№ 2-480/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тобольск 21 марта 2018 г.
Тобольский городской суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Галютина И.А., при секретаре Хусаиновой Э.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мунтяна Алексея Викторовича к Правительству Тюменской области, Администрации г. Тобольска об установлении статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, признании незаконным приказа об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, возложении обязанностей предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области и заключить договор найма специализированного жилого помещения на предоставленное жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился с иском об установлении статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, признании незаконным приказа об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, возложении обязанностей предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области и заключить договор найма специализированного жилого помещения на предоставленное жилое помещение. Свои требования он мотивировал тем, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в связи с достижением 23-летнего возраста. Однако он приобрел статус ребенка, оставшегося без попечительства родителей, поскольку Тобольский районный совет народных депутатов принял решение от ДД.ММ.ГГГГ о помещении его с братьями в детский дом. Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ он включен в состав воспитанников Ембаевского детского дома. В период с ДД.ММ.ГГГГ он находился и воспитывался в Тобольской школе-интернате № 1. Все это подтверждает то, что он остался без родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте. Поэтому ему должно быть предоставлено жилое помещение по договору специализированного найма. На основании изложенного истец просил установить приобретение им статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей; признать незаконным приказ № от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на Правительство Тюменской области обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда Тюменской области, находящееся на территории г. Тобольска, общей площадью не менее 18 м2; возложить на Администрацию г. Тобольска обязанность принять решение о заключении с ним договора найма специализированного жилого помещения, заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения на предоставленное жилое помещение.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Стопкевич Н.В. на заявленных требованиях настаивала по основаниям, указанным в иске, пояснила, что, по словам истца, оставление его с матерью было опасным для него, так как она страдала алкоголизмом. Органы опеки не обратились с иском о лишении ее родительских прав. На протяжении 12 лет он проживал и воспитывался в учреждениях, предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По словам истца, он не видел мать после достижения четырехлетнего возраста. Сам он ранее не обращался с таким заявлением, потому что не знал закон, думал, что ему ничего не положено.
Представитель ответчика Правительства Тюменской области Филиппова О.М. с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск, пояснила, что мать истца умерла после достижения им совершеннолетия. Он находился в учреждении для детей-сирот до ДД.ММ.ГГГГ г. С ДД.ММ.ГГГГ г. неизвестно, где он находился, возможно, с матерью. Мунтян А.В. мог находиться в учреждении для детей-сирот в связи с трудной жизненной ситуацией, пока мать проходила реабилитацию.
Представитель ответчика Администрации г. Тобольска Беспятов В.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, поддержал доводы представителя Правительства Тюменской области.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из копии свидетельства о рождении (л.д.10) следует, что Мунтян А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ, мать Д., отец Мунтян В.Н.
Из свидетельства о смерти (л.д.35) следует, что Мунтян В.Н. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ исполнительного комитета Тобольского районного совета народных депутатов (л.д.17) дети Д.: Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Мунтян А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., направлены из с. Верхнефилатово Верхнефилатовского сельского совета Тобольского района в детский дом.
Путевкой № (л.д.16) Мунтян А.В. направлен в Ембаевский детский дом.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14) Мунтян А.В., прибывший из Тобольского района, включен в состав воспитанников Ембаевского детского дома.
Путевкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15) Мунтян А.В. направлен в Тобольскую школу-интернат № 1.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13) следует, что Мунтян А.В. воспитывался в Тобольской школе-интернате № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находился на полном государственном обеспечении; в школу-интернат поступил ДД.ММ.ГГГГ из Ембаевского детского дома, окончил 9 классов в ДД.ММ.ГГГГ г., направлен на учебу в ПУ-11 г. Тобольска.
Из свидетельства о смерти (л.д.36) следует, что Д. умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что за истцом жилое помещение не закреплялось, попечение не устанавливалось, он являлся воспитанником с ДД.ММ.ГГГГ г. Ембаевского детского дома, с ДД.ММ.ГГГГ г. - Школы-интерната № 1 г. Тобольска.
Приказом Департамента социального развития Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18) Мунтяну А.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории г. Тобольска, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п.2.1 Приложения к Постановлению Правительства Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № для включения в список (отсутствие документа, подтверждающего наличие статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достижение 23-летнего возраста).
Ст.27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
При этом в силу ст.3 Конвенции о правах ребенка на государство возложена обязанность обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (п.1); орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (п.3); право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.9).
Ч.2 ст.4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и ЖК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
На основании ст.37 ЖК РСФСР, действовавшего в период несовершеннолетия истца, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, было гарантировано внеочередное обеспечение жилым помещением, если ранее занимаемое ими жилое помещение возвращено им быть не могло.
Как следует из преамбулы и ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из чего следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Из материалов дела следует, что истец достиг 18 лет ДД.ММ.ГГГГ. В это время он в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не находился. Его мать, доказательства лишения которой родительских прав в отношении Мунтяна А.В. не представлены, еще была жива. Данное обстоятельство не свидетельствует однозначно о том, что истец, будучи временно переданным на воспитание в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
Даже если предположить, что Мунтян А.В. имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, из-за смерти отца и ненадлежащего исполнения матерью родительских обязанностей, он его утратил ДД.ММ.ГГГГ, достигнув 23 лет.
К моменту вступления в силу ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 ему исполнилось 37 лет.
С учетом изложенного ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 к возникшим правоотношениям применению не подлежит.
Ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей до достижения истцом возраста 23 лет) предусматривала возможность обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.
Тогда как истец до достижения возраста 23 лет на учете в органах муниципальной власти по указанной категории не состоял, к моменту обращения за предоставлением жилья из специализированного жилищного фонда достиг возраста 43 лет. Следовательно, он не подлежит обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда Тюменской области.
При этом довод представителя истца, что органы опеки ненадлежащим образом исполнили свои обязанности, суд отклоняет, так как после достижения 18 лет до достижения 23 лет Мунтян А.В. мог самостоятельно обратиться за защитой своего нарушенного права, однако это не сделал.
Вместе с тем, установленный законодателем возрастной критерий 23 года учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по какой-либо причине с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними.
Доказательства наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению Мунтяна А.В. в компетентный орган для постановки его на учет в период с 18 до 23 лет, материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что Мунтян А.В. не подтвердил наличие у него статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, не представил доказательства постановки на соответствующий учет в возрасте до 23 лет, в удовлетворении требований об установлении статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанностей предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области и заключить договор найма специализированного жилого помещения на предоставленное жилое помещение ему необходимо отказать.
Другие доказательства суду не представлены.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Мунтяну Алексею Викторовичу в удовлетворении требований к Правительству Тюменской области, Администрации г. Тобольска об установлении статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, возложении обязанностей предоставить жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области и заключить договор найма специализированного жилого помещения на предоставленное жилое помещение.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья И.А. Галютин
Решение в окончательной форме изготовлено 26.03.2018.