УИД 04RS0010-01-2022-000610-63
Дело № 2 – 618/22г.
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 июня 2022 года с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Айсуевой А.Ц., при секретаре Кельберг А.В., при участии помощника судьи Жамсарановой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Прокурора Иволгинского района Республики Бурятия к Администрации МО «Иволгинский район» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Иволгинского района Республики Бурятия, обращаясь в суд с исковым заявлением просит обязать Администрацию МО «Иволгинский район» устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно ликвидировать до 30.09.2022 свалку отходов производства и потребления площадью 4 832.47 кв.м в границах координат X: №, Y: №
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Иволгинского района Цыремпилова И.В. требования, изложенные в исковом заявлении поддержала в полном объеме по доводам, указанным в нем. Считает, что поскольку земли, на которых выявлены места несанкционированного размещения отходов и твердых бытовых отходов относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия по распоряжению данными земельными участками имеет Администрация МО «Иволгинский район».
Представитель ответчика Администрации МО «Иволгинский район» в зал суда не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания.
Суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд находит, что иск прокурора подан обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Согласно ст. 13 названного закона, территории сельских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Прокуратурой района совместно с ведущим специалистом-экспертом отдела геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Бурятия установлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления площадью 4 832.47 кв.м в границах координат X: №, Y: №
Указанная свалка расположена на неразграниченной территории кадастрового квартала (№).
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом (абзац третий).
Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях сельских и других поселений осуществляют органы местного самоуправления. Производителей отходов на несанкционированной свалке установить не представляется возможным.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пунктом 1 ст.13.4 ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы МСУ, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Таким образом, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования является прямой обязанностью органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В соответствии с указанными Правилами обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на регионального оператора возлагается только в силу заключенного с собственником участка договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов либо в соответствии с п.16-17 Правил в случае неисполнения собственником участка своих обязанностей.
Таким образом, исходя из совокупного смысла приведенных норм права, Администрация МО «Иволгинский район» в силу приведенных выше положений законодательства несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на принадлежащих земельных участках, возложение обязанности по ликвидации выявленных в ходе прокурорской проверки свалок на любой иной орган или организацию, помимо органа местного самоуправления, является незаконным.
В соответствии с п. 1.15 ст. 4 Устава муниципального образования Иволгинский район» Республики Бурятия, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Иволгинский район» от 10.07.2017г. № 270, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального образования.
В нарушение данных требований закона несанкционированная свалка до настоящего времени не ликвидирована, сведения об обратном в суд не предоставлены. Сведений о предпринятых мерах также отсутствуют.
Несанкционированное размещение отходов образовалось по причине ненадлежащего исполнения ответчиками возложенных на них законом обязанностей по охране окружающей среды.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Анализируя вышеизложенное, суд полагает, что прокурором требование о возложении на Администрацию МО «Иволгинский район» обязанности к ликвидации несанкционированной свалки, правомерно заявлено в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, так как обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст.42 Конституции РФ, так как захламление земель твердыми коммунальными отходами способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия от негативного воздействия, наличие несанкционированных свалок способно повлечь загрязнение природной среды, распространение инфекционных заболеваний и иные тяжкие последствия, что нарушает законные интересы и права населения.
Таким образом, в связи с установленными выше обстоятельствами, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в части требований к администрации МО «Иволгинский район».
Учитывая объем работы и требования законодательства, подлежит установить срок до 30.09.2022 г.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Прокурора Иволгинского района Республики Бурятия к Администрации МО «Иволгинский район» об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства удовлетворить.
Обязать администрации МО «Иволгинский район» в срок до 30.09.2022 г. ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления площадью 4 832.47 кв.м в границах координат X: №, Y: № на неразграниченной территории земель кадастрового квартала №
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья А.Ц. Айсуева
Верно: Судья А.Ц. Айсуева
Решение изготовлено: 13.06.2022г.
Подлинное решение подшито в гражданское дело № 2- 618/2022 хранящееся в Иволгинском районном суде Республики Бурятия