Решение по делу № 2-1330/2016 от 11.01.2016

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь ДД.ММ.ГГГГ

Индустриальный районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ждановой О.В.,

с участием представителя истца ФИО П. – Сангаджиевой Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5),

при секретаре Ялаловой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО П. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, возложении обязанности предоставить земельный участок.

В обоснование исковых требований указано следующее, ДД.ММ.ГГГГ истицей было подано заявление в Департамент земельных отношений с просьбой предварительно согласовать земельный участок, расположенный рядом с земельным участком по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Департамент земельных отношений вынес решение об отказе в предварительном согласовании земельного участка, указав, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Причину отказа департамент земельных отношений обосновал тем, что заявитель не состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда.

С данным решением истица не согласна.

Подтверждением нуждаемости истицы в земельном участке является выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и справка ЦТИ от ДД.ММ.ГГГГ, а также выписки и справки на всех членов семьи истца.

На основании изложенного истица просит признать незаконным решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми об отказе в предварительном согласовании земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми предварительно согласовать предоставление земельного участка истице, расположенного рядом с участком по адресу: <адрес>в соответствии со схемой.

Истица о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст.ст. 113, 115, 116 ГПК РФ, в судебное заседание не явилась, в заявлении, адресованном суду, просила дело рассмотреть в её отсутствии.

Представитель истицы в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, своевременно и в соответствии со ст.ст. 113, 115, 116 ГПК РФ. В заявлении, адресованном суду, представитель ответчика просил дело рассмотреть в его отсутствии.

Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

К числу таких гарантий в жилищной сфере относится положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", об обеспечении инвалидов жилой площадью, закрепляющее право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.

Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства является одной из форм обеспечения инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, жилой площадью.

Из смысла ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.

Первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Судом установлено, что ФИО П. является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается справкой серии МСЭ- выданной ДД.ММ.ГГГГ филиалом Главного бюро Медико-социальной экспертизы по Пермскому краю (л.д. 6).

Согласно представленным справкам ГУП «ЦТИ Пермского края» истица и члены её семьи: ФИО № 1, ФИО № 2, ФИО № 3 объектов недвижимости, принадлежащих им на праве собственности, не имеют (л.д. 9-12).

Отсутствие у истицы и членов её семьи какого-либо жилого помещения на праве собственности также подтверждается представленными уведомлениями Управления Россреестра по Пермскому краю, а также выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 13-18).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Пермской городской Думы от 30.05.06. N 103 утверждена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на 1 человека.

Учитывая изложенное, на основании ч.ч.1 и 2 ст. 51 ЖК РФ суд приходит к выводу, что истица, будучи инвалидом, нуждается в улучшении жилищных условий.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО П. обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1038 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в соответствии со схемой, поскольку является инвалидом третьей группы (л.д. 7).

За свой счет истицей была изготовлена схема расположения испрашиваемого земельного участка площадью 1038 кв.м. (л.д. 19).

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ исх. Департамент земельных отношений администрации г. Перми отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без торгов. Отказ Департамента был основан на том, что истица на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состоит (л.д. 8).

Учитывая положения статей 2, 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 19, 39.1, 39, 6, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г.), оценив совокупность представленных в дело доказательств, суд приходит к выводу, что действующее законодательство предусматривает возможность предоставления истцу, как инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов, но право выбора конкретного земельного участка, подлежащего предоставлению, принадлежит функциональному органу местного самоуправления, а не истцу.

Такое основание для отказа в предоставлении земельного участка, изложенное в оспариваемом решении Департаментом земельных отношений, как необходимость наличия у истца статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд находит незаконным.

Статье 39.16 ЗК РФ установлено, что возможен отказ в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Согласно подп. 14 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Истец, вне зависимости от его постановки на жилищный учет, как лицо, являющееся инвалидом, обеспеченным жилой площадью менее учетной нормы, в силу прямого указания ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является лицом, имеющим право на первоочередное предоставление земельного участка, то есть без проведения торгов.

При этом отсутствие на территории г. Перми сформированных и поставленных на государственный кадастровый учет земельных участков, подлежащих предоставлению для индивидуального жилищного строительства, не может быть основанием для лишения истца меры социальной поддержки в виде предоставления земельного участка, гарантированной ему указанным Законом.

Таким образом, руководствуясь выше приведенным нормами права, суд приходит к выводу, что отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми является незаконным, поскольку истец, будучи инвалидом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вправе претендовать на получение меры социальной поддержки в виде предоставления в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

При этом каких-либо убедительных доказательств в обоснование возражений по иску ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено, каких-либо предусмотренных законом оснований для отказа истцу в удовлетворении заявленных требований судом не установлено.

Истица в своих требованиях просит обязать ДЗО предоставить ей в аренду, сроком на 20 лет, земельный участок, расположенный рядом с участком по адресу: <адрес> в соответствии со схемой.

В предоставлении конкретного участка истице следует отказать в силу следующего.

При предоставлении инвалиду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи или аренды торги не проводятся, поскольку иное противоречило бы смыслу указанного Закона.

В силу норм действующего законодательства под формированием земельного участка понимается подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности, осуществление государственного кадастрового учета, определения вида разрешенного использования, наличие технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Уполномоченный функциональный орган местного самоуправления в сфере регулирования земельных отношений не вправе произвольно отказаться от выполнения публично-правовых обязанностей по осуществлению процедуры формирования земельного участка, при этом совершение предусмотренных законом действий в рамках этой процедуры лицом, обратившееся за предоставлением такого земельного участка, не исключается.

Таким образом, частично удовлетворяя заявленные требования и возлагая на ответчика обязанность предоставить истцу земельный участок, суд исходит из ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", из положения которой не следует право истца требовать предоставления земельного участка по своему выбору, в данном случае - по <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду сроком на 20 лет.

Обязать Департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить ФИО П. земельный участок в первоочередном порядке без проведения торгов в аренду сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства в границах Муниципального образования г. Пермь в соответствии с требованиями закона.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления через Индустриальный районный суд г. Перми.

Федеральный судья: О.В. Жданова

2-1330/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Порядина С.П.
Ответчики
Департамент земельных отношений
Суд
Индустриальный районный суд г. Перми
Дело на странице суда
industry.perm.sudrf.ru
11.01.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2016Передача материалов судье
12.01.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2016Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.02.2016Предварительное судебное заседание
12.04.2016Судебное заседание
18.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее