Дело № 2а-67\19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 января 2019 года п. Кавказский, КЧР

Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего – судьи М.Х. Болатчиевой, при секретаре судебного заседания – Абитове А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Прикубанского района КЧР к администрации Николаевского сельского поселения Прикубанского муниципального района КЧР в порядке ст. 39 КАС РФ,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Прикубанского района Карачаево-Черкесской Республики, обратился в Прикубанский районный суд КЧР с административным иском в котором просит:

- признать незаконным бездействие администрации Николаевского сельского поселения, выразившееся в неприятии мер по постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Николаевского сельского поселений, а именно объекта культурного наследия – обелиска войнам, погибшим в ВОВ;

- обязать администрацию Николаевского сельского поселения в срок до 30 июля 2019 года принять меры по постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Николаевского сельского поселения, а именно объекта культурного наследия- обелиска войнам, погибшим в ВОВ.

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой района, по поручению прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения сохранности культурных ценностей на территории Прикубанского муниципального района.

В ходе проверки установлено, что на территории Николаевского сельского поселения имеется 1 объект культурного наследия регионального значения, занесенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В силу ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В силу ст.5 Федерального закона от 19.05.1995г. №80-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов» к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны. Ответственность за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне возложена, в том числе, на органы местного самоуправления.

Пунктом 13 С‡. 1 СЃС‚. 14, Рї. 9 С‡.2 СЃС‚. 50 Федерального закона РѕС‚ 6 октября 2003 РіРѕРґР° в„–    131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рє вопросам местного значения поселения относится, РІ том числе сохранение, использование Рё популяризация объектов культурного наследия (памятников истории Рё культуры), находящихся РІ собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории Рё культуры) местного (муниципального) значения, расположенных РЅР° территории поселения.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа.

Исходя из вышеприведенных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.

Администрация Николаевского СП, наделенная соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, должна обеспечить сохранность данных объектов.

Вместе с тем, в нарушении федерального законодательства, до настоящего времени администрацией Николаевского СП не подано заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Данная работа не проведена в отношении следующего объекта культурного наследия, расположенного на территории Николаевского СП Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики:

- обелиска войнам, погибшим в ВОВ.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС Российской Федерации, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц. Созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

Административный истец прокурор Прикубанского района КЧР, извещенный о дате и месте рассмотрения дела, не явился, направив в адрес суда заявление о рассмотрении административного искового заявления в их отсутствие.

Административный ответчик – глава администрации Николаевского сельского поселения Прикубанского МР КЧР извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, направив в адрес суда ходатайство о рассмотрении административного искового заявление в его отсутствие, признал исковые требования прокурора Прикубанского района КЧР.

Административное дело рассмотрено в отсутствие участников процесса в соответствии с нормами ст. 150 КАС РФ

     Исследовав письменные доказательства, имеющиеся РІ материалах гражданского дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ необходимости удовлетворения требований административного истца РїРѕ следующим основаниям:

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В силу ст. 7 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 33 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ст. 3 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Пунктом 1 ст. 48 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что объекты культурного наследия могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В силу ст.5 Федерального закона от 19.05.1995г. №80-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941- 1945 годов» к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны. Ответственность за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне возложена, в том числе, на органы местного самоуправления.

Пунктом 13 С‡. 1 СЃС‚. 14, Рї. 9 С‡.2 СЃС‚. 50 Федерального закона РѕС‚ 6 октября 2003 РіРѕРґР° в„–    131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рє вопросам местного значения поселения относится, РІ том числе сохранение, использование Рё популяризация объектов культурного наследия (памятников истории Рё культуры), находящихся РІ собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории Рё культуры) местного (муниципального) значения, расположенных РЅР° территории поселения.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

В соответствии с ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа.

Исходя из вышеприведенных правовых норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.

Администрация Николаевского СП, наделенная соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, должна обеспечить сохранность данных объектов.

Вместе с тем, в нарушении федерального законодательства, администрацией Николаевского сельского поселения не подано заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного в отношении объекта культурного наследия, расположенного на территории Николаевского СП Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики- обелиска войнам, погибшим в ВОВ.

В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, бездействие администрации Николаевского сельского поселения выразившееся в неприятии мер по постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Николаевского сельского поселений, а именно объекта культурного наследия – обелиска войнам, погибшим в ВОВ, нарушает права неопределенного круга лиц.

С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у администрации Николаевского сельского поселения в силу закона обязанности, по постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Николаевского сельского поселений, а именно объекта культурного наследия – обелиска войнам, погибшим в ВОВ.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177, 180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Прикубанского района КЧР к администрации Николаевского сельского поселения Прикубанского района КЧР в порядке ст. 39 КАС РФ, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Николаевского сельского поселения, выразившееся в неприятии мер по постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Николаевского сельского поселений, а именно объекта культурного наследия – обелиска войнам, погибшим в ВОВ.

Обязать администрацию Николаевского сельского поселения в срок до 30 июля 2019 года принять меры по постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, расположенного на территории Николаевского сельского поселения, а именно объекта культурного наследия-обелиска войнам, погибшим в ВОВ.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда КЧР в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Прикубанский районный суд КЧР.

Судья М.Х. Болатчиева

2а-67/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Другие
Прокурор Прикубанского района
Администрация Николаевского СП
Суд
Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесская Республика
Дело на сайте суда
prikubansky.kchr.sudrf.ru
12.12.2018Регистрация административного искового заявления
12.12.2018Передача материалов судье
13.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
13.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2019Судебное заседание
11.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2020Регистрация административного искового заявления
20.05.2020Передача материалов судье
20.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2020Судебное заседание
20.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.05.2020Дело передано в архив
11.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее