Решение по делу № 3а-9/2019 от 10.12.2018

№ 3а-9/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 января 2019 г. г.Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П. при секретаре Макаршиной А.А.,с участием представителя административного истца Богомолова С.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рекада»об оспаривании результатовопределения кадастровой стоимости земельного участка,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Рекада» (далее – ООО «Рекада», Общество) обратилось в суд по тем основаниям, что является собственникомземельного участка с кадастровым номером (...), расположенного в (...), общей площадью (...).м.

По состоянию на 01 января 2010 г. кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 3942826 руб. 44 коп.

По инициативе административного истца независимый оценщик индивидуальный предприниматель Хомиченко А.Г. подготовил отчет №(...) от 12 августа 2018 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, согласно которому рыночная стоимость земельного участка, указанного выше, определена в размере 1028000 руб.

Административный истец полагает, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что влечет соответствующее увеличение уплачиваемого им земельного налога, в связи с чемпросит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного в (...), в размере его рыночной стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не явились, в представленных отзывах замечаний к отчету не высказали.

Выслушав представителя административного истца, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, чтоООО «Рекада» является собственником земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного в (...), на земельном участке расположено здание (...), общей площадью (...) кв.м, категория земель – (...), разрешенное использование – (...), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (...) 09 июня 2008 г.

В соответствии с п.1 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно п.п.2, 5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Налогоплательщиками налога в соответствии со ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Таким образом, ООО «Рекада», являясь в силу действующего законодательства плательщиком земельного налога, самостоятельно определяет налоговую базу земельного участка исходя из его кадастровой стоимости.

В соответствии с п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Сведения о земельном участке с кадастровым номером (...) в государственный земельный кадастр (в последующем, Единый государственный реестр недвижимости) внесены 27 января 2006 г.в соответствии с действующим на тот момент Федеральным законом от 02 января 2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» на основании постановления Главы местного самоуправления Пудожского района от 22 ноября 1999 г. №4792 «О предоставлении земельного участка», постановления Главы местного самоуправления г.Петрозаводска от 03 января 2001 г. №40 «О перезакрепленииземельного участка, расположенного под производственной базой «Пудожагродорстрой», схемы расположения и плана границ земельного участка.

Результаты кадастровой оценки утверждены постановлением Правительства Республики Карелияот 15 мая 2013 г. №158-П, удельный показать составляет 265 руб. 94 коп., кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 3942826 руб. 44 коп.и на дату рассмотрения дела является актуальной.

Данные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.

Согласно абз.1 ст.24.12Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ)государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч.3 ст.245 КАС РФ).

Сведения о кадастровой оценке земельного участка внесены в Единый государственный реестр недвижимости 11 июня 2013 г., то есть административный истец обратился в суд с административный иском с пропуском установленного Федеральный законом №135-ФЗ срока.

Учитывая, что по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, суд полагает, что срок для обращения в суд с административным иском о пересмотре кадастровой стоимости подлежит восстановлению (п.8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судамидел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Пунктом 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 г. №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации») установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с п.1 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект недвижимости(п.3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО №4)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от22 октября 2010 г. № 508).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абз.3 ч.11 ст. 24.18 Федерального закона №135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка, находящегося в собственности, не соответствует его рыночной стоимости, административный истец обратился 20 ноября 2018 г. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия, которой данное заявление не было принято к рассмотрению, а затем в суд.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, подлежащая внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно на произвольную дату.

Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 10:15:0010502:5, расположенного в Республике Карелия, Пудожский район, г. Пудож, ул.Пионерская, на земельном участке расположено здание 85а, общей площадью 14826 кв.м, составляет 1028000 руб. по состоянию на 01 января 2010 г. на основании отчетаоб оценке рыночной стоимости земельного участка №(...), выполненного индивидуальным предпринимателем Хомиченко А.Г. 12 августа 2018 г.

В соответствиисо ст.12 Федерального закона №135-ФЗитоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Сопоставив представленные документы о рыночной стоимости земельного участка,изучив мнения лиц, участвующих в деле, отраженные в отзывах, а также учитывая то, что фактически отчет об оценке, представленный административным истцом, административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспорен, суд приходит к выводу о том, что отчет в целом соответствует требованиям законодательства, в связи с чем суд признает его достоверным и отвечающим требованиям действующего законодательства, следовательно, соглашается с рыночной стоимостью земельного участка в размере 1028000 руб.

На основании ч. 4 ст.7, п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственнойрегистрации недвижимости» и абз. 6 ст. 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установление судом кадастровой стоимости является основанием для органа регистрации прав внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

В силу абз.5ст.24.20 Федерального закона № 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания. В данном случае, поскольку заявление было подано в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Карелия 20 ноября 2018 г., следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01 января 2018 г.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Рекада»удовлетворить.

Установить по состоянию на 01 января 2010 г. кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного в (...), на земельном участке расположено здание (...), общей площадью (...) кв.м,категория земель – (...), разрешенное использование – (...), в размере его рыночной стоимости, равной 1028000 руб. на период с 01 января 2018 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 20 ноября 2018 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Карелия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение составлено 11 января 2019 г.

3а-9/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Рекада"
Ответчики
УФС государственной регистрации, кадастра и картографии
Правительство РК
Управление Росреестра по РК
Другие
администрация Пудожского муниципального района
Богомолов С.И.
Богомолов Сергев Иванович
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
10.12.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
10.12.2018[Адм.] Передача материалов судье
10.12.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
10.12.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2019[Адм.] Судебное заседание
11.01.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.01.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Дело оформлено
17.08.2020Дело передано в архив
10.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее