Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь ДД.ММ.ГГГГ
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Ждановой О.В.,
с участием представителя истца ФИО П. – Сангаджиевой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5),
при секретаре Ялаловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО П. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок.
В обоснование исковых требований указано следующее, ДД.ММ.ГГГГ истицей было подано заявление в Департамент земельных отношений с просьбой предварительно согласовать земельный участок, расположенный рядом с земельным участком по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений вынес решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка, указав, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Причину отказа департамент земельных отношений обосновал тем, что заявитель не состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда.
С данным решением истица не согласна.
Подтверждением нуждаемости истицы в земельном участке является выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ и справка ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписки и справки на всех членов семьи истца.
На основании изложенного истица просит признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в предварительном согласовании земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми предварительно согласовать предоставление земельного участка истице, расположенного рядом с участком по адресу: <адрес>в соответствии со схемой.
Истица о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст.ст. 113, 115, 116 ГПК РФ, в судебное заседание не явилась, в заявлении, адресованном суду, просила дело рассмотреть в её отсутствии.
Представитель истицы в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст.ст. 113, 115, 116 ГПК РФ. В заявлении, адресованном суду, представитель ответчика просил дело рассмотреть в его отсутствии.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К числу таких гарантий в жилищной сфере относится положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", об обеспечении инвалидов жилой площадью, закрепляющее право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства является одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью.
Из смысла ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.
Первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Судом установлено, что ФИО П. является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ-№ выданной ДД.ММ.ГГГГ филиалом № Главного бюро Медико-социальной экспертизы по Пермскому краю (л.д. 6).
Согласно представленным справкам ГУП «ЦТИ Пермского края» истица и члены её семьи: ФИО № 1, ФИО № 2, ФИО № 3 объектов недвижимости, принадлежащих им на праве собственности, не имеют (л.д. 9-12).
Отсутствие у истицы и членов её семьи какого-либо жилого помещения на праве собственности также подтверждается представленными уведомлениями Управления Россреестра по Пермскому краю, а также выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 13-18).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Пермской городской Думы от 30.05.06. N 103 утверждена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч.1 и 2 ст. 51 ЖК РФ суд приходит к выводу, что истица, будучи инвалидом, нуждается в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО П. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1038 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в соответствии со схемой, поскольку является инвалидом третьей группы (л.д. 7).
За свой счет истицей была изготовлена схема расположения испрашиваемого земельного участка площадью 1038 кв.м. (л.д. 19).
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № Департамент земельных отношений администрации г. Перми отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без торгов. Отказ Департамента был основан на том, что истица на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит (л.д. 8).
Учитывая положения статей 2, 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 19, 39.1, 39, 6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.), оценив совокупность представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу, что действующее законодательство предусматривает возможность предоставления истцу, как инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов, но право выбора конкретного земельного участка, подлежащего предоставлению, принадлежит функциональному органу местного самоуправления, а не истцу.
Такое основание для отказа в предоставлении земельного участка, изложенное в оспариваемом решении Департаментом земельных отношений, как необходимость наличия у истца статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд находит незаконным.
Статье 39.16 ЗК РФ установлено, что возможен отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно подп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Истец, вне зависимости от его постановки на жилищный учет, как лицо, являющееся инвалидом, обеспеченным жилой площадью менее учетной нормы, в силу прямого указания ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является лицом, имеющим право на первоочередное предоставление земельного участка, то есть без проведения торгов.
При этом отсутствие на территории г. Перми сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков, подлежащих предоставлению для индивидуального жилищного строительства, не может быть основанием для лишения истца меры социальной поддержки в виде предоставления земельного участка, гарантированной ему указанным Законом.
Таким образом, руководствуясь выше приведенным нормами права, суд приходит к выводу, что отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми является незаконным, поскольку истец, будучи инвалидом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вправе претендовать на получение меры социальной поддержки в виде предоставления в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
При этом каких-либо убедительных доказательств в обоснование возражений по иску ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, каких-либо предусмотренных законом оснований для отказа истцу в удовлетворении заявленных требований судом не установлено.
Истица в своих требованиях просит обязать ДЗО предоставить ей в аренду, сроком на 20 лет, земельный участок, расположенный рядом с участком по адресу: <адрес> в соответствии со схемой.
В предоставлении конкретного участка истице следует отказать в силу следующего.
При предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи или аренды торги не проводятся, поскольку иное противоречило бы смыслу указанного Закона.
В силу норм действующего законодательства под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности, осуществление государственного кадастрового учета, определения вида разрешенного использования, наличие технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Уполномоченный функциональный орган местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязанностей по осуществлению процедуры формирования земельного участка, при этом совершение предусмотренных законом действий в рамках этой процедуры лицом, обратившееся за предоставлением такого земельного участка, не исключается.
Таким образом, частично удовлетворяя заявленные требования и возлагая на ответчика обязанность предоставить истцу земельный участок, суд исходит из ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", из положения которой не следует право истца требовать предоставления земельного участка по своему выбору, в данном случае - по <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду сроком на 20 лет.
Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить ФИО П. земельный участок в первоочередном порядке без проведения торгов в аренду сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства в границах Муниципального образования г. Пермь в соответствии с требованиями закона.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления через Индустриальный районный суд г. Перми.
Федеральный судья: О.В. Жданова