Решение по делу № 2а-1664/2022 (2а-10484/2021;) от 10.11.2021

УИД 11RS0001-01-2022-018800-02 2а-1664/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2022 года                        

Сыктывкарский городской суд РК в составе судьи Дульцевой Ю.А.,

при секретаре Самсонове А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц- связи дело по административному исковому заявлению Воробей Виталия Андреевича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми об оспаривании условий содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания,

у с т а н о в и л :

Воробей В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в нарушении условий его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период с 01.09.2021 по дату обращения (08.11.2021), взыскании компенсации за нарушение условий содержания в указанном исправительном учреждении в размере 400 000 рублей. В обоснование заявленных требований сослался не нехватку личного пространства в камерах, их недостаточный комфорт и площадь, ненадлежащее оборудование мебелью и сантехприборами, наличие решеток на окнах, отсутствие ГВС, видеонаблюдение, изъятие наручных часов. Дополнив требования в ходе рассмотрения дела, также оспаривал условия содержания в период, начиная с 30.12.2021 в камерах ШИЗО ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми №8, №1, №7 и №6, ссылаясь на те же обстоятельства.

Судом к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, Управление ФСИН России по Республике Коми, должностное лицо -начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми Уласевич А.Е.

Административный истец в судебном заседании на удовлетворении заявленного иска по заявленным основаниям настаивал в полном объеме.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ ИК-СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал.

Заслушав стороны, исследовав материалы административного дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из требований положений п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, для удовлетворения административного иска необходимо установить несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со ст.12.1 УИК РФ, лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст.4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Согласно ст.5 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования. В течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лицо, подавшее в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела либо по которой вынесено решение о неприемлемости ввиду неисчерпания национальных средств правовой защиты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона, может обратиться в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.

В соответствии с положениями ст.227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч.5). Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

На основании с ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.

В соответствием с п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ», суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно статье 3 Европейской конвенции по правам человека, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Частью 3 ст.55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Условия и порядок содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 №103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и утвержденными приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

Пунктом 9 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ закреплено, что подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации; им создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых ( ст.23 упомянутого Федерального закона).

По пункту 2 Правил в следственных изоляторах устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В силу части 5 статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью 1 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.

Как следует из материалов дела, Воробей В.А. прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми ** ** ** в статусе обвиняемого, приговор суда в отношении него вступил в законную силу 12.02.2021. 20.05.2021 убыл для отбывания наказания в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, 16.06.2021 вновь прибыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.

При содержании административного истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период времени 11.12.2020-21.11.2021, последний размещался в камерах режимного корпуса учреждения №№66, 85, №2 ( карцер), №90, 79, 74, №6, и №3 ( карцер).

Площадь перечисленных помещений, согласно данным технического паспорта, составляет,: 32,5 кв.м., 17,6 кв.м., 7,2 кв.м., 31,6 кв.м., 32,3 кв.м. 39,8 кв.м., 6,9 кв.м. и 6,8 кв.м.

Исходя из даты вступления в законную силу приговора, при расчете приходящейся на заявителя нормативной площади, в период до 12.02.2021 нормой является 4 кв.м., в последующий период – 2 кв.м.

Расчет приходящейся на Воробей В.А. доли площади камер №№66, 85, №2 ( карцер), 79, 74, №6, и №3 ( карцер), с учетом данных о количестве лиц, содержащихся с ним совместно, позволяет сделать вывод о том, что при содержании в них он был обеспечен площадью по установленным действующим национальным законодательством нормам. Исходя из одиночного размещения, при содержании в камерах ШИЗО ( карцерах) №1,№6,№7 и №8 площадь каждой из которых составляет не менее 7 кв.м., нарушений прав административного истца в части обеспечения санитарной площадью также допущено не было.

Тот факт, что при содержании в период времени 22.01.2021 -11.02.2021 в камере №90, площадью 31,6 кв.м., исходя из общего количества размещенных там лиц (8 человек) истец был обеспечен площадью в размере 3,95 кв.м., также не является свидетельством нарушения его прав, т.к. сама по себе разница в объеме в 0,05 кв.м. не может восприниматься человеком в окружающем его пространстве каким- либо образом.

Доводы о нехватке свободного пространства, обусловленной загромождением помещений предметами мебели, не могут быть приняты во внимание, как лишенные безусловных правовых аргументов. Соответствующие положения, регламентирующие особую методику исчисления свободного пространства помещений для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в УИК РФ отсутствуют.

Каждая камера режимного корпуса ФКУ СИЗО – 1, где содержался истец, оборудована в соответствии с пунктом 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов: двухъярусными кроватями, столом, скамейками, шкафом для продуктов, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, настенным зеркалом, радиодинамиком для вещания общегосударственной программы, огороженными напольной чашей (унитазом) и умывальником, приточно-вытяжной вентиляционной системой «...», поддерживающей среднюю температуру воздуха в камерах +20/+22, светильниками дневного и ночного освещения, водопроводной водой, радиатором системы водяного отопления. В камерах предусмотрено дневное (естественное) освещение (имеются окна), розетки для подключения электроприборов, вызывная сигнализация, урна для мусора, бачок с регулярно обновляемой, в соответствии с графиком замены, питьевой водой, установленный на подставке, тазы для гигиенических целей и стирки одежды. Косметический ремонт камер режимного корпуса следственного изолятора проводится ежегодно в соответствии с графиком, утверждаемым начальником учреждения.

Оборудование одиночных камер ШИЗО произведено в соответствии с требованиями Приказа ФСИН России от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы". Отсутствие бака с питьевой водой в одиночной камере не является нарушением Приказа №512. Обстоятельств того, что при нахождении в одиночной камере истец обращался за предоставлением питьевой воды, и ему было в этом отказано, не установлено.

Оборудование окон камер ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми металлическими решетками произведено в соответствии с требованиями приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 года N279, СП-15.01 Минюста России, пунктам 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4 Каталога "Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России", утвержденного приказом ФСИН России от 26 июля 2007 года N 407, Приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 года N 279 "Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы".

Никаких данных о том, что в результате этого в камерные помещения поступает недостаточно естественного освещения, не имеется. Напротив, как следует из содержания акта проверки ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России №85 от 24.12.2020, параметры микроклимата и уровни освещенности в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми отвечают требованиям СанПин 2.1.2.2645-10 и СанПин 2.2.1/2.1.1.1278-03. Металлические решетки, преграждающие доступ к окну с обеих сторон, являются средством охраны, наличие данных решеток на окнах камер не препятствовало естественному освещению камерных помещений.

Пункт 42 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189 регламентирует только оснащение камеры СИЗО напольной чашей (унитазом). В соответствии с требованиями СП 247.1323800.2016, утвержденного приказом Минстроя России от 15.09.2019 №245/пр, все жилые камеры режимного корпуса ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми оборудованы 1 умывальником и 1 унитазом различной модификации. Установка в камерах напольных унитазов - "чаша Генуя" не противоречит требованиям внутриведомственных строительных правил.

Само по себе использование административным ответчиком напольных унитазов типа "чаша Генуя" с вмонтированным гидравлическим затвором-сифоном, обеспечивающим возможность смыва посредством крана, прав административного истца не нарушает. Действующим нормативно- правовым регулированием ( пункты 17.2, 19.2.6 СП 308.1325800.2017), наличие сливных бачков предусмотрено только в палатах зданий медицинского назначения в ИК особого режима для осужденных ПЛС и ЕПКТ.

Оборудование камер штрафного (дисциплинарного) изолятора санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), не противоречит требованиям приказа ФСИН России от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы."

В период содержания административного истца все санитарно-техническое оборудование функционировало в соответствии с действующими санитарными нормами, сведений о нарушении технического регламента при его подключении к канализации нет. Каких – либо нарушений микроклимата помещений, неисправности сантехоборудования при проверке надзорным органом - ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 в оспариваемый период выявлено не было.

Представленная фотосетка помещений опровергает утверждение истца о несоблюдении в камерах ШИЗО условий приватности при использовании санузла, поскольку туалет отделен от остального помещения экраном высотой 1 метр. Граница видеонаблюдения производится по зоне санузла.

Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации четко обозначена предупредительная направленность использования технических средств. Право администрации исправительных учреждений и следственных изоляторов использовать технические средства контроля и надзора является частью механизма, обеспечивающего личную безопасность подозреваемых, обвиняемых, осужденных и персонала соответствующего учреждения, режим содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей, что вытекает из положений части 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и закрепление указанного права оспариваемыми нормами преследует конституционно значимые цели и не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающее права заявителя.

Осуществление стирки грязного белья самими лицами, содержащимися в СИЗО, действующее нормативно -правовое регулирование не предусматривает. В соответствии с установленным порядком грязное белье подлежит сдаче в прачечную ( БПК), где производится как его стирка, так и сушка. Согласно акту проверки ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России №94 от 16-29.11.2021, все имеющееся в прачечной оборудование находится в исправном состоянии.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в пункте 3 Постановления от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц. Пунктом 14 названного Постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, лишь существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Невозможность реализации административным истцом желания производить в камере мытье головы не свидетельствует о применении к нему пыток со стороны государственных органов, а равно, наличии существенных отклонений от требуемых условий содержания либо невозможности поддержания удовлетворительной степени личной гигиены.

Главой V Правил регламентирован порядок материально-бытового обеспечения содержащегося в СИЗО спецконингента. Исходя из ее содержания, основные гигиенические потребности в мытье тела целиком лиц, содержащихся в СИЗО, удовлетворяются путем посещения БПК. Не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут.

Право истца на еженедельную помывку в душе и время помывки не менее 15 минут соблюдалось весь период пребывания в учреждении. Непосредственно душевые помещения ФКУ СИЗО-1 спроектированы и оснащены в соответствии с требованиями Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП. Помывка подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений проводится по утвержденному начальником учреждения графику.

Исходя из содержания требований п.42 раздела V Приказа МЮ РФ от 14 октября 2005 года N189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" ( далее – Правил) оборудование подводкой централизованного горячего водоснабжения камер СИЗО, предназначенных для содержания мужчин, не предусмотрено.

ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми имеет центральное холодное водоснабжение и отопление, перебоев в холодной воде за период содержания административного истца не допускалось, отсутствие горячей водопроводной воды нормативно допускается, поскольку в учреждении отсутствует прямая подача горячей воды в камеры для содержания мужчин.

При этом, оборудование ГВС помещений столовой, БПК, камер для содержания несовершеннолетних и женщин формирует максимальную нагрузку подающих сетей, изменение существующих параметров подачи теплоносителя в Учреждение объективно невозможно, принимая во внимание имеющиеся мощности и диаметр магистрального газопровода, который на балансе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми не находится и в систему учреждений ФСИН не входит.

Пунктом 43 Правил предусмотрено, что, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.

По сведениям ОКБИ и ХО ФКУ СИЗО-1, горячая вода для технических целей и питьевая горячая вода выдаются содержащимся в СИЗО лицам ежедневно с учетом потребности. Водонагревательные приборы при нахождении в СИЗО спецконтингенту также не запрещено иметь при себе.

Таким образом, водоснабжение камер ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми соответствуют всем требованиям национального законодательства, соответственно, нарушение прав административного истца в указанной части также не имеет места.

Указанная правовая позиция находит свое подтверждение в Кассационных определениях: Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.04.2021 по делу №88-5002/2021, от 01.09.2021 по делу N 88-13754/2021, от 22.09.2021 по делу N 88а-16887/2021, Первого кассационного суда общей юрисдикции от 27.07.2021 N 88а-18208/2021.

Мероприятия по дезинсекции и дератизации помещений учреждения в 2021 году, как и в предшествующий период, проводились регулярно.

Сведений о том, что в период содержания в ФКУ СИЗО-1 истец обращался с жалобами на ненадлежащие бытовые условия, материалы дела не содержат.

Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).

Исходя из этого, у суда нет оснований не доверять доказательствам, представленным стороной административного ответчика.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Исходя из пункта 1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции России от 16 декабря 2016 года N 295, они устанавливают правила внутреннего распорядка, в том числе, в следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений, в отношении осужденных, оставленных в следственном либо переведенных в СИЗО для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого.

Приложением N 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, предусмотрен Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Согласно п.5 Приложения N1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295, деньги и ценные вещи относятся к предметам, которые осужденным запрещается иметь при себе.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 08 декабря 2006 года N 356 утверждена Инструкция по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах ФСИН России. В силу пункта 1 указанная Инструкция регулирует вопросы: учета личных денег; учета и хранения личных ценностей; контроля за движением личных денег и ценностей, к которым относятся денежные средства (пункт 3), драгоценные металлы и изделия из них; драгоценные камни и жемчуг, а также изделия из них; часы всех видов и марок, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым; ценные бумаги (сберегательные книжки на предъявителя, акции и т.д.); иностранная валюта (пункт 15). Пунктом 15 Инструкции установлено, что в кассе учреждения подлежат хранению, в том числе и часы всех видов и марок, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым.

Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные Приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189, также содержат Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету (приложение N 2), согласно которому наручные часы в этот список не входят.

Предметы и вещи, не предусмотренные настоящим Перечнем, являются запрещенными. Кроме того, пунктом 33 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, ценности, драгоценные металлы и изделия из них (драгоценные камни, жемчуг и изделия из них, часы всех видов и марок, ценные бумаги, валюта) сдаются на хранение в финансовую часть (кассу) СИЗО.

Таким образом, доводы о необоснованном запрещении ношения и хранения в камере наручных часов также не могут быть приняты во внимание судом, как лишенные правовых оснований.

Доводы истца об игнорировании его жалоб и обращений лишены конкретики, при этом, им не оспаривалось то обстоятельство, что препятствий для доступа к горячей линии УФСИН ему никто не чинил, указанный доступ был предоставлен весь период содержания в учреждении.

В соответствии с частью 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Обязанность доказывания оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

    Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции Российской Федерации, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.

Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленных государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.

Существенных отклонений от таких требований, которые могли бы быть рассмотрены в качестве нарушений указанных условий, по настоящему административному делу не установлено.

Все перечисленные в иске неудобства, которые, по мнению административного истца, причинили ему страдания, не превышали тот неизбежный уровень страданий, который связан с отбыванием наказания в виде лишения свободы и является закономерным следствием его собственных действий.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 – 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявленных административных исковых требований Воробей Виталия Андреевича к ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми об оспаривании условий содержания, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья – Ю.А.Дульцева        

В окончательной форме решение суда принято 20 мая 2022 года.

2а-1664/2022 (2а-10484/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Воробей Виталий Андреевич
Ответчики
Начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК
ФСИН России
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РК
УФСИН России по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Дульцева Юлия Александровна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
10.11.2021Регистрация административного искового заявления
11.11.2021Передача материалов судье
12.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.11.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.12.2021Предварительное судебное заседание
24.01.2022Судебное заседание
28.03.2022Судебное заседание
26.04.2022Судебное заседание
20.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее