91RS0023-01-2023-001433-81
Дело № 2-140/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10.01.2024 года Черноморский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Ерохиной И.В.,
при секретаре Штокало Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Республики Крым к ФИО2 о взыскании единовременной выплаты
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ Министерство сельского хозяйства Республики Крым обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании единовременной выплаты, мотивируя свои требования тем, что между Министерством сельского хозяйства Республики Крым и ФИО2 на основании приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка получателей единовременной выплаты - молоды специалистов» заключено соглашение о предоставлении единовременно выплаты из бюджета Республики Крым молодым специалистам от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно заявочной документации, поданной ответчиком в Министерство, ему присвоена квалификация магистр по направлению подготовки «Агроинженерия». Также ответчиком была предоставлена копия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, с ЗАО «Тюменьагромаш» о принятии ФИО2 на должность слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования 2 категории в отдел сервисной службы «Крымагромаш» - филиала ЗАО «Тюменьагромаш», а также копия трудовой книжки. В соответствии с Соглашением ответчику предоставлена единовременна выплата из средств бюджета Республики Крым как молодому специалисту размере 250 000 рублей, в том числе, 217 500 рублей - сумма выплаты, 32 500 рублей - сумма налога на доход физических лиц. Единовременная выплата перечислена Министерством платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №. Выплата предоставлена в соответствии требованиями Порядка предоставления единовременной выплаты из бюджета Республики Крым молодым специалистам, трудоустроившимся в организациях агропромышленного комплекса Республики Крым, расположенных в сельской местности, в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья продовольствия Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок). Во исполнение поручения Главы Республики Крым Аксенова C.В. от 14.02.2023 года № проведены мероприятия по вопросам деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Крым в период 2018-2022 годы. В ходе проведенной проверки установлены факты выдачи единовременной выплаты лицам, трудоустроенным в организации, не зарегистрированной на территории Республики Крым. «Крымагромаш» являлся филиалом ЗАО «Тюменьагромаш», поставлен на налоговый учет в 2014 году согласно Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии со ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе, функции представительства.
Согласно п. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Таким образом, филиал ЗАО «Тюменьагромаш» не является самостоятельным юридическим лицом, не зарегистрирован на территории Республики Крым и, соответственно, не подпадает под критерии определения организации агропромышленного комплекса Республики Крым, установленные Порядком.
Трудовой договор ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № фактически заключен с ЗАО «Тюменьагромаш», что является нарушением условий пункта 1.5 Порядка, где получателями выплаты являются молодые специалисты, трудоустроившиеся по основному месту работы в организации агропромышленного комплекса Республики Крым.
В адрес ответчика было направлено требование о возврате суммы выплаты по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако по состоянию на дату подачи искового заявления ответчик не произвел возврат в установленный законодательством срок выплаты по выставленному требованию.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Истец просит взыскать с ФИО2 сумму единовременной выплаты в размере 217 500 рублей
В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила в соответствии с вышеизложенным, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика – ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что ответчик трудоустроен на территории Республики Крым, за него идут отчисления в бюджет Республики Крым, в связи с чем, единовременная выплата ответчику была осуществлена на законных основаниях, просил в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 п.1 ГК РФ к основаниям возникновения гражданских прав и обязанностей в числе других относит судебное решение, устанавливающие гражданские права и обязанности.
Статьей 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрена судебная защита гражданских прав.
Согласно ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 12 ГК РФ, одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, а согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства, по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ст. 2 ГПК РФ устанавливает, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений, а ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу положений ст. ст. 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежит только нарушенное право.
Тем самым гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 присвоена квалификация магистр по направлению подготовки «Агроинженерия», что подтверждается дипломом 108204 0008659, регистрационный № (л.д. 27-31).
В период обучения ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ № с ЗАО «Тюменьагромаш» о принятии ФИО2 на должность слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования 2 категории в отдел сервисной службы «Крымагромаш» - филиала ЗАО «Тюменьагромаш» (л.д. 32-35).
Согласно п. 2.1 трудового договора, договор заключен на неопределенный срок.
Согласно п. 2.1.2 трудовой договор является договором по основной работе.
ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «Тюменьагромаш» и ФИО2 заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, ФИО2 переведен с должности слесаря по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования 2 категории на должность мастера наладчика по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка 1 категории без изменения структурного подразделения (л.д. 36).
Дополнительным соглашением п. 8.1 Соглашения изложен в новой редакции: «Работник обязан: проводить оценку технического состояния машин, комбайнов, тракторов, прицепных механизмов, определяет возможности их ремонта; выполнять подготовку машин, комбайнов, тракторов, прицепных механизмов к ремонту; самостоятельно проводить разборку, ремонт, сборку и регулировку соединений и узлов машин, машин, комбайнов, тракторов, прицепных механизмов с заменой отдельных частей и деталей; выполнять работы по техническому осмотру и обслуживанию; выполнять слесарную обработку узлов и деталей с применением приспособлений».
В соответствии с Соглашением ответчику предоставлена единовременная выплата из средств бюджета Республики Крым как молодому специалисту размере 250 000 рублей, в том числе, 217 500 рублей - сумма выплаты, 32 500 рублей - сумма налога на доход физических лиц. Единовременная выплата перечислена Министерством платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приказом Министерства сельского хозяйства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден список получателей единовременной выплаты – молодых специалистов из бюджета Республики Крым (л.д. 43).
Согласно приложению к приказу ФИО2 предоставлена единовременная выплата в размере 250 000 рублей (л.д. 45).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства Республики Крым и ФИО2 заключено Соглашение № о предоставлении единовременной выплаты из бюджета Республики Крым (далее – Соглашение) (л.д. 46-48).
В соответствии с п. 1.2 Соглашения молодой специалист ФИО2 имеет высшее профессиональное образование – магистратура, трудоустроен в организацию агропромышленного комплекса Республики Крым – «Крымагромаш» филиал ЗАО «Тюменьагромаш», расположенную в <адрес> Республики Крым.
Из п. 2.2 Соглашения следует, что молодой специалист обязан работать в организации не менее трех лет с даты подписания Соглашения с Министерством.
Выплата предоставлена в соответствии требованиями Порядка предоставления единовременной выплаты из бюджета Республики Крым молодым специалистам, трудоустроившимся в организациях агропромышленного комплекса Республики Крым, расположенных в сельской местности, в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья продовольствия Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок) (л.д. 49-54).
Согласно п. 1.2 Порядка (в редакции, действовавшей на дату заключения Соглашения) к организациям агропромышленного комплекса Республики Крым относятся:
- юридические лица, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие выращивание, производство, переработку сельскохозяйственной продукции, в том числе, оказывающие соответствующие услуги (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), зарегистрированные на территории Республики Крым и, осуществляющие деятельность в сельской местности;
- предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности, зарегистрированные на территории Республики Крым и осуществляющие деятельность в сельской местности. Во исполнение поручения Главы Республики Крым Аксенова C.В. от 14.02.2023 года № проведены мероприятия по вопросам деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Крым в период 2018-2022 годы.
Из п. 4 доклада Комитета по противодействию коррупции Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам деятельности Министерства сельского хозяйства за период 2018-2022 годы следует, что в ходе проведенной проверки установлено, что установлены факты выдачи выплат лицам, трудоустроенным в организации, не зарегистрированной на территории Республики Крым (л.д. 55-64).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 была направлено требование о возврате единовременной выплаты (л.д. 65-66).
Статьями 28, 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных БК РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Из информации Управления Федеральной налоговой службы по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №доп следует, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, Акционерным обществом «Тюменьагромаш», ИНН 7203090637 был поставлен на учет филиал: «Крымагромаш» Филиал Закрытого Акционерного общества «Тюменьагромаш», КПП 910943001 по адресу: 297501, Россия, <адрес>, Симферопольский р- н., пгт. Молодежное, <адрес>. Дата постановки на учет: ДД.ММ.ГГГГ. Дата снятия с учета: ДД.ММ.ГГГГ, причина снятия с учета - снятие с учета организации по месту нахождения ее обособленного подразделения в связи с прекращением деятельности через свое обособленное подразделение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса налоговые агенты в установленные сроки представляют в налоговый орган по месту своего учета в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (по форме 6-НДФЛ), а также документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленного, удержанного и перечисленного в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 230 Налогового кодекса.
При этом налоговые агенты - ФИО1 организации, имеющие обособленные подразделения, представляют расчет по форме 6-НДФЛ в отношении работников этих обособленных подразделений в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших такие договоры, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 230 Кодекса.
Пунктом 7 статьи 226 Налогового кодекса установлено, что налоговые агенты - ФИО1 организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц в бюджет, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Справка о доходах и суммах налога физического лица в отношении ФИО2 за 2017 год (№ от ДД.ММ.ГГГГ) предоставлена налоговым агентом ЗАО «Тюменьагромаш» в Межрайонную ИФНС России № по <адрес> по месту постановки на учет обособленного подразделения «Крымагромаш» Филиал ЗАО «Тюменьагромаш» (ИНН 7203090637 КПП 910943001).
Справка о доходах и суммах налога физического лица в отношении ФИО2 за 2018 год (№ от ДД.ММ.ГГГГ) предоставлена налоговым агентом АО «Тюменьагромаш» (ИНН 7203090637 КПП 910943001) в Инспекцию ФНС России по <адрес> №.
В информационных ресурсах налоговых органов имеется информация о перечислении налога на доходы физических лиц обособленным подразделением «Крымагромаш» Филиал ЗАО «Тюменьагромаш» (ИНН 7203090637 КПП 910943001) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ОКТМО 35647407 в бюджет Молодежненского сельского поселения <адрес> Республики Крым.
Проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что единовременная выплата ФИО2 была предоставлена как молодому специалисту, трудоустроившемуся в организации агропромышленного комплекса Республики Крым, расположенной в сельской местности.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования являются необоснованными и, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства сельского хозяйства Республики Крым к ФИО2 о взыскании единовременной выплаты – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Черноморский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ерохина И.В.