Решение по делу № 33-4771/2024 от 16.02.2024

УИД 66RS0033-01-2023-001735-46

Дело № 33-4771/2024 (2-1241/2023)

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 01 апреля 2024 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 26 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего судьи Зоновой А.Е., судей Мурашовой Ж.А., Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евстафьевой М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора города Краснотурьинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий» Филиал АО «РУСАЛ Урал» в Краснотурьинске «Объединенная компания РУСАЛ Богословский алюминиевый завод» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об оплате труда,

по апелляционной жалобе ответчика на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18 декабря 2023 года.

Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения представителя ответчика Барышниковой М.Н. (доверенность от 26 сентября 2023 года), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Беловой К. С., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор города Краснотурьинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к акционерному обществу «Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий» Филиал АО «РУСАЛ Урал» в Краснотурьинске «Объединенная компания РУСАЛ Богословский алюминиевый завод» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об оплате труда.

В обоснование требований указал, что в результате проведенной проверки в сфере соблюдения законодательства об оплате труда в деятельности РУСАЛ Краснотурьинск, выявлены нарушения трудового законодательства, регулирующего порядок оплаты труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни работникам, привлеченным к такой работе за пределами месячной нормы рабочего времени.

Ответчик производит оплату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в двойном размере часовой ставки (должностного оклада) за фактически отработанное время, а также начисляет и выплачивает компенсационные и стимулирующие выплаты на одинарный размер часовой ставки (должностного оклада), кроме доплаты за работу во вредных условиях труда, что противоречит действующему трудовому законодательству.

При установлении системы оплаты труда работников, привлекаемых к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, работодателю необходимо предусматривать оплату труда не менее чем в двойном размере с учетом того, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера являются частью заработной платы работников.

Представление прокурора об устранении нарушений требований трудового законодательства от 5 октября 2023 года № 9-480-2023 в адрес ответчика оставлено без удовлетворения

С учетом положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса прокурор просил возложить на ответчика обязанность с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об оплате труда, указанные в представлении прокуратуры г. Краснотурьинска от 05 октября 2023 года № 9-480-2023, путем обеспечения оплаты труда работников в соответствии с установленными нормами действующего трудового законодательства (ст.ст. 21,22,129,132,135,149,153 ТК РФ) в отношении всех работников предприятия, привлекаемых к работе в выходные и праздничные дни за пределами месячной нормы рабочего времени, путем начисления и выплаты компенсационных и стимулирующих выплат исходя из должностного оклада (часовой ставки), рассчитанного не менее чем в двойном размере по правилам ч.1 ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации.

Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18 декабря 2023 года исковые требования удовлетворены.

Наакционерное общество «Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий» Филиал АО «РУСАЛ Урал» в Краснотурьинске «Объединенная компания РУСАЛ Богословский алюминиевый завод» возложена обязанность после вступления в законную силу решения суда по данному гражданскому делу устранить нарушения законодательства об оплате труда, указанные в представлении прокуратуры г. Краснотурьинска от 05 октября 2023 года № 9-480-2023, путем обеспечения оплаты труда работников в соответствии с установленными нормами действующего трудового законодательства в отношении всех работников предприятия, привлекаемых к работе в выходные и праздничные дни за пределами месячной нормы рабочего времени, путем начисления и выплаты не менее чем в двойном размере не только должностного оклада (часовой ставки), но и компенсационных и стимулирующих выплат.

С акционерного общества «Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий» в доход бюджета городского округа «Краснотурьинск» взыскана государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп.

С таким решением суда не согласился ответчик.

В апелляционной жалобе ответчик просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Указывает, что выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что компенсационные и стимулирующие выплаты за работу в выходные и праздничные дни производятся ответчиком в соответствии с локальными нормативными актами в полном объеме. Полагает, что установленный ответчиком порядок начисления оплаты труда за работу в выходные и праздничные дни не противоречит Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 № 26-П, поскольку оно не содержит указания на обязанность работодателя производить в двойном размере компенсационные и стимулирующие выплаты работникам за работу в выходной или праздничный день, установлена выплата только тарифной ставки в двойном размере. Считает, что механизм начисления компенсационных и стимулирующих выплат законодательно не урегулирован.

Заслушав объяснения представителя ответчика, прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, который правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В установленном законом порядке прокурором г. Краснотурьинска Свердловской области была инициирована проверка, предметом которой являлась оценка исполнения ответчиком требований трудового законодательства, в том числе законодательства об оплате труда работником общества (л.д. 20).

В ходе проверки установлено, что Ответчик производит оплату работникам за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в двойном размере часовой ставки (должностного оклада) за фактически отработанное время, а также начисляет и выплачивает компенсационные и стимулирующие выплаты на одинарный размер часовой ставки (должностного оклада), кроме доплаты за работу во вредных условиях труда.

По результатам проверки в адрес АО «ОК «РУСАЛ Урал» прокурором г. Краснотурьинска Свердловской области было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 05 октября 2023 года №9-480-2023 (л.д. 62-65), которое было оставлено без удовлетворения.

Из анализа положений ст. ст. 15, 16, 56, 57, 135 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что основным источником регулирования трудовых отношений является трудовой договор, которым, в частности, устанавливается заработная плата работнику в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26-П правовое регулирование оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренное частями первой - третьей названной статьи, призвано не только обеспечить работнику оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день в повышенном размере и компенсировать тем самым отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, одним из которых является приоритет сохранения жизни и здоровья работников (статьи 1 и 2, ч. 1 ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации).

При этом из ч. 1 ст. 153 данного Кодекса, предусматривающей в качестве общего правила оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абз. 2 ч. 2 ст. 22, а также статей 132 и 149 однозначно следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день должна оплачиваться каждому работнику в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная им в обычный рабочий день. Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору, независимо от установленного для них режима рабочего времени и системы оплаты труда. Вместе с тем предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, которые применяются в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, а также начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, должны, по смыслу частей 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные, и нерабочие праздничные дни, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы.

Исходя из этого, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что ч.1 ст.153 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день. Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, и тем самым - к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату.

Несмотря на то, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года №26-П вынесено по результатам рассмотрения соответствующего дела в порядке конкретного нормоконтроля, высказанные в нем правовые позиции, сохраняющие силу, носят общий характер и в полной мере применимы к трудовым отношениям с участием любых категорий работников, заработная плата которых помимо оклада (должностного оклада) либо тарифной ставки включает компенсационные и стимулирующие выплаты (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2019 года №2669-О).

Из материалов дела следует, что фактически АО «Русал Урал» производит оплату за работу выходные дни в двойном размере часовой ставки (должностного оклада) за фактически отработанное время, а также начисляются и выплачиваются компенсационные и стимулирующие выплаты, но на одинарный размер, кроме доплаты за работу во вредных условиях труда, что противоречит требованиям ст. 129, 139, 153 Трудового кодекса РФ.

Вместе с тем, принимая во внимание, что надбавки и доплаты ежемесячно начисляются работникам, что стороной ответчика не оспаривается, они входят в систему оплаты труда должны учитываться при определении часового заработка для расчета оплаты за работу в выходные и праздничные дни.

По мнению судебной коллегии, отсутствие в ст.153 Трудового кодекса Российской Федерации прямого указания на применение при оплате работы в выходной или нерабочий праздничный день компенсационных и стимулирующих выплат не означает, что такие выплаты не подлежат начислению при расчете заработной платы за эти дни, исходя из необходимости в принципе повышенного расчета оплаты труда за указанное время работы как отклоняющегося от нормального режима труда.

Из части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей в качестве общего правила оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абзаца второго части второй статьи 22 и статей 132 и 149 данного Кодекса следует, что работа в выходной и нерабочий праздничный день должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная в обычный рабочий день. Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору, независимо от установленного для них режима рабочего времени и системы оплаты труда.

Предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а следовательно, должны, по смыслу частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы.

Как отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 26-П, из части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей в качестве общего правила оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абзаца второго части второй статьи 22 и статей 132 и 149 Трудового кодекса Российской Федерации (тем более принимая во внимание использование в части третьей его статьи 153 термина «оплата в повышенном размере» применительно к оплате за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день) однозначно следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная в обычный рабочий день (абзац второй пункта 3.4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 26-П).

В абзаце третьем пункта 3.5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 26-П указано, что при привлечении работников, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Выявленный Конституционным Судом Российской Федерации смысл статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике, и тем более не предполагает начисления части стимулирующих и дополнительных выплат на двойную тарифную ставку оплаты труда, а части – на одинарную.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом нормативных положений ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации, основаны на неверном толковании содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года №26-П, не могут повлечь отмену правильного по существу судебного акта, который постановлен в точном соответствии с требованиями норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также с установленными по делу фактическими обстоятельствами.

Ссылка ответчика на понимание термина «оплата труда» (применяемом в ст.153 ТК РФ) как выплаты только тарифной ставки ошибочна, так как ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации прямо указывает на идентичность понятий «заработная плата» и «оплата труда работника», понимая по данным термином - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

При этом положения ст.153 Трудового кодекса Российской Федерации говорят именно об оплате труда в выходные и нерабочие праздничные дни, которая подлежит исчислению (то есть сам расчет заработной платы), исходя из повышенной тарифной ставки, что свидетельствует о необходимости включения в нее стимулирующих и компенсационных выплат, что не свидетельствует одновременно о двукратном размере последних (сам расчетный размер выплат, процент от тарифной ставки не изменяется, меняется только сама ставка), соответствует принципу именно повышенной, двойной оплате труда за работу в выходные/праздничные дни, закрепленному в данной норме. Иначе бы не обеспечивался принцип двойной оплаты труда за работу в указанные дни при фактическом расчете заработной платы и фактически бы приводил только к ее увеличению исключительно на тарифную (окладную) часть, которая является только одной из составляющих оплаты труда.

Не может принять во внимание судебная коллегия ссылку стороны ответчика на Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2023 года № 35-П и возможность применения по аналогии данных в пункте 3 резолютивной части данного постановления разъяснений о расчете до внесения изменений в правовое регулирование оплаты труда за сверхурочную работу, из того расчета, что за работу в выходной/праздничный день оплата труда должна производится, по мнению ответчика, из двойной тарифной ставки, а стимулирующие и компенсационные выплаты подлежит начислению только на одинарную тарифную ставку.

Судебная коллегия отмечает, что Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2023 года № 35-П содержит позицию Конституционного Суда РФ только применительно к признанию не соответствующим Конституции РФ исключительно положений ч.1 ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации, и необходимости руководствоваться предложенным порядком расчета только для оплаты сверхурочной работы, до внесения соответствующих изменений.

Вопреки доводам представителя ответчика, правовые позиции, изложенные в Определения Конституционного суда РФ от 18 января 2024 года № 3-О «По жалобе гражданки Корнеевой Елены Анатольевны на нарушение ее конституционных прав статьей 22, частью первой статьи 129, статьей 132, частями первой и второй статьи 135, частями первой и четвертой статьи 153 и статьей 191 Трудового кодекса РФ», вышеуказанные выводы не исключает

В целом апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда. Её содержание по существу повторяет позицию апеллянта в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий А.Е. Зонова

Судьи Ж.А. Мурашова

Т.Л. Редозубова

УИД 66RS0033-01-2023-001735-46

Дело № 33-4771/2024 (2-1241/2023)

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 01 апреля 2024 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 26 марта 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего судьи Зоновой А.Е., судей Мурашовой Ж.А., Редозубовой Т.Л.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Евстафьевой М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску прокурора города Краснотурьинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий» Филиал АО «РУСАЛ Урал» в Краснотурьинске «Объединенная компания РУСАЛ Богословский алюминиевый завод» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об оплате труда,

по апелляционной жалобе ответчика на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18 декабря 2023 года.

Заслушав доклад судьи Редозубовой Т.Л., объяснения представителя ответчика Барышниковой М.Н. (доверенность от 26 сентября 2023 года), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Беловой К. С., возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор города Краснотурьинска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к акционерному обществу «Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий» Филиал АО «РУСАЛ Урал» в Краснотурьинске «Объединенная компания РУСАЛ Богословский алюминиевый завод» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об оплате труда.

В обоснование требований указал, что в результате проведенной проверки в сфере соблюдения законодательства об оплате труда в деятельности РУСАЛ Краснотурьинск, выявлены нарушения трудового законодательства, регулирующего порядок оплаты труда за работу в выходные и нерабочие праздничные дни работникам, привлеченным к такой работе за пределами месячной нормы рабочего времени.

Ответчик производит оплату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в двойном размере часовой ставки (должностного оклада) за фактически отработанное время, а также начисляет и выплачивает компенсационные и стимулирующие выплаты на одинарный размер часовой ставки (должностного оклада), кроме доплаты за работу во вредных условиях труда, что противоречит действующему трудовому законодательству.

При установлении системы оплаты труда работников, привлекаемых к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, работодателю необходимо предусматривать оплату труда не менее чем в двойном размере с учетом того, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера являются частью заработной платы работников.

Представление прокурора об устранении нарушений требований трудового законодательства от 5 октября 2023 года № 9-480-2023 в адрес ответчика оставлено без удовлетворения

С учетом положений ст. 39 Гражданского процессуального кодекса прокурор просил возложить на ответчика обязанность с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об оплате труда, указанные в представлении прокуратуры г. Краснотурьинска от 05 октября 2023 года № 9-480-2023, путем обеспечения оплаты труда работников в соответствии с установленными нормами действующего трудового законодательства (ст.ст. 21,22,129,132,135,149,153 ТК РФ) в отношении всех работников предприятия, привлекаемых к работе в выходные и праздничные дни за пределами месячной нормы рабочего времени, путем начисления и выплаты компенсационных и стимулирующих выплат исходя из должностного оклада (часовой ставки), рассчитанного не менее чем в двойном размере по правилам ч.1 ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации.

Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18 декабря 2023 года исковые требования удовлетворены.

Наакционерное общество «Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий» Филиал АО «РУСАЛ Урал» в Краснотурьинске «Объединенная компания РУСАЛ Богословский алюминиевый завод» возложена обязанность после вступления в законную силу решения суда по данному гражданскому делу устранить нарушения законодательства об оплате труда, указанные в представлении прокуратуры г. Краснотурьинска от 05 октября 2023 года № 9-480-2023, путем обеспечения оплаты труда работников в соответствии с установленными нормами действующего трудового законодательства в отношении всех работников предприятия, привлекаемых к работе в выходные и праздничные дни за пределами месячной нормы рабочего времени, путем начисления и выплаты не менее чем в двойном размере не только должностного оклада (часовой ставки), но и компенсационных и стимулирующих выплат.

С акционерного общества «Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий» в доход бюджета городского округа «Краснотурьинск» взыскана государственная пошлина в размере 300 руб. 00 коп.

С таким решением суда не согласился ответчик.

В апелляционной жалобе ответчик просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать в полном объеме. Указывает, что выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что компенсационные и стимулирующие выплаты за работу в выходные и праздничные дни производятся ответчиком в соответствии с локальными нормативными актами в полном объеме. Полагает, что установленный ответчиком порядок начисления оплаты труда за работу в выходные и праздничные дни не противоречит Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 № 26-П, поскольку оно не содержит указания на обязанность работодателя производить в двойном размере компенсационные и стимулирующие выплаты работникам за работу в выходной или праздничный день, установлена выплата только тарифной ставки в двойном размере. Считает, что механизм начисления компенсационных и стимулирующих выплат законодательно не урегулирован.

Заслушав объяснения представителя ответчика, прокурора, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены либо изменения решения суда, который правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В установленном законом порядке прокурором г. Краснотурьинска Свердловской области была инициирована проверка, предметом которой являлась оценка исполнения ответчиком требований трудового законодательства, в том числе законодательства об оплате труда работником общества (л.д. 20).

В ходе проверки установлено, что Ответчик производит оплату работникам за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в двойном размере часовой ставки (должностного оклада) за фактически отработанное время, а также начисляет и выплачивает компенсационные и стимулирующие выплаты на одинарный размер часовой ставки (должностного оклада), кроме доплаты за работу во вредных условиях труда.

По результатам проверки в адрес АО «ОК «РУСАЛ Урал» прокурором г. Краснотурьинска Свердловской области было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства от 05 октября 2023 года №9-480-2023 (л.д. 62-65), которое было оставлено без удовлетворения.

Из анализа положений ст. ст. 15, 16, 56, 57, 135 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что основным источником регулирования трудовых отношений является трудовой договор, которым, в частности, устанавливается заработная плата работнику в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26-П правовое регулирование оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни, предусмотренное частями первой - третьей названной статьи, призвано не только обеспечить работнику оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день в повышенном размере и компенсировать тем самым отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, одним из которых является приоритет сохранения жизни и здоровья работников (статьи 1 и 2, ч. 1 ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации).

При этом из ч. 1 ст. 153 данного Кодекса, предусматривающей в качестве общего правила оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абз. 2 ч. 2 ст. 22, а также статей 132 и 149 однозначно следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день должна оплачиваться каждому работнику в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная им в обычный рабочий день. Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору, независимо от установленного для них режима рабочего времени и системы оплаты труда. Вместе с тем предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, которые применяются в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, а также начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, должны, по смыслу частей 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные, и нерабочие праздничные дни, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы.

Исходя из этого, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что ч.1 ст.153 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день. Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, и тем самым - к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату.

Несмотря на то, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года №26-П вынесено по результатам рассмотрения соответствующего дела в порядке конкретного нормоконтроля, высказанные в нем правовые позиции, сохраняющие силу, носят общий характер и в полной мере применимы к трудовым отношениям с участием любых категорий работников, заработная плата которых помимо оклада (должностного оклада) либо тарифной ставки включает компенсационные и стимулирующие выплаты (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2019 года №2669-О).

Из материалов дела следует, что фактически АО «Русал Урал» производит оплату за работу выходные дни в двойном размере часовой ставки (должностного оклада) за фактически отработанное время, а также начисляются и выплачиваются компенсационные и стимулирующие выплаты, но на одинарный размер, кроме доплаты за работу во вредных условиях труда, что противоречит требованиям ст. 129, 139, 153 Трудового кодекса РФ.

Вместе с тем, принимая во внимание, что надбавки и доплаты ежемесячно начисляются работникам, что стороной ответчика не оспаривается, они входят в систему оплаты труда должны учитываться при определении часового заработка для расчета оплаты за работу в выходные и праздничные дни.

По мнению судебной коллегии, отсутствие в ст.153 Трудового кодекса Российской Федерации прямого указания на применение при оплате работы в выходной или нерабочий праздничный день компенсационных и стимулирующих выплат не означает, что такие выплаты не подлежат начислению при расчете заработной платы за эти дни, исходя из необходимости в принципе повышенного расчета оплаты труда за указанное время работы как отклоняющегося от нормального режима труда.

Из части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей в качестве общего правила оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абзаца второго части второй статьи 22 и статей 132 и 149 данного Кодекса следует, что работа в выходной и нерабочий праздничный день должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная в обычный рабочий день. Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору, независимо от установленного для них режима рабочего времени и системы оплаты труда.

Предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а следовательно, должны, по смыслу частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы.

Как отмечено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 26-П, из части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей в качестве общего правила оплату за работу в выходной или нерабочий праздничный день не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абзаца второго части второй статьи 22 и статей 132 и 149 Трудового кодекса Российской Федерации (тем более принимая во внимание использование в части третьей его статьи 153 термина «оплата в повышенном размере» применительно к оплате за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день) однозначно следует, что работа в выходной или нерабочий праздничный день должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная в обычный рабочий день (абзац второй пункта 3.4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 26-П).

В абзаце третьем пункта 3.5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации № 26-П указано, что при привлечении работников, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Выявленный Конституционным Судом Российской Федерации смысл статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике, и тем более не предполагает начисления части стимулирующих и дополнительных выплат на двойную тарифную ставку оплаты труда, а части – на одинарную.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом нормативных положений ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации, основаны на неверном толковании содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 года №26-П, не могут повлечь отмену правильного по существу судебного акта, который постановлен в точном соответствии с требованиями норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также с установленными по делу фактическими обстоятельствами.

Ссылка ответчика на понимание термина «оплата труда» (применяемом в ст.153 ТК РФ) как выплаты только тарифной ставки ошибочна, так как ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации прямо указывает на идентичность понятий «заработная плата» и «оплата труда работника», понимая по данным термином - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

При этом положения ст.153 Трудового кодекса Российской Федерации говорят именно об оплате труда в выходные и нерабочие праздничные дни, которая подлежит исчислению (то есть сам расчет заработной платы), исходя из повышенной тарифной ставки, что свидетельствует о необходимости включения в нее стимулирующих и компенсационных выплат, что не свидетельствует одновременно о двукратном размере последних (сам расчетный размер выплат, процент от тарифной ставки не изменяется, меняется только сама ставка), соответствует принципу именно повышенной, двойной оплате труда за работу в выходные/праздничные дни, закрепленному в данной норме. Иначе бы не обеспечивался принцип двойной оплаты труда за работу в указанные дни при фактическом расчете заработной платы и фактически бы приводил только к ее увеличению исключительно на тарифную (окладную) часть, которая является только одной из составляющих оплаты труда.

Не может принять во внимание судебная коллегия ссылку стороны ответчика на Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2023 года № 35-П и возможность применения по аналогии данных в пункте 3 резолютивной части данного постановления разъяснений о расчете до внесения изменений в правовое регулирование оплаты труда за сверхурочную работу, из того расчета, что за работу в выходной/праздничный день оплата труда должна производится, по мнению ответчика, из двойной тарифной ставки, а стимулирующие и компенсационные выплаты подлежит начислению только на одинарную тарифную ставку.

Судебная коллегия отмечает, что Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2023 года № 35-П содержит позицию Конституционного Суда РФ только применительно к признанию не соответствующим Конституции РФ исключительно положений ч.1 ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации, и необходимости руководствоваться предложенным порядком расчета только для оплаты сверхурочной работы, до внесения соответствующих изменений.

Вопреки доводам представителя ответчика, правовые позиции, изложенные в Определения Конституционного суда РФ от 18 января 2024 года № 3-О «По жалобе гражданки Корнеевой Елены Анатольевны на нарушение ее конституционных прав статьей 22, частью первой статьи 129, статьей 132, частями первой и второй статьи 135, частями первой и четвертой статьи 153 и статьей 191 Трудового кодекса РФ», вышеуказанные выводы не исключает

В целом апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда. Её содержание по существу повторяет позицию апеллянта в суде первой инстанции, содержит иную, ошибочную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда явиться не может.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 18 декабря 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий А.Е. Зонова

Судьи Ж.А. Мурашова

Т.Л. Редозубова

33-4771/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Краснотурьинска
Ответчики
АО Объединенная компания РУСАЛ Уральский Алюминий
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Редозубова Татьяна Леонидовна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
20.02.2024Передача дела судье
26.03.2024Судебное заседание
08.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.04.2024Передано в экспедицию
26.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее