Дело № 2а-292/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 06 июля 2018 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каменева А.Б., при секретаре Аблеевой Т.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ефимова Александра Сергеевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете изменения объекта недвижимости,
у с т а н о в и л:
Бритвина К.С., действующая в интересах Ефимова А.С. по доверенности, обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете изменения объекта недвижимости. Административный иск мотивирован тем, что 15.03.2018 года истец обратился к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, а именно: об изменении категории земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, «земли лесного фонда» на категорию «земли сельскохозяйственного назначения». Ответом от 14.05.2018 года регистрирующий орган уведомил истца об отказе в учете изменений, со ссылкой на поступление от администрации Лахденпохского муниципального района и МТУ Росимущества в Мурманской области и РК ответов об отсутствии сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории земель. Истец полагал отказ незаконным и необоснованным. Земельный участок был предоставлен ему для строительства дачного дома без права рубки из земель Гослесфонда Лахденпохского лесничества <адрес>, что подтверждается Постановлением исполкома Лахденпохского районного совета народных депутатов №387 от 14.10.1992г. Сведения о земельном участке, в том числе и сведения о принадлежности земельного участка к категории земель «земли лесного фонда», внесены в государственный кадастр недвижимости 14.10.1992 года. В настоящий момент, согласно данным из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № относится к категории земель «земли лесного фонда». Ссылаясь на положения правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении от 21.09.2017г. №1793, ФЗ№218, истец указал, что у регистрирующего органа не имелось оснований дл отказа в государственной регистрации изменений объекта недвижимости по данным основаниям. Считает, что оспариваемый отказ является формальным и нарушает право административного истца на рассмотрение заявления по существу. На основании изложенного истец просил: признать отказ в государственном кадастровом учете изменений категории земельного участка с кадастровым номером № незаконным. Возложить на ответчика обязанность устранить нарушение прав истца, а именно: рассмотреть заявление о государственном кадастровом учете изменений категории земельного участка с кадастровым номером № по существу.
В судебное заседание административный истец Ефимов А.С. не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Бритвина К.С. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске. Также добавила, что перевода земель в другую категорию не требуется, так как в данном случае должна быть применена «лесная амнистия», в соответствии с ч. 15 ст. 5 Федерального закона № 280-ФЗ. Из буквального толкования оспариваемого отказа, она поняла, что отказ дан на основании того, что нет сведений о том, что участок относится к категории земель лесного фонда. Однако такие сведения в Едином государственном реестре имеются, то есть отказ является неправомерным, носит формальный характер. Доверенность на представление интересов Ефимова А.С. при подаче заявления ответчику об изменении категории земельного участка ею приложена не была, однако она при этом действовала в интересах административного истца. Разъяснений истцу о том, что «лесная амнистия» в его случае применена быть не может, ему в оспариваемом ответе не дали, несмотря на то, что рабочей группой по данному вопросу было принято соответствующее решение.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия по доверенности Бурлакова И.Ю. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве. Также добавила, что Бритвина К.С. обращалась с заявлением об изменении категории земельного участка, а не с заявлением о применении положений о «лесной амнистии», поэтому был дан такой ответ на заявление. После получения заявления об изменении категории земельного участка, были направлены запросы в администрацию Лахденпохского муниципального района и МТУ федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о наличии сведений об изменении категории земельного участка. Были получены ответы, что категория земельного участка осталась прежней – земли лесного фонда, в связи с чем был дан оспариваемый отказ, в котором указано, что нет сведений о принадлежности участка к определенной категории, то есть к категории «земли сельхозназначения». Если бы такие сведения были получены, то заявление было бы удовлетворено. Кроме того, в рассматриваемом случае отсутствовали основания для применения положений о «лесной амнистии». По спорному участку 9 июня 2018 г. был вынесен вопрос на заседание рабочей группы. Была дана оценка документу, на основании которого Ефимову А.С. был предоставлен земельный участок. Рабочая группа посчитала постановление о предоставлении земельного участка незаконным, так как на тот период времени органы местного самоуправления не имели права на предоставление земель лесного фонда гражданам под дачное строительство. Принято решение о направлении обращения в правоохранительные органы с целью оценки законности действий органа местного самоуправления по предоставлению Ефимову А.С. данного участка.
Направили отзыв на заявление, в котором, ссылаясь на положения ст.32, 33 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указали, что во исполнение вышеуказанного требования Закона в адрес администрации ЛМР и МТУ Росимущества в Мурманской области и РК были направлены запросы о предоставлении информации о категории земель, к которой отнесен земельный участок с кадастровым номером №. 17.04.2018 года администрация ЛМР направила в адрес Управления выписку, содержащую сведения из документа, подтверждающего принадлежность указанного земельного участка к определенной категории земель, из содержания которой следовало, что сведения о категории указанного участка отсутствуют. 03.05.2018 №К1235 МТУ Росимущества в Мурманской области и РК направило в адрес Управления ответ на межведомственный запрос об отсутствии документов на указанный земельный участок. В рассматриваемом случае с учетом поступивших ответов на межведомственные запросы, государственным регистратором прав было принято решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений об изменении категории земельного участка на категорию «земли сельскохозяйственного назначения». В ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указный участок. 08.10.2008 года указанный участок был поставлен на государственный кадастровый учет и относится к категории земли лесного фонда. Ссылаясь также на положения п.1 ст.2 ФЗ от 21.12.2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» указали, что действующим законодательством установлен определенный порядок перевода земельных участков из одной категории в другую, который административным истцом не соблюден. В связи с чем, просили отказать в удовлетворении административного иска.
Представитель ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество» по доверенности Мартынюк Е.Н. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве Министерства природных ресурсов и экологии РК. Кроме того, указала, что Ефимов А.С. обращался в суд с иском о признании права собственности на дачный дом, построенный на спорном участке, ему было отказано. Также отметила, что оспариваемый участок входит в территорию национального парка «Ладожские шхеры», что является дополнительным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо – представитель Министерства природных ресурсов и экологии РК не явился, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Направили отзыв, в котором, ссылаясь на положения ФЗ №218, указали, что документов, подтверждающих перевод земельного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий Ефимовым А.С. ни в Росреестр, ни в материалы дела не представлены. Не представлены документы, подтверждающие наличие прав собственности на недвижимое имущество, находящееся на спорном земельном участке. Ссылаясь также на положения ФЗ №172 от 21.12.2004 года, ст.83 Лесного кодекса РФ, Положение о составе порядка подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других категорий), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.206 №48 указали, что не обратившись с соответствующим ходатайством в Министерство природных ресурсов и экологии РК, административный истец не обеспечил соблюдение порядка перевода земельного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий.
МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и РК в судебное заседание не явился, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Направили отзыв, в котором указали, что административный истец не обращался в уполномоченный орган, который осуществляет подготовку документов о принятии решения Правительством РФ для перевода земель лесного фонда, земельных участков в составе таких земель в земли других категорий. Следовательно, административный истец неправильно применил действующее законодательство и его исковые требования не подлежат удовлетворению в таком порядке.
Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании установлено следующее.
Постановлением Мэрии Лахденпохского района от 14.10.1992 г. № 387 Ефимову А.С. предоставлен земельный участок общей площадью 0,06 га из земель Гослесфонда Лахденпохского лесничества квартал 82 для строительства дачного домика на о. Кухка, залив Кярпясенсалми (л.д. 6).
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Категория земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – для строительства дачного домика.
15.03.2018 года представитель административного истца Ефимова А.С. - Бритвина К.С. обратилась к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, а именно: об изменении категории земельного участка с кадастровым номером №, площадью 600 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, залив Кярпянсенсалми, «земли лесного фонда» на категорию «земли сельскохозяйственного назначения». При этом к заявлению никаких документов приложено не было (л.д. 54-55).
В рамках межведомственного взаимодействия административным ответчиком были направлены запросы в администрацию Лахденпохского муниципального района и МТУ федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия о наличии сведений об изменении категории земельного участка. Были получены ответы, что категория земельного участка осталась прежней – земли лесного фонда (л.д. 56-57).
14.05.2018 года регистрирующий орган принял решение об отказе в учете изменений, о чем уведомил истца со ссылкой на поступление от администрации ЛМР и МТУ Росимущества в Мурманской области и РК ответов об отсутствии сведений о принадлежности земельного участка к определенной категории земель (л.д. 9, 58).
В силу положений п.11 ч.1 ст.32 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О государственной регистрации недвижимости" органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов): в том числе об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.
Согласно ч.1, 2, 3, 4 ст.33 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.04.2018) "О государственной регистрации недвижимости" в случае, если указанные в частях 1, 5, 7 - 9, 12, 13 статьи 32 настоящего Федерального закона сведения не внесены в Единый государственный реестр недвижимости в сроки, установленные статьей 34 настоящего Федерального закона, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, форма, требования к заполнению и к формату в электронной форме которого устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, самостоятельно запрашивает документы (содержащиеся в них сведения) в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона.
Орган регистрации прав отказывает во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, если органы государственной власти и органы местного самоуправления уведомляют об отсутствии документов (содержащихся в них сведений), необходимых для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в порядке межведомственного информационного взаимодействия. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня получения указанного уведомления направляет заявителю соответствующий отказ в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Процедура перевода земель лесного фонда в земли иных категорий регламентируются Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №48 «О составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий».
Согласно ч.1 ст.2 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В соответствии со ст.83 Лесного кодекса РФ таким органом исполнительной власти является Министерство природных ресурсов и экологии РК.
Согласно п.7 Положения о составе и порядке подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №48 (далее – Положение) орган исполнительный власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в 2-недельный срок с даты представления заявителем ходатайства и документации указанной в пункте 4 Положения представляет ее, а также документацию, указанную в пунктах «в», «г», «д» и «м» пункта 2 Положения, в Федеральное агентство лесного хозяйства либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.
Согласно пунктам 8,9 Положения Федеральное агентство лесного хозяйства в недельный срок с даты получения представленной органом, указанным в пункте 3 настоящего Положения, документации осуществляет ее рассмотрение в установленном порядке и направляет документацию в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации либо возвращает заявителю материалы с обоснованием причин возврата.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в 12-дневный срок с даты получения документации, указанной в пункте 8 настоящего Положения, осуществляет подготовку в установленном порядке проекта акта Правительства Российской Федерации о переводе и вносит его в Правительство Российской Федерации с приложением документации о переводе либо возвращает представленные материалы на доработку в Федеральное агентство лесного хозяйства.
Особенности осуществления государственного кадастрового учета государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков определены ст.60.2 ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». При этом данная статья не предусматривает внесение в государственный реестр недвижимости изменения категории земель по заявлению заинтересованного лица, без обосновывающих такие изменения документов.
При таких обстоятельствах заявленные требования удовлетворению не подлежат. Суд полагает, что оспариваемый отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия является законным и обоснованным, а административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению. Административный истец не обеспечил соблюдение установленного порядка перевода земельного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия с соответствующим ходатайством, с приложением необходимых документов, не обращался.
Ссылки представителя административного истца на то, что отказ носит формальный характер, не соответствуют действительности. В оспариваемом решении основания для отказа указаны, в частности, в нем указано, что сведения о принадлежности земельного участка с кадастровым номером № к определенной категории отсутствуют. Учитывая, что заявитель просил изменить категорию земельного участка с «земли лесного фонда» на категорию «земли сельскохозяйственного назначения», то под определенной категорией в оспариваемом отказе подразумевается категория «земли сельскохозяйственного назначения».
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
р е ш и л:
Административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий: А. Б. Каменев
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: А. Б. Каменев