Решение по делу № 33-4988/2022 от 15.04.2022

Судья: Лузганова Т.А. гр. дело № 33-4988/2022

УИД 24RS0017-01-2021-002362-31

2.068

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2022 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего - Платова А.С.,

судей - Охременко О.В., Сударьковой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ануфриевой И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В.

гражданское дело по иску Мельникова Андрея Владимировича к ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в выплате пенсии за выслугу лет,

по апелляционной жалобе Мельникова А.В.

на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 4 августа 2021 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Мельникова Андрея Владимировича к ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании права на получение пенсии по выслуге лет оставить без удовлетворения в полном объеме».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мельников А.В. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Красноярскому краю о признании незаконным отказа в выплате пенсии за выслугу лет.

Предъявленные требования истец мотивировал тем, что являлся гражданином Украины, проходил службу в Мичуринской исправительной колонии № 57 Управления Государственного Департамента Украины по вопросам исполнения наказаний в Донецкой области в должности младшего инспектора-кинолога отдела охраны с 01.12.1999г. по 31.08.2011г.

На основании приказа №77 от 29.08.2011г. Мичуринской исправительной колонии №57 УГДУПИН в Донецкой области, в соответствии с Положением о прохождении службы рядовым и начальствующим составом ОВД Украины, он был уволен в запас по п.63 «б» (по болезни). На день увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила: 15 лет 04 месяца 16 дней, в льготном исчислении - 20 лет 00 месяцев 01 день. Согласно Закону Украины №2262-XII от 09.04.1992г. ему была назначена пенсия за выслугу лет с 01.09.2011г. в размере 832,55 гривен пожизненно. С июня 2012 года он проживает в России, 22.04.2020г. в установленном законом порядке получил гражданство Российской Федерации. В связи с переездом на постоянное место жительства в Россию Департаментом пенсионного обеспечения Пенсионного фонда Донецкой народной республики 09.10.2020г. исх. № 1168/02-3-09 пенсионное дело №0506009016 было направлено в отдел пенсионного обеспечения ГУФСИН России по Красноярскому краю. Выплата пенсии Департаментом пенсионного обеспечения Пенсионного фонда Донецкой народной республики была выплачена по 30 сентября 2020 года включительно, с 01.10.2020г. выплата пенсии была прекращена.

При поступлении пенсионного дела в отдел пенсионного обеспечения ГУФСИН России по Красноярскому краю был произведен подсчет выслуги лет, дающей право на выплату пенсии, которым установлено, что выслуга лет в льготном исчислении составляет 19 лет 11 месяцев 15 дней, что не дает оснований для назначения пенсии за выслугу лет, поскольку при подсчете выслуги лет Мичуринской ИК №57 была допущена ошибка (ответ ГУФСИН России по Красноярскому краю в Департамент пенсионного обеспечения Пенсионного фонда Донецкой народной республики от 26.01.2021 исх. №24/10/11-96). При оценке пенсионных прав ответчиком были засчитаны периоды прохождения службы: служба в Вооруженных силах 21.12.1995г. - 15.01.1996г.; 15.01.1996г. – 29.05.1996г.; 29.05.1996г. - 15.07.1996г.; 15.07.1996г. -13.12.1996г.; 13.12.1996г. - 20.06.1997г., календарный период составил 01 год 05 месяцев 29 дней, оснований для применения коэффициента нет; служба в Вооруженных силах по контракту с 14.10.1997г. по 01.01.1999г., календарный период составил 01 год 02 месяца 17 дней, льготный период составил 01 год 07 месяцев 12 дней (коэффициент 1,3); служба в органах внутренних дел с 01.01.1999г. по 01.12.1999г., календарный период составил 00 лет 11 месяцев 00 дней, льготный период составил 01 год 02 месяца 20 дней (коэффициент 1,3); служба в уголовно-исполнительной системе с 01.12.1999г. по 31.08.2011г., календарный период составил 11 лет 09 месяцев 00 дней, льготный период составил 15 лет 08 месяцев 00 дней (коэффициент 1,3). При подсчете льготного периода службы для назначении пенсии по выслуге лет в отделе пенсионного обеспечения ГУФСИН России по Красноярскому краю с использованием коэффициента 1,33 не был включен один день в период службы в вооруженных силах по контракту (составил 01 год 07 месяцев 11 дней), в органах внутренних дел - один день (составил 01 год 02 месяца 19 дней), а также не зачтен льготный период службы в уголовно-исполнительной системе в количестве 14 дней (составил 15 лет 07 месяцев 16 дней) всего 16 дней.

Таким образом, согласно приведенного ответчиком расчета ему не хватает 15 дней для назначения пенсии за выслугу лет. С указанным расчетом льготной выслуги не согласен, поскольку пенсия по выслуге лет ему назначена в соответствии с Законом Украины №2262-XL от 09.04.1992г., с 01.09.2011г. пожизненно, назначалась Главным управлением Пенсионного фонда Украины в Донецкой области; расчёт выслуги лет при увольнении производился Управлением Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний в Донецкой области, при расчете календарный и льготный период проверяли не один раз; 14.10.2011г. Пенсионным фондом Украины было выдано пенсионное удостоверение № 2804302036. При подсчете льготного периода пенсии с помощью вычислительной программы в ГУФСИН России по Красноярскому краю была допущена техническая ошибка, так как электронная программа считает год как 365 дней, високосный год - 366 не учитывается, считает месяц 30 дней, без учета периода 31 день, а также округляет цифровое выражение в сотых частях после целого числа в меньшую сторону, что и дает уменьшение количества льготного стажа выслуги лет.

В указанной связи Мельников А.В. просил признать незаконным решение отдела пенсионного обеспечения ГУФСИН России по Красноярскому краю об отказе в назначении пении по выслуге лет; признать за ним право на получение пенсии за выслугу лет со дня поступления пенсионного дела в ГУФСИН России по Красноярскому краю; обязать ГУФСИН России по Красноярскому краю назначить ему пенсионную выплату по выслуге лет, выплатить ежемесячные пенсионные выплаты с момента наступления такого права.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Мельников А.В. просил решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на не исследованность судом первой инстанции его доводов о том, что на момент увольнения из органов уголовно-исполнительной системы Украины он имел необходимый льготный стаж – 20 лет, в связи с чем, у него при переселении возникло право на назначение и выплату пенсии за выслугу лет.

В судебное заседание истец Мельников А,В. Не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия судебную коллегию не уведомил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял.

Представитель истца адвокат Бусловская Л.А., действующая на основании ордера № 2-0067 от 23,05.2022 года апелляционную жалобу истца поддержала по изложенным выше основаниям, полагает, что расчет выслуги лет на день увольнения истца со службы был определен верно, электронная программа ответчика неверно подсчитывает стаж службы, пенсия была назначена и выплачивалась истцу более 10 лет, вины истца в предоставлении недостоверных сведений не имеется, в связи с чем, у ответчика отсутствовали основания отказать истцу в возобновлении выплаты назначенной пенсии.

Представитель ГУФСИН России по Красноярскому краю Скрипниченко Э.А., действующий на основании доверенности от 01.04.2022 года апелляционную жалобу истца считает не обоснованной, полагает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства по делу и принято законное и обоснованное решение.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия находит жалобу обоснованной, а решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела

Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом Управления государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний в Донецкой области Мичуринской ИК N57 от 29 августа 2011 г. N77 Мельников А.В. 31 августа 2011 г. был уволен в запас по пункту 63 "б" (по болезни). Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составляет - 19 лет 04 месяца 16 дней; в льготном исчислении составляет - 20 лет 00 месяцев 01 день.

Протоколом Главного управления Пенсионного фонда Украины в Донецкой области от 26 сентября 2011 г. истцу с 01 сентября 2011 года назначена пенсия за выслугу лет в сумме 832,55 гривен ежемесячно, пожизненно. Условия назначения - выслуга лет - 20 (календ. 15) в размере 50% денежного обеспечения.

С июня 2012 года истец проживает в России, 22 апреля 2020 г. в установленном законом порядке Мельников А.В. приобрел гражданство Российской Федерации.

Письмом от 9 октября 2020 г. N 1168/02-3-09 Пенсионного фонда Донецкой народной Республики, направленным в адрес ГУФСИН России по Красноярскому краю, сообщено, что Мельникову А.В., выплачена пенсия за периоды с 1 апреля 2015 г. по 30 апреля 2015 г., с 1 апреля 2016 г. по 31 августа 2017 г., с 1 мая 2018 г. по 30 сентября 2020 г. Выплата пенсии прекращена с 1 октября 2020 г.

Как следует из расчета выслуги лет на день увольнения со службы, в выслугу лет для назначения пенсии были засчитаны следующие периоды : служба в вооруженных Силах Украины в период с 21 декабря 1995 г. по 15 января 1996 г., в должности стрелка воинской части 3026 N от 22 декабря 1995 г.); в период с 15.01.1996 по 29.05.1996 в должности курсанта, стрелка воинской части 3007 (приказ в/ч 3026 №8 от 15.01.1996); в период с 29.05.1996 по 15.07.1996 в должности стрелка воинской части 3026 (приказ в/ч 3026 №93 от 29.05.1996); в период с 15.07.1996 по 13.12.1996 в должности старшего дрессировщика воинской части 3026 (приказ в/ч 3026 №101 от 15.07.1996); в период с 13.12.1996 по 20.06.1997 в должности инструктора воинской части 3026 (приказ в/ч 3026 №232 от 13.12.1996). Уволен в запас Вооруженных Сил по окончанию срока службы приказа в/ч 3026 от 20.06.1997 №123 (стаж 1 год 5 месяцев 29 дней, подлежит учету в календарном исчислении); проходил Службу в Вооруженных Силах Украины по контракту в период с 14.10.1997 по 01.01.1999 в должности старшего инструктора СРС 14 роты воинской части 3004 (приказ в/ч 3004 №229 от 14.10.1997). Командированный в распоряжение начальника УВП УМВДУ в Донецкой области для дальнейшего прохождения службы приказ в/ч 3004 от 23.12.1998 №274 (стаж 1 год 2 месяца 17 дней, подлежит учету в льготном исчислении); проходил службу в органах внутренних дел Украины в период с 01.01.1999 по 01.12.1999 в должности младшего инспектора-кинолога отдела охраны УВП-57 УМВДУ в Донецкой области (приказ УМВД в Донецкой области №4 л/д от 01.01.1999). Командированный в распоряжение начальника управления Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний в Донецкой области для дальнейшего прохождения службы, приказ УМВДУ в Донецкой области от 01.12.1999 №261 л/д (стаж 00 лет 11 месяцев 00 дней, подлежит льготному исчислению); проходил службу в уголовно-исполнительной системе Украины в период с 01.12.1999 по 31.08.2011 в должности младшего инспектора-кинолога отдела охраны Мичуринской ИК управления (приказ УДДУПВП в Донецкой области №89 о/с от 30.12.1999) (стаж 11 лет 09 месяцев 00 дней, подлежит учету в льготном исчислении). Период с 14.10.1997 года по 31.08.2011 года подлежит зачислению к выслуге лет для назначения пенсии на льготных условиях (1:1,3).

При проверке правильности расчета выслуги лет ответчиком календарный период службы Мельникова А.В. составил 15 лет 04 месяца 16 дней, льготный период – 19 лет 11 месяцев 15 дней.

Суд первой инстанции согласился с доводами представителя ответчика и пришел к выводу о том, что при его исчислении была допущена техническая ошибка (при подсчете выслуги лет за период службы в вооруженных силах по контракту и за период службы в уголовно-исполнительной системе).

Руководствуясь нормами Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", установив, что календарный период службы истца составляет 15 лет 04 месяца 16 дней, льготный период - 19 лет 11 месяцев 15 дней, суд первой инстанции пришел к выводу, что у Мельникова А.В.. при переселении на постоянное место жительства в Российскую Федерацию не возникло право на назначение и выплату пенсии за выслугу лет, что послужило основанием для отказа в удовлетворении предъявленных требований.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на нормах действующего законодательства.

Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, а также лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, в уголовно-исполнительной системе, установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее по тексту также Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.

В соответствии с пунктом "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, действие настоящего Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Согласно пункту "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренными этими договорами (соглашениями).Во исполнение положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".

Пунктом 1 данного Постановления предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются, в том числе военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции). Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах.

Российская Федерация и Украина являются участниками Соглашений стран Содружества Независимых Государств от 14 февраля 1992 г. "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей" (далее по тексту также Соглашение от 14 февраля 1992 г.) и от 15 мая 1992 г. "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее по тексту также Соглашение от 15 мая 1992 г.).

Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств-участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.

Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В соответствии со статьей 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусмотрено сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переселении пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участника Соглашения. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства-участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных Соглашением.

При этом, в статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. также предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.

Судом также не принято во внимание, что расчет выслуги лет был произведен истцу уполномоченным органом по последнему месту службы и указан в приказе об увольнении истца по болезни. В соответствии с приказом от 29 августа 2011 года № 77 л/д Мичуринской ИК № 57 выслуга лет Мельникова А.В. на день увольнения в льготном исчислении составляла 20 лет 00 месяцев 01 день, вследствие чего ему была назначена пенсия за выслугу лет, которая выплачивалась по 30 сентября 2021 года включительно.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года № 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова" (далее - Постановление), Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения; ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. Тем самым предполагается установление такого правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения, которое в соответствии в том числе с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определении ее размера, с тем, чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 Постановления).

Именно на основании действий уполномоченных органов, направленных на установление продолжительности стажа службы (выслуги лет), и подготовленных ими документов истец получал (и в настоящее время получает) официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на пенсию за выслугу лет. Это официальное подтверждение, в свою очередь, необходимо для принятия решения об увольнении сотрудника с правом на пенсию, поскольку его увольнение по данному основанию правомерно лишь в том случае, если полностью соблюдены условия, предусмотренные частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (абзац четвертый пункта 4.1 Постановления).

Совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсии тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку предоставленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 Постановления).

Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана таким образом обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 Постановления).

Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе, на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 Постановления).

Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчета кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к спорным отношениям по настоящему делу.

Следовательно, исходя из подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации выявление ошибки в расчете выслуги лет (стажа службы) для назначения и выплаты сотруднику уголовно- исполнительной системы, уволенному со службы, пенсии по выслуге лет само по себе не может служить основанием для внесения изменений в расчет выслуги лет (стажа службы), поскольку правовое регулирование по вопросу пенсионного обеспечения сотрудников, уволенных со службы, не предоставляет права уполномоченному органу вносить какие-либо изменения в расчет выслуги лет (стажа службы), производить перерасчет выслуги лет в одностороннем порядке, равно как и совершать иные юридически значимые действия в таком же порядке, затрагивающие права и законные интересы уволенного, что не было принято во внимание судом первой инстанции при разрешении настоящего дела.

Судом также не принято во внимание, что основанием увольнения истца со службы является установленная медицинским учреждением степень годности истца к службе в органах уголовно- исполнительной системы. Мельников А.В. уволен по болезни. Указанное основание свидетельствует о том, что истец признан негодным к военной службе, что исключает возможность быть принятым в органы ФСИН России на службу с целью дослужить 15 дней, которых по подсчетам ответчика ему не хватает для назначения пенсии за выслугу лет.

Кроме того, судом первой инстанции не принято во внимание, что пенсия за выслугу лет была назначена истцу в 2011 году выплачивалась на территории ДНР на протяжении 10 лет, в соответствии со статьей 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. предусмотрено сохранение выплаты ранее назначенной пенсии при переселении пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участника Соглашения. По смыслу указанной нормы при переселении пенсионера из одного государства участника соглашения на территорию другого государства назначение пенсии вновь не производится, соответственно у ответчика отсутствовали предусмотренные законом основания для перерасчета выслуги лет Мельникову А.В..

Более того, в соответствии со статьей 62 Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службы, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в редакции Федерального закона от 3 апреля 2017 г. N 63-ФЗ, в случае обнаружения ошибки, допущенной при назначении пенсии за выслугу лет, производится устранение этой ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3). Установленный порядок не предусматривает прекращение выплаты пенсии за выслугу лет в случае обнаружения ошибки.

В силу статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Постановленное по делу решение не отвечает указанным принципам, в связи с чем подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 04 августа 2021 года – отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным отказ ГУФСИН России по Красноярскому краю в возобновлении выплаты пенсии за выслугу лет Мельникову Андрею Владимировичу, назначенной ему с 01 сентября 2011 года.

Обязать ГУФСИН России по Красноярскому краю возобновить с 01 октября 2021 года выплату Мельникову Андрею Владимировичу пенсии за выслугу лет.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 26 мая 2022 года.

33-4988/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Мельников Андрей Владимирович
Ответчики
ГУФСИН России по КК
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
23.05.2022Судебное заседание
25.05.2022Судебное заседание
25.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее