дело № 33-7561/2022
(2(1)-380/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 3 ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе
председательствующего судьи Данилевского Р.А.,
судей областного суда Зудерман Е.П., Сенякина И.И.,
при секретаре судебного заседания Лихтиной А.И.,
с участием прокурора Хариной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абдулинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес), Акционерному обществу «Газпром газораспределение Оренбург» об обязании совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес)
на решение Абдулинского районного суда (адрес) от (дата).
Заслушав доклад судьи Данилевского Р.А., пояснения представителя администрации муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес) – Гафиятовой О.А., поддержавшей апелляционную жалобу, прокурора Хариной А.В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Абдулинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском. В обоснование исковых требований указал, что Абдулинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрации муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес) требований законодательства о муниципальной собственности, в том числе по принятию мер по постановке на учет бесхозяйных объектов газоснабжения и признанию права муниципальной собственности на них. В ходе прокурорской проверки установлено, что на территории муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес) имеются объекты газоснабжения, на которые право собственности ни за кем не зарегистрировано: газопровод к жилому дому по (адрес), протяженностью *** метров, акт приемки от (дата); газопровод до ХСМУ по (адрес), протяженностью *** метров, акт приемки от (дата).
Указывает, что данные объекты не состоят на балансе муниципальных предприятий Абдулинского городского округа, фактически не имеют собственника, то есть являются бесхозяйными, что приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, а также порождает риск безопасного и надежного газоснабжения потребителей и требует принятия мер по обеспечению надлежащего газоснабжения. Поскольку бесхозяйные объекты является объектами коммунальной инфраструктуры, орган местного самоуправления обязан принять меры, направленные на устройство, содержание и надлежащую их эксплуатацию.
На основании изложенного, Абдулинский межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, с учетом уточнения исковых требований в ходе рассмотрения дела, окончательно просил суд:
- обязать администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес) в срок до (дата) подготовить документацию для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекты газоснабжения: газопровод к жилому дому по (адрес), протяженностью *** метров, акт приемки от (дата); газопровод до ХСМУ по (адрес), протяженностью *** метров, акт приемки от (дата);
- обязать администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес) в срок до (дата) обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекты газоснабжения: газопровод к жилому дому по (адрес), протяженностью *** метров, акт приемки от (дата); газопровод до ХСМУ по (адрес), протяженностью *** метров, акт приемки от (дата) с приложением пакета документов, необходимых для такой постановки.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Акционерное общество «Газпром газораспределение Оренбург», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений (адрес), Территориальное управление Росимущества в (адрес).
Решением Абдулинского районного суда (адрес) от (дата) исковые требования Абдулинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес) об обязании совершить определенные действия, удовлетворены частично.
Судом постановлено: обязать администрацию муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес) в срок до (дата) подготовить необходимую документацию и обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи объекты газоснабжения: газопровода к жилому дому по (адрес) «б», (адрес), протяженностью *** метров; газопровода до ХСМУ по (адрес), протяженностью *** метров.
Также судом принят отказ истца от исковых требований к Акционерному обществу «Газпром газораспределение Оренбург» об обязании совершить определенные действия, производство в указанной части в отношении Акционерного общества «Газпром газораспределение Оренбург» прекращено.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес), ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит его отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Абдулинский межрайонный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика – Акционерного общества «Газпромгазораспредление», а также представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений (адрес), Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в (адрес), участие не принимали, о дате, месте и времени его проведения были извещены надлежащим образом, об уважительности причин своей неявки суду не сообщили.
На основании части 3 статьи 167 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Абдулинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес) требований законодательства о муниципальной собственности.
В ходе проверки, проведённой Абдулинской межрайонной прокуратурой, установлено, что объекты газоснабжения: газопровод к жилому дому по (адрес)«б», (адрес), протяженностью *** метров, акт приемки от (дата); газопровод до ХСМУ по (адрес), протяженностью *** метров, акт приемки от (дата) являются бесхозяйным имуществом.
Согласно ответу администрации муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес), поступившему по запросу Абдулинской межрайонной прокуратурой, в Реестре имущества муниципальной собственности муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес) объекты газоснабжения: газопровод к жилому дому по (адрес) протяженностью *** метров, акт приемки от (дата); газопровод до ХСМУ по (адрес), протяженностью *** метра, акт приемки от (дата), не числятся, регистрация права собственности муниципальным образованием не производилась.
Из поступившего на запрос суда ответа Акционерного общества «Газпром газораспределение Оренбург» следует, что акты приемки в эксплуатацию газопровода к жилому дому по (адрес), протяженностью *** м. от (дата) и газопровода до ХСМУ по (адрес), протяженностью *** м. от (дата) отсутствует. Также указанные объекты на балансе Общества не числятся.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», приняв во внимание фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на материалах дела и согласуются с положениями действующего гражданского законодательства.
Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
На основании пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 7 и 8.1 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Пунктом 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 предусмотрено, что на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Из пункта 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 следует, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (Приложение № 1 к указанному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в своей совокупности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что бездействие администрации муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес) по непринятию мер к обращению в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных недвижимых вещей - объектов газоснабжения свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в результате чего нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану жизни, здоровья и принадлежащего им имущества. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. При этом законодателем не указаны иные участники правоотношений, имеющие право на подачу заявления о постановке объекта недвижимости на учет как бесхозяйного.
Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес) о том, что с заявлением о принятии на учет бесхозяйного объекта со ссылкой на пункт 5 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе обратиться Акционерное общество «Газпром газораспределение Оренбург», которое в соответствии с законом осуществляет эксплуатацию данных объектов, не может повлечь отмену решения суда, поскольку основан на неверном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.
Так в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации администрацией муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес) доказательств, свидетельствующих о принадлежности данных объектов газопровода Акционерному обществу «Газпром газораспределение Оренбург», в материалы дела не представлено.
При этом, земельный участок, на котором расположены объекты газопровода в собственности Акционерного общества «Газпром газораспределение Оренбург» не находится, доказательства создания или приобретения данных объектов недвижимости указанным Обществом также отсутствуют. Кроме того отсутствуют в деле и сведения о том, что данные объекты переданы кому-либо в ведение или управление, состоит на балансе какой-либо организации или предприятия.
Вопреки доводам апелляционной жалобы администрации муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес) спорные объекты газоснабжения расположены на территории городского округа, регистрация прав на данные объекты не произведена, собственник объекта не выявлен, в ведение или управление организаций или предприятий не переданы, ни у кого на балансе не состоят, таким образом, в силу прямо указания закона именно на администрации лежит обязанность по принятию мер по постановке на учет данных объектов в качестве бесхозяйных.
В целом доводы апелляционной жалобы администрации муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес) повторяют позицию ответчика, выраженную в суде первой инстанции, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Указанные доводы выражают несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, в то время как оснований для такой оценки не имеется.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую оценку, разрешив спор в соответствии с материальным и процессуальным законом. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Абдулинского районного суда (адрес) от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования Абдулинский городской округ (адрес) – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 ноября 2022 года.