Дело № 2-775/2021 год
УИД 55RS0034-01-2021-001200-95
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Город Тара Омской области 22 сентября 2021 года
Тарский городской суд Омской области в составе председательствующего судьи Мальцевой И.А., при секретаре Вильцовой Н.Н., с участием помощника Тарского межрайонного прокурора Сергазиновой К.К., представителей ответчика администрации Атирского сельского поселения Васюкович Т.А., Кириллова И.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Тара 22 сентября 2021 года исковое заявление
Тарского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Атирского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить разработку проектной документации при производстве строительно-монтажных работа, о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать строительно-монтажные работы по реконструкции подъезда в <адрес> и возведению мостового перехода,
У С Т А Н О В И Л:
Тарский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Тарский городской суд с исковым заявлением к администрации Атирского сельского поселения Тарского муниципального района Омской области, указав, что по результатам проведенной проверки соблюдения законодательства о муниципальной собственности в деятельности администрации Атирского сельского поселения выявлены нарушения. Автомобильная дорога «Подъезд к <адрес>» - дорога местного значения, общей протяженностью (с учетом всех съездов и улиц в поселении) 2,75377 км, на всем своем протяжении расположена в пределах границ административно-территориального образования Атирского сельского поселения. В соответствии с выпиской от ДД.ММ.ГГГГ ЕГРН установлено, что на основании распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ в собственности Атирского сельского поселения имеется автомобильная дорога (протяженность 302 м.), 55:27:010101:894, расположенная по адресу: <адрес> от <адрес> до <адрес>. В июле 2018 года было установлено, что администрацией Атирского сельского поселения заключен муниципальный контракт №.297660 с ООО «Панорама» на выполнение работ по реконструкции подъезда к <адрес>, цена контракта составила 55990395,44 рубля (стоимость выполнения работ: основная дорога 51 998 648,12 рублей, съезды – 3 991 747,32 рубля), срок действия по ДД.ММ.ГГГГ. Гарантийный срок на выполненные работы составляет 5 лет. Начало реконструируемого участка ПК 0+00,00 (основной подъезд), окончание участка ПК 2+04,02 (участок №), а также мостовой переход (ПК 16+75,00) через <адрес>. Проектно-сметная документация выполнена проектной организацией ООО «Автодорпроект». На указанную проектно-сметную документацию получено положительное заключение государственной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ. За период строительства 2016-2017 подрядчику произведена оплата в размере 49817299,85 рублей путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет за выполненные объемы работ с учетом вычета пени и штрафов. На основании п. 1.2. контракта работы выполняются подрядчиком в соответствии с заказом на выполнение работ, согласно проектной документации в объеме, определенном локальными сметными расчетами с использованием при выполнении работ товара, наименования и характеристики, которого указаны в приложении № к заказу на выполнение работ. Проверка показала, что возможность изменения условий контракта в части отклонения выполнения работ от проектной документации не предусмотрена документацией о закупке и контрактом. Между тем, ДД.ММ.ГГГГ подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо о согласовании замены выполнения бетонных работ при устройстве откосов трубы гофрированной диаметром 3 м на монтаж плит ПДН без изменения сметной стоимости в связи с тем, что работы по укладке водопропускной трубы необходимо выполнить в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на 80% от общего объема, предусмотренного проектно-сметной документацией. Выполнение данных работ приходится на погодные условия с температурой воздуха ниже нуля. В проектно-сметной документации предусмотрено устройство монолитных откосов труб гофрированных диаметром 3 м. При выполнении данных работ в зимних условиях ухудшается качество изделия, что впоследствии приводит к разрушению конструктивных элементов. Вместе с тем, согласно проекту работы по укреплению откосов входного и выходного оголовков должны были быть выполнены монолитным железобетоном. Письмо от подрядчика получено администрацией Атирского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ. Указанные работы в нарушение проектной документации были согласованы главой администрации Атирского сельского поселения без изменения сметной стоимости, ввиду чего работы по укреплению откосов входного и выходного оголовков были выполнены из сборных железобетонных изделий (плита дорожная ПДН) в начале декабря 2016 без планировки откосов, без устройства упоров и без чеканки цементным раствором монтажных швов и отверстий по периметру оголовков.. При этом изменения в проектную документацию и заказ на выполнение работ не вносились. В декабре 2016 главой Администрацией Атирского сельского поселения К. подписаны акты выполненных работ №№.1-2.9, что подтверждает приемку выполненных работ в нарушение проектной документации. ДД.ММ.ГГГГ согласно дополнительному соглашению № контракт расторгнут по соглашению сторон. Срок действия банковской гарантии, который обеспечивалось исполнение указанного контракта, на момент проверки истек. ДД.ММ.ГГГГ определением Арбитражного суда <адрес> в отношении ООО «Панорама» введена процедура наблюдения сроком на пять месяцев. ДД.ММ.ГГГГ заказчиков в лице главы администрации Атирского сельского поселения выявлено протекание паводковых вод под водопропускной трубой, направлено письмо подрядчику с просьбой устранения выявленных замечаний согласно гарантийным обязательствам. Представитель подрядчика прибыл на объект ДД.ММ.ГГГГ, гарантировав представить информацию до ДД.ММ.ГГГГ о сроках устранения полученных замечаний. В ночь с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ произошло обрушение земляного полотна на всю ширину, о чем был оповещен подрядчик электронным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письму администрации Атирского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, направленному в межрайонную прокуратуру, на объекте представителей ООО «Панорама» не было. В адрес ООО «Панорама» ДД.ММ.ГГГГ дополнительно направлено письмо о незамедлительном принятии мер по устранению выявленных нарушений. Ответ не поступил. Контроль со стороны заказчика не был организован, контракт на осуществление строительного контроля не заключался. До настоящего момента последствия указанного обрушения не устранены, денежные средства на его устранение и разработку проектной документации дне выделены. Указанное нарушает права граждан на безопасное дорожное движение, а также затрудняет подъезд к <адрес>. Просит суд возложить обязанность на администрацию Атирского сельского поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить разработку проектной документации при производстве строительно-монтажных работ по реконструкции подъезда к <адрес> (начало реконструируемого участка ПК 0+00,00, окончание участка ПК 2+04,02 и возведению мостового перехода (ПК 16+75,00), организовать в срок до ДД.ММ.ГГГГ строительно-монтажные работы по реконструкции подъезда к <адрес> начало реконструируемого участка ПК 0+00,00, окончание участка ПК 2+04,02 и возведению мостового перехода (ПК 16+75,00) в соответствии с разработанной проектной документацией.
Представитель истца помощник Тарского межрайонного прокурора Сергазинова К.К. уточнила исковые требования, уменьшила их объем, просила обязать ответчика организовать строительно-монтажные работы по реконструкции подъезда к <адрес> и возведению мостового перехода. Суду пояснил, что ранее выполненная проектная документация не имеет недостатков и ее возможно использовать при проведении новых строительно-монтажных работ. Качество проектной документации подтверждено экспертным заключением. Причина обрушения дамбы не была связана с ошибками в проекте. Поддерживает требования по организации до ДД.ММ.ГГГГ строительно-монтажных работ по реконструкции подъезда к <адрес> начало реконструируемого участка ПК 0+00,00, окончание участка ПК 2+04,02 и возведению мостового перехода (ПК 16+75,00) в соответствии с проектной документацией. Полагает, что запрошенный в иске срок является разумным и достаточным. Уточнила, что по смыслу иска к ДД.ММ.ГГГГ работы должны быть завершены и подъезд к <адрес> должен быть готов для использования.
Представитель ответчика администрации Атирского сельского поселения Васюкович Т.А. суду пояснила, что по сути иска требования прокурора понятны, проблема в исполнении данного требования заключается в отсутствии необходимых денежных средств для организации таких работ.
Представитель ответчика Кириллов И.И. также пояснил, что в настоящее время отсутствуют финансовые возможности для проведения работ, для устранения обрушения дамбы необходимо по предварительным подсчетам около 8 миллионов рублей. Также пояснил, что иного подъезда к селу не имеется, в связи с чем ремонт обрушенной части дороги будет необходимо устранять.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
Пунктом 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" следует, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п.1, п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно выписок из ЕГРН установлено, что в собственности Атирского сельского поселения имеется автомобильная дорога (протяженность 302 м.), №, расположенная по адресу: <адрес> от <адрес> до <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № для размещения автомобильной дороги, площадью 15488 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, автомобильная дорога <адрес>, земельный участок с кадастровым номером 55:27:010101:874 для размещения автомобильной дороги и их конструктивных элементов, площадью 2413 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, от <адрес> до здания администрации, земельный участок с кадастровым номером 55:27:010101:873 для размещения автомобильной дороги, площадью 6402 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером 55:27:010101:860 для размещения автомобильной дороги, площадью 3021 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, автомобильная дорога от <адрес> до <адрес> (л.д.44-48).
В материалы дела представлено разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41-43) реконструкции подъезда к <адрес> в Тарском муниципальном районе, общей площадью 27324 кв.м., протяженностью 2200 м.
Из муниципального контракта, заключенного между администрацией Атирского сельского поселения заключен и ООО «<данные изъяты> №.297660 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что контракт заключен на выполнение работ по реконструкции подъезда к <адрес>, цена контракта составила 55 990 395,44 рубля(стоимость выполнения работ: основная дорога 51 998 648,12 рублей, съезды – 3 991 747,32 рубля), срок действия по ДД.ММ.ГГГГ. Гарантийный срок на выполненные работы составляет 5 лет. (л.д.54-60)
Актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ нарушений требований проектной документации, технических регламентов не выявлено (л.д.79-80)
Согласно дополнительных соглашений, заключенных между администрацией Атирского сельского поселения и ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в лимиты финансирования (л.д.66-70)
Дополнительным соглашением к муниципальному контракту, заключенным между администрацией Атирского сельского поселения и ООО «Панорама»от ДД.ММ.ГГГГ стороны пришли к согласию о расторжении муниципального контракта (л.д.71-72) постановление главы Администрации Егоровского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 7) которым утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования, относящихся к собственности Егоровского сельского поселения (л.д. 8).
По окончанию работ по объекту реконструкция подъезда в <адрес> распоряжением администрации Атирского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ назначена приемочная комиссия (л.д.93)
Актом приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ реконструкция подъезда к <адрес> автомобильная дорога принята в эксплуатацию (л.д.143-146)
Согласно гарантийного паспорта объекта строительства от ДД.ММ.ГГГГ установлен гарантийный срок - 5 лет (л.д.147-148)
ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> произошло обрушение дамбы на <адрес> (л.д.152)
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Тарского муниципального района разрешен ввод в эксплуатацию подъезда к <адрес> – автомобильная дорога (л.д.49-53)
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что последствия произошедшего обрушения ДД.ММ.ГГГГ не устранены, денежные средства на проведение работ по устранению обрушения не выделены. Данные обстоятельства нарушают права граждан на безопасное дорожное движение и затрудняют проезд к <адрес>.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что проектная документация строительно-монтажных работ по реконструкции подъезда к <адрес> разработана и пригодна для использования при проведении строительно-монтажных работ и при возведении мостового перехода, суд находит уточненные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению с предоставлением заявленного срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Срок до ДД.ММ.ГГГГ суд считает разумным и достаточным для проведения строительно-монтажных работ по реконструкции подъезда к <адрес>. Более того, судом учитывается, что представителями ответчика не заявлено о продлении указанного срока, из чего суд делает вывод, что срок для ответчика достаточен.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Тарского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Атирского сельского поселения Тарского муниципального района <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ) организовать строительно-монтажные работы по реконструкции подъезда в <адрес>, начало реконструируемого участка ПК 0+00,00, окончание участка ПК 2+04,02 и возведению мостового перехода (ПК 16+75,00) в соответствии с проектной документацией.
Настоящее решение в течение одного месяца с момента его вынесения может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Омского областного суда путем направления апелляционной жалобы в Тарский городской суд <адрес>.
Мотивированное решение суда подписано 22 сентября 2021 года.
Согласовано