ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
04RS0007-01-2020-003086-37
Судья Смирнова Ю.А., № 12-169/2020
Дело № 21-228 пост. ...
Р Е Ш Е Н И Е
4 сентября 2020 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Долонове Ц.-Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Легион» на решение судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Легион»,
установил:
постановлением № ... начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Бурятия Гармаева Ю.Г. от 29 мая 2020 года ООО «Легион» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 60 000 руб.
Решением судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21 июля 2020 года указанное постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Генеральный директор ООО «Легион» Цыбиков С.Б. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда, ссылаясь на малозначительность совершенного административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ООО «Легион» Горяйнова А.В. доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям.
Должностное лицо Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, вынесшее постановление, Гармаев Ю.Г. возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Статьей 212 Трудового кодекса РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда урегулированы статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон о специальной оценке условий труда), частью 2 которой, в числе прочего, предусмотрена обязанность работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 этого закона.
Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Республике Бурятия по обращению Гончарук И.Н. в отношении ООО «Легион» проведена внеплановая проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
По результатам проверки установлено, что в нарушение требований статьи 22, абзаца 11 части 2 статьи 212 Трудового кодекса РФ, а также части 2 статьи 4 Закона о специальной оценке условий труда юридическим лицом ООО «Легион» не проведена специальная оценка условий труда на рабочем месте бармена.
Поскольку ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии события и состава административного правонарушения в действиях юридического лица ООО «Легион».
Вина ООО «Легион» в совершении административного правонарушения установлена и подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе протоколом № 3-7-259-20-ОБ/12-2579-И/72-122 об административном правонарушении от 25 мая 2020 года (л.д. 89); актом проверки от 2 апреля 2020 года (л.д. 82); письменным пояснением представителя ООО «Легион» ФИО1 (л.д. 33); штатным расписанием (л.д. 43) и иными доказательствами. Сам факт непроведения специальной оценки условий труда на рабочем месте бармена общество не оспаривает.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что ООО «Легион» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых установлена административная ответственность.
Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие представителя ООО «Легион», во внимание не принимается.
В соответствии с частью 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Как следует из пояснений должностного лица Гармаева Ю.Г., о дне и времени составления протокола об административном правонарушении ООО «Легион» было надлежащим образом извещено посредством электронной почты. Ходатайств об отложении составления протокола от общества не поступало.
Существенных нарушений норм КоАП РФ, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого решения суда и постановления должностного лица, не установлено.
Вместе с тем, изучив представленные материалы административного дела, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для освобождения ООО «Легион» от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.
С учетом отсутствия по делу доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий, в том числе для участников рассматриваемых общественных отношений, а также сведений о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, существенного вреда для общества и государства, принципов справедливости при вынесении решения по делу и соразмерности при назначении наказания, допущенное ООО «Легион» административное правонарушение имеет признаки малозначительности.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение судьи и постановление должностного лица подлежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению, с объявлением ООО «Легион» устного замечания.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
постановление № 3/7-259-20-ОБ/12-2706-И/72-122 начальника отдела Государственной инспекции труда в Республике Бурятия от 29 мая 2020 года и решение судьи Советского районного суда г.Улан-Удэ от 21 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Легион» отменить.
Производство по делу прекратить в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявив ООО «Легион» устное замечание.
Судья Назимова П.С.