Дело № 2 – 883/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пос. Солнечный                              13 декабря 2023 года

Солнечный районный суд Хабаровского края в составе:

председательствующего – судьи Столяровой А.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Солнечного района Хабаровского края Никоновой Д.С.,

при секретаре судебного заседания Зайнутдиновой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Солнечного района Хабаровского края в защиту интересов К. к Краевому государственному бюджетному учреждению «Березовский дом социального обслуживания» о возложении обязанности перечислить незаконно удержанные денежные средства, обязанности производить удержание за предоставляемые социальные услуги в размере, не превышающем 75% пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Солнечного района Хабаровского края обратился в суд с указанным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части порядка установления и взимания платы за социальные услуги, по результатам которой установлено следующее. Проверкой, проведенной в апреле-мае 2023 года, установлено, что К. является получателем социальных услуг, предоставляемых Краевым государственным бюджетным учреждением «Березовский дом социального обслуживания» на основании договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 10.04.2003 № . С К. в пользу КГБУ «Березовский ДСО» помимо 75% получаемой пенсии удерживались денежные средства, предоставляемые в качестве ежемесячной денежной выплаты, в размере 75% от данной выплаты, итоговая сумма удержаний из ежемесячной денежной выплаты за период с августа 2017 года по декабрь 2021 года составила 105 434 рубля 19 копеек. По состоянию на 31.12.2014 между К.. и учреждением отношения по предоставлению социальных услуг регулировались действовавшими до 01.01.2015 положениями Федерального закона от 02.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и Постановления Правительства Российской Федерации от 17.04.2002 №244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов», согласно абз.2 п.1 которого размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75% установленной им пенсии. Исчисление платы за социальные услуги в размере 75 % среднедушевого дохода получателя услуг ухудшают положение инвалида в части размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг по сравнению с теми условиями, которые были установлены для него по состоянию на 31.12.2014. Просит суд возложить обязанность на КГБУ «Березовский дом социального обслуживания» в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда перечислить в пользу К. незаконно удержанные денежные средства в сумме 105 434, 19 рублей. Обязать КГБУ «Березовский дом социального обслуживания» производить удержание за предоставляемые социальные услуги К. в размере, не превышающем 75% пенсии.

В судебном заседании представитель истца Никонова Д.С. исковые требования поддержала, по основаниям, приведенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что о нарушенном праве они узнали после получения документов, которые были запрошены в результате проведения проверки. Просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – директор КГБУ «Березовский дом социального обслуживания» Гулаков Е.Г. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без участия представителя ответчика. Представил суду письменный отзыв, согласно которому исковые требования прокурора не признают в полном объеме. Размер платы за получение социальной услуги определяется исходя из ее объема, периодичности, условий, сроков предоставления. После 01.01.2015 введены новые социальные услуги, которые ранее гражданам не оказывались. Исходя из различной правовой природы определения объема социальных услуг, существовавший до 01.01.2015 и возникший после вступления в силу ФЗ № 442, в случае оказания лицу социальной услуги, которая до 01.01.2015 ему не оказывалась и в Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, не входила, условия оплаты данной услуги должны определяться действующим законодательством. Правоотношения по оказанию социальных услуг в стационарной форме действительно являются длящимися. Однако с учетом положений ФЗ № 442 они не являются бесконечными и длятся в течение срока действия индивидуальной программы предоставления социальных услуг. Индивидуальная программа составляется исходя из потребности граждан в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Следовательно, правоотношения по предоставлению социальных услуг длятся в течение не более чем трех лет и прекращаются утверждением новой индивидуальной программы и заключением нового договора о предоставлении социальных услуг. С этого момента между гражданином и учреждением возникают новые правоотношения по предоставлению социальных услуг. Таким образом, изменение размера платы за социальное обслуживание произведено правомерно, основания для удовлетворения исковых требований прокурора отсутствуют.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты Хабаровского края в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, согласно которому до 01.01.2015 отношения в сфере социального обслуживания регулировались Федеральным законом от 02.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", во исполнение которого было принято постановление Правительства РФ от 17.04.2002 № 244 "Оплате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - постановление № 244). Абзацем вторым пункта 1 постановления № 244 определялось, что размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание.. . не может превышать 75 % установленной пенсии. Эта плата включала в себя затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений и определялась с учетом утвержденных норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг. С 01.01.2015 правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". С указанного времени виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг стали определяться индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее - ИППСУ). Ранее ИППСУ не составлялись, указанные показатели не учитывались. Пунктом 4 статьи 32 ФЗ № 442 введен новый порядок определения размера платы: размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Среднедушевой доход рассчитывается в соответствии с Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075. Пунктом 4 указанных Правил установлен перечень доходов граждан, который учитывается при определении размера платы за социальное обслуживание. В Хабаровском крае вопросы определения платы за социальное обслуживание регулируются постановлением Правительства Хабаровского края от 30.10.2014 № 405-пр «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и порядка ее взимания в Хабаровском крае”. Пунктом 1 постановления № 405-пр установлено, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг, рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги и не может превышать за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания - 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг. Стоимость оказания каждой социальной услуги установлена постановлением Губернатора Хабаровского края от 29.12.2017 № 142 "Об утверждении тарифов на социальные услуги, предоставляемые населению организациями социального обслуживания, находящимися в ведении Хабаровского края". Таким образом, с 01.01.2015 размер платы за социальное обслуживание определяется исходя из установленных ИППСУ и оказываемых гражданину социальных услуг. С 01.01.2015 введены новые социальные услуги, которые ранее не оказывались. Также изменилось содержание социально-трудовой услуги «проведение мероприятий по использованию остаточных трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам» (с 01.01.2021 введено обучение рабочим специальностям, обучение навыкам трудовой реабилитации (занятия в компьютерном классе, швейных мастерских, садово-огородные работы), подготовка к сопровождаемому проживанию, занятия в творческих мастерских и т.д.). Кроме того, с 01.01.2015 изменились нормы питания при предоставлении социальных услуг (увеличены объем и ассортимент). То есть увеличены объем и стоимость социальной услуги "Обеспечение питанием, в том числе диетическим, согласно нормам, утвержденным Правительством края". Таким образом, с 01.01.2015 произошло существенное изменение порядка оказания социальных услуг (изменился объем и виды оказываемых услуг). Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 6.05.2015 № 12-3/10/П-2598 "О реализации положений Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" разъяснило, что данная норма носит сохранный характер и указывает на возможность граждан, получающих социальные услуги в рамках длящихся правоотношение сохранить по состоянию на 01.01.2015 тот размер платы за получение социальных услуг, который был по состоянию на 31.12.2014. При этом необходимо учитывать, что размер платы за получение социальной услуги определяется исходя из ее объема, периодичности, условий, сроков предоставления. Таким образом, размер платы сохраняется в случае, если не изменился объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальной услуги. При изменении какого-либо показателя, например, объема предоставления социальной услуги, размер платы может быть изменен. Отношения между учреждением и проживающими в нем до и после 01.01.2015 не являются длящимися. Предоставлять подопечным с 01.01.2015 прежний объем социальных услуг (как было до 01.01.2015) не представляется возможным, поскольку на всех получателей социальных услуг оформлены ИППСУ, изменились объемы, периодичность, условия их предоставления, а также нормы питания, содержание отдельных видов социальных услуг. Предоставление социальных услуг в соответствии с ИППСУ свидетельствует о прекращении сложившихся ранее отношений и возникновении между сторонами новых отношений (с даты подписания ИППСУ) и исключает применение при рассмотрении настоящего судебного дела переходных положений. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Солнечного района Хабаровского края в интересах К. в полном объеме и рассмотреть дело без участия представителя министерства.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Заслушав представителя истца – помощника прокурора Никонову Д.С., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи.

Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Положениями ст. 45 ГПК РФ, установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 02.4.1999 по делу № К. признана недееспособной (л.д. 22).

01.12.2000 между КГБУ «Горинский психоневрологический интернат» и директором КГБУ Горинский ПНИ Дудкиной Т.Д., действующей за недееспособную К.., был заключен договор № о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов (л.д. 12-15).

В соответствии с распоряжением Правительства Хабаровского края от 24.11.2021 №1166-рп «О реорганизации краевых государственных бюджетных учреждений «Березовский психоневрологический интернат» и «Горинский психоневрологический интернат», КГБУ «Горинский психоневрологический интернат» реорганизован в КГБУ «Березовский дом социального обслуживания» (л.д. 76).

Отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, а также вопросы установления экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого возраста и инвалидов на момент поступления К. в КГБУ «Березовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (2006 год) регулировались Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

В соответствии с названным федеральным законом, а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи, оказываемой гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 17 апреля 2002 года N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".

Пунктом 1 указанного Постановления было установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания, включающая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями. Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

С 1 января 2015 года правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

В ст. 3 Закона № 442-ФЗ даны понятия, используемые в целях названного федерального закона, в том числе, понятие «получатель социальных услуг», означающее гражданина, который признан нуждающимся в социальном обслуживании, и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и понятие «поставщик социальных услуг» - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 3, 4 ст. 3 Закона № 442-ФЗ).

Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг (ч. 1 ст. 17 Закона № 442-ФЗ).

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату (ч. 2 ст.17 Закона № 442-ФЗ).

Из части 4 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ следует, что размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 процентов среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с частью 4 статьи 31 этого федерального закона.

Согласно части 4 статьи 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей данного федерального закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года N 1075, при расчете среднедушевого дохода учитываются такие доходы, полученные в денежной форме, как пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации.

Вместе с тем в силу части 2 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу указанного федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условия ее предоставления в соответствии с данным федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Прокуратурой Солнечного района проведена проверка и установлено, что Кощеева Н.А. является получателем социальных услуг, предоставляемых Краевым государственным бюджетным учреждением «Березовский дом социального обслуживания» (ранее – КГБУ «Березовский психоневрологический интернат», КГКУ «Березовский дом-интернат для престарелых и инвалидов») на основании договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 01.12.2000 № .

Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что конкретный размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание составляет 6 066 рублей 89 копеек.

Дополнительным соглашением №1 к договору (дата не указана) размер платы за стационарное обслуживание на период с 01.04.2007 по 31.12.2007 установлен в размере 2 002 рубля 90 копеек; дополнительным соглашением №1 (дата не указана) размер платы на период с 01.04.2008 по 31.12.2009 установлен в размере 2 808 рублей, с 01.08.2008 по 31.12.2009 – в размере 3 229 рублей 20 копеек, с 01.04.2009 по 31.12.2009 – в размере 3 510 рублей; дополнительным соглашением № 1 к договору (дата не указана) размер платы на период с 01.01.2014 по 31.12.2014 установлен в размере 6 521 рубль 53 копейки; дополнительным соглашением № 5 к договору (дата не указана) размер платы на период с 01.01.2015 по 31.12.2015 установлен в размере 7 829 рублей 76 копеек (л.д. 16-19).

Также проверкой установлено, что с К. в пользу КГБУ «Березовский ДСО» помимо 75% получаемой пенсии удерживались денежные средства, предоставляемые в качестве ежемесячной денежной выплаты, в размере 75% от данной выплаты, в том числе: с августа по декабрь 2017 года – в размере 9 476 рублей 45 копеек, с января по декабрь 2018 года – в размере
24 230 рублей 99 копеек, с января по декабрь 2019 года – в размере 24 230 рублей 99 копеек, с января по декабрь 2020 года – в размере 24 230 рублей 99 копеек, с января по апрель 2021 года – в размере 24 230 рублей 99 копеек.

Итоговая сумма удержаний из ежемесячной денежной выплаты за период с августа 2017 года по декабрь 2021 года составила 105 434 рубля 19 копеек.

Поскольку К. находится на стационарном обслуживании в КГБУ "Березовский дом социального обслуживания» до вступления 1 января 2015 года в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ, на момент введения нового правового регулирования, возникшие между сторонами спора правоотношения по предоставлению социальных услуг являлись длящимися, в связи с чем ответчик обязан оплачивать социальные услуги в размере не более 75% получаемой истцом пенсии.

С учетом доводов представителя истца, материалов дела, суд признает заявленные прокурором Солнечного района Хабаровского края требования, предъявленные в защиту прав и законных интересов К.., подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ 75% ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» (░░░ ) ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░. (░░░░░░░: ) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 105 434,19 ░░░░░░ (░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ 19 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» (░░░ ) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. (░░░░░░░: ) ░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ 75% ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░                                      ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 13.12.2023.

2-883/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кощеева Наталия Александровна
Прокуратура Солнечного района Хабаровского края
Ответчики
КГБУ "Березовский дом социального обслуживания"
Другие
Министерство социальной защиты Хабаровского края
Суд
Солнечный районный суд Хабаровского края
Судья
Столярова Алена Алексеевна
Дело на сайте суда
solnechniy.hbr.sudrf.ru
16.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.11.2023Передача материалов судье
20.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2023Подготовка дела (собеседование)
13.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2023Судебное заседание
13.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2024Дело оформлено
04.04.2024Дело передано в архив
13.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее