РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата адрес
Мещанский районный суд в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-07640/2020 (2-13380/2019) по иску Даурского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к наименование организации о понуждении к совершению действий,
установил:
И.адрес транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры обратился в суд с иском к наименование организации, в котором, просит обязать ответчика устранить нарушения в сфере социальной защиты прав пассажиров с ограниченными физическими возможностями, а именно оборудовать платформу (Г-2) и перрон (Г-1) железнодорожного вокзала Забайкальск противоскользящей сигнальной полосой и тактильными указателями в соответствии с п. 6.5.2 СП 59-13330.2016, а также с учетом предъявляемых пунктами 6.4., 6.5. Раздела 6 "Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан", утвержденных распоряжением наименование организации от дата № 2705р.
В обоснование требований указано, что транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав маломобильных групп населения на предмет доступности инвалидам и иным маломобильным группам населения на железнодорожном вокзале Забайкальск, в ходе которой выявлены указанные нарушения, об устранении которых просит истец. Как указывает истец, данные нарушения имеют особое общественное значение, поскольку ограничивают права неопределенного круга лиц на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры.
Представитель Даурского транспортного прокурора в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представители ответчика наименование организации в судебное заседание не явились, извещены, в ходе рассмотрения дела стороной ответчика предоставлено отзыв на исковое заявление, в котором указано на несогласие с заявленными требованиями.
В соответствии со ст. ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика, поскольку он извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав представителя транспортной прокуратуры, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от дата N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", железнодорожный транспорт в Российской Федерации призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом, в том числе и безопасность в оказании таких услуг.
В силу ст. 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", инфраструктура железнодорожного транспорта представляет собою технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Согласно п. 1 ст. 21 того же закона, железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.
В соответствии со ст. 80 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов. На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы и тоннели, мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Согласно статье 15 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации машиностроительного комплекса, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.
Согласно ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей", потребитель имеем право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.
Кроме того, ст. 210 Гражданского кодекса РФ предусматривается, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, как потребители, пользуются всеми правами предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Исходя из смысла п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте Российской Федерации", п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 703 от дата, функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В соответствии с положением п. 3.14 "СП 35-101-2001. Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения" одобренных Постановлением Госстроя РФ от дата N 70, предупреждающую сигнализацию о приближении к препятствиям (лестницам, пешеходному переходу, окончанию островка безопасности, краю платформы и др.) для людей с недостатками зрения следует также обеспечивать изменением фактуры поверхностного слоя покрытия дорожек и тротуаров, применением информирующего рельефа (покрытия) и яркой контрастной окраски. Опасные для инвалидов объекты и пространства на участке следует огораживать бортовым камнем высотой не менее 0,05 м.
В соответствии с п. 5.4.4., 5.4.5., 5.4.6., 5.4.6., 5.4.7. Раздела 5.4 "Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях", утвержденных распоряжением наименование организации от дата N 1252р, для пассажиров с ослабленным зрением должны применяться отличные по структуре покрытия поверхности, образующие дорожки (тактильные полосы) вдоль всей длины платформы, обозначающие опасные участки и направления движения.
Непосредственно перед лестничными сходами и на площадках сходов должны располагаться тактильные наземные указатели.
Тактильные полосы и указатели должны иметь высокую износоустойчивость, быть устойчивыми к действию химических реагентов, используемых для очистки платформ от наледи.
Поверхность тактильного указателя должна быть контрастного цвета.
В соответствии с п. 6.4., 6.5. Раздела 6 "Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан", утвержденных распоряжением наименование организации от дата N 2705р, для пассажиров с ослабленным зрением должны применяться волнистые и шероховатые поверхности специальных плит, образующих дорожки (например, из мелкодисперсного силикатного камня). Такие дорожки должны иметь высокую износоустойчивость, устойчивость к действию химических реагентов, используемых для очистки платформ от наледи. Волны на поверхности плиты должны располагаться с шагом 14 мм, который является оптимальным как с точки зрения очистки плит в процессе уборки, так и для тактильного контраста.
На поверхности плит тактильного указателя должно предусматриваться рифление глубиной 5 - 6 мм. Поверхность тактильного указателя должна быть контрастного цвета. Расстояние от края платформы до ближней к пути границы тактильного указателя должно быть 0,75 м при ширине тактильного указателя не менее 0,5 м.
Тактильный наземный указатель и тактильное покрытие должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52875-2007 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению".
Согласно п. 6.9.2.5 СП 2.5.2647-10 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте" Изменения и дополнения N 2 к СП 2.5.1198-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от дата N 68, цвет порога платформы должен контрастировать с цветом посадочной площадки.
В соответствии с п. 7.1. Раздела 7 "Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан", утвержденных распоряжением наименование организации от дата N 2705р, вдоль платформы на расстоянии 0,75 м от ее края следует наносить ограничительную линию из контрастного по отношению к цвету покрытия платформы материала шириной от 0,15 до 0,20 адрес применять линии белого или желтого цвета.
Пунктом 4 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных Приказом Минтранса РФ от N 18 установлено, что с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.
Согласно ст. ст. 4, 7, 37 Закона РФ "О защите прав потребителей", если законами или установленным ими порядком предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу) соответствующей этим требованиям.
В судебном заседании установлено, что Даурской транспортной прокуратурой проведена с планом работы прокуратуры на адрес дата проверка соблюдения законодательства о защите прав маломобильных групп населения на предмет доступности инвалидам и иным маломобильным группам населения на железнодорожном вокзале Забайкальск.
В нарушение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ», Федерального закона от дата № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от дата № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» железнодорожный вокзал адрес не оборудован в полном объеме специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. адрес у краев платформ со стороны путей не имеет тактильного обозначения (противоскользящую сигнальную полосу и тактильные указатели). Платформы не оборудованы специальными плитами для пассажиров с ослабленным зрением (отсутствует волнистая и шероховатая поверхность). Выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении прав потребителей, выразившихся в необорудовании специальными приспособлениями вокзала адрес в целях беспрепятственного пользования инвалидами услугами вокзального комплекса. Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 75 АА № 031261, выданного дата, объект - Вокзал, назначение нежилое, общей площадью 3968, 9 кв. м. расположенный по адресу: адрес принадлежит наименование организации, о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним дата сделана запись регистрации № 75-75-07/009/2009-329. Согласно свидетельств о государственной регистрации прав собственности № 75 АА 051495 и № 75 АА № 051496 от дата объекты платформа (дата) и перрон (дата) принадлежит наименование организации, балансосодержателем указанных объектов является Забайкальская региональная дирекция железнодорожных вокзалов. Обязанность наименование организации в обеспечении безопасности пассажиров, качественном обслуживании на вокзалах вытекает из положений Федерального закона от дата № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», согласно которым железнодорожный транспорт в РФ призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических лиц, юридических лиц в перевозках железнодорожным транспортом, одним из принципов его функционирования является доступность, безопасность и качество оказываемых услуг. Вместе с тем, выявленные нарушения создают не только препятствия, но и невозможность для определенной категории потребителей (инвалидов) пользоваться услугами, предоставляемыми вокзальным комплексом адрес, т.е. бездействиями наименование организации, права такой категории потребителей на пользование услугами ограничиваются
Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашло подтверждение несоответствие объекта инфраструктуры - железнодорожного вокзала Забайкальск указанным нормам.
Статьей 6 Федерального закона от дата N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено, что единый хозяйствующий субъект - наименование организации, осуществляет эксплуатацию, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования. В нарушение указанной нормы ответчиком не обеспечена безопасность в сфере социальной защиты инвалидов на железнодорожном вокзале Забайкальск.
Федерации", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местами отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Положения части первой статьи 15 (в ред. Федерального закона от дата N 419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с дата исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 8).
Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами (часть 7 статьи 15 Федерального закона от дата N 181-ФЗ).
Таким образом, исходя из требований действующего законодательства, с учетом положений ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", обязанность по оснащению специальными приспособлениями платформ для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан возложена на собственнике объекта, т.е. на наименование организации.
Доводы наименование организации о том, что в соответствии с ст. 26 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" положения ст. 15 данного Закона, в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с дата исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, судом отклоняются, так как указанной нормой закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.
При этом, согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
По этой же причине подлежат отклонению доводы ответчика о том, что положения СП 35-101-2001, СП 2.5.2647-10, подлежат применению при проектировании новых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Доводы ответчика о невозможности применения к регулированию данных правоотношений Федерального закона от дата N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", вступившего в законную силу дата являются несостоятельными, поскольку абз. 2 ст. 130 указанного Федерального закона установлено, что к правоотношениям, возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу.
адрес находятся в постоянном пользовании пассажиров, в связи, с чем они должны соответствовать предъявляемым к ним требованиям.
Приведенные выше положения действующего законодательства обязывают владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта содержать платформу в надлежащем состоянии, что способствует обеспечению безопасности жизни и здоровья, находящихся на платформах лиц.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении иска транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, полагая доказанными его утверждения о том, что выявленные в ходе проверки нарушения имеют особое общественное значение, поскольку ограничивают права неопределенного круга лиц на беспрепятственный доступ к объектам транспортной инфраструктуры.
Принимая во внимание необходимость проводимых мероприятий по устранению несоответствий Федеральному закону № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд считает необходимым установить срок устранения выявленных недостатков - дата, полагая его разумным.
В силу положений ст. 98 ГПК РФ с наименование организации в доход бюджета адрес надлежит взыскать государственную пошлину в размере сумма.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Даурского транспортного прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к наименование организации о понуждении к совершению действий - удовлетворить.
Обязать наименование организации в течение 1 (одного) года с момента вступления решения в законную силу оборудовать платформу (Г-2) и перрон (Г-1) железнодорожного вокзала Забайкальск противоскользящей сигнальной полосой и тактильными указателями в соответствии с п. 6.5.2 СП 59-13330.2016, а также с учетом предъявляемых пунктами 6.4., 6.5. Раздела 6 "Требований к пассажирским платформам по обеспечению безопасности граждан", утвержденных распоряжением наименование организации от дата № 2705р.
Взыскать с наименование организации в доход бюджета адрес судебные издержки в размере сумма.
Решение может быть обжаловано в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья фио
1