей среды и пожарной безопасности в границах своего муниципального образования.

Учитывая, что невыполнение обязанностей возложенных действующим законодательством о пожарной безопасности на органы местного самоуправления нарушает права неопределённого круга лиц, так как может повлечь причинение вреда здоровью граждан, угрожать их жизни, привести к уничтожению имущества как лиц, постоянно проживающих на территории Волгограда, так и временно находящихся в указанном населённом пункте, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришёл к правильному выводу о законности предписания № 03/1/1 от 21 мая 2018 года.

Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.

Судебная коллегия полагает, что постановленное по делу решение суда отвечает требованиям ст. 176 КАС РФ о законности и обоснованности. Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия не установила.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Центрального районного суда г. Волгограда от 17 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.

Председательствующий

Судьи

33а-1588/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Волгограда
Ответчики
Главный государственный инспектор г. Волгограда по пожарному надзору-начальник отдела надзорной деятельности по г. Волгограду УНД и ПР ГУ МВД России по Волгоградской области И.Л. Чеботарев
ГУ МЧС Росси по Волгограсдкой области
Другие
Ненашева Инна Михайловна
Хан Алексей Валерьевич
Комитет гражданской защиты населения администарции Волгограда
Кузьмина Ольга Валерьевна
Иванов Игорь Владимирович
Горбунова Марина Юрьевна
ИП Дерновой Дмитрий Владимирович
Гамбарян Камсар Вараздатович
Гасанов Мехман Талыб оглы
Китова Татьяна Евгеньевна
Бурцев Иван Юрьевич
Созинов Владимир Николаевич
Бытков Григорий Викторович
Чуксин Руслан Юрьевич
Глазунов Артем Вячеславович
Орлова Ольга Вячеславовна
Джалалян Роман Рубенович
Романов Е.В.
Айбазова Лиана Анзоровна
Динжос Андрей Петрович
Макаренко Михаил Владимирович
Кабанов Андрей Геннадьевич
Сироткин Геннадий Валерьевич
Нухов Ильгар Ахмед Оглы
Чиликин Петр Иванович
Алиев Фамил Садыг оглы
Джафаров Муваккила Бабы оглы
Юрова Анна Станиславовна
Меркулов М.А.
Авитесян Эллина Эдуардовна
Серебрянникова Ирина Евгеньевна
Марков Илья Сергеевич
Швечикова Ольга Владимировна
Глазунова Людмила Петровна
Алиев Фархад Мурсал оглы
Давудов Мушфиг Али оглы
Семерикова Лариса Анатольевна
Кузнецова Ирина Борисовна
Пугачева Алла Игоревна
Перцева Светлана Анатольевна
Ашурова Светлана Хайруллоевна
Глазунов Вячеслав Геннадьевич
Глазунова Марина Юрьевна
Управление экономического развития и инвестиций администрации Волгограда
Татосян Артур Николаевич
Никитина В.В
Варакина Юлия Геннадьевна
Маслов Владимир Вячеславович
Суд
Волгоградский областной суд
Судья
Антропов Евгений Александрович
Дело на странице суда
oblsud.vol.sudrf.ru
20.08.2020Передача дела судье
20.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2020Передано в экспедицию
20.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее