Решение по делу № 12-57/2019 от 18.11.2019

Дело № 12-57/2019

РЕШЕНИЕ

г.Суоярви 10 декабря 2019 года

Судья Суоярвского районного суда Республики Карелия Ерохина В.Г., при секретаре Кузнецовой Н.В., рассмотрев жалобу КУ РК «Управтодор РК» на постановление и.о. начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба по лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии РК по делу об административном правонарушении от 05.11.2019,

установила:

КУ РК «Управтодор РК» (Учреждение) обратилось в суд с жалобой на постановление и.о. начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба по лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии РК, старшего государственного лесного инспектора по делу об административном правонарушении от 05.11.2019 № 967/19л. Оспариваемым постановлением Учреждение привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

В обоснование требований податель жалобы ссылается на отсутствие оснований для привлечения Учреждения к административной ответственности, поскольку вина КУ РК «Управтодор» отсутствует, Правила пожарной безопасности в лесах, нарушение которых поставлено им в вину, не распространяются на деятельность КУ РК «Управтодор». Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании, установленных техническим регламентам и других документам, в том числе Правилам пожарной безопасности, возложена по соответствующему контракту на ООО «Автодороги-Питкяранта». К моменту рассмотрения дела допущенные нарушения были устранены. Имелись основания для признания допущенных нарушений малозначительными и освобождения Учреждения от административной ответственности. Указано на нарушение ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в части указания места совершения административного правонарушения. Учреждение просит признать незаконным и отменить постановление должностного лица.

В судебное заседание представители КУ РК «Управтодор» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.

Представитель Министерства природных ресурсов и экологии РК Сахарчук Т.Х. в судебном заседании полагала доводы жалобы необоснованными, вынесенное постановление законным и не подлежащим отмене.

Заслушав представителя административного органа, изучив имеющиеся доказательства и материалы административного производства, прихожу к следующим выводам.

В силу ч.ч. 1 и 2 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат в том числе: наличие события административного правонарушения (время, место, способ); лицо, совершившее противоправные действия или бездействие, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Из материалов дела следует, что приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее Министерство) №743 от 17.04.2019 установлена дата начала пожароопасного сезона на территории Суоярвского района с 01.05.2019.

01.07.2019 должностными лицами Суоярвского участкового лесничества в ходе патрулирования территории лесного фонда произведен осмотр участка полосы отвода автомобильной дороги Поросозеро-Гимолы в местах прилегания к лесному массиву в квартале 87 выдел 26 Поросозерского участкового лесничества ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество», и установлено, что в полосе отвода указанной автодороги находится древесина в виде обрезков и хлыстов с необрубленной кроной, которая оставлена на месте рубки. Порубочные остатки непосредственно примыкают к лесному массиву, что представляет угрозу возникновения лесного пожара.

Указанное обстоятельство зафиксировано в акте осмотра от 01.07.2019 и схеме участка автомобильной дороги направлением Муезерский-Гимолы-Поросозеро, в том числе в части, примыкающей к территории лесного фонда Поросозерского участкового лесничества ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» (квартал 87 выдел 26) с указанием захламления полосы отвода автодороги квартал 87 выдел 26.

По факту выявленного нарушения 25.07.2019 должностным лицом ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» составлен протокол об административном правонарушении № 88, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.

05.11.2019 должностное лицо Министерства природных ресурсов и экологии РК, рассмотрев указанный выше протокол об административном правонарушении, вынесло постановление № 967/19л, которым признал КУ РК «Управтодор» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, т.е в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, и назначил наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.

Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ установлено, что нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).

Главой VI Правил предусмотрены требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 25 Правил полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.

В соответствии с ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» к собственности субъекта РФ относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (п. 5 ст. 6).

В соответствии с ч. 3 Постановления Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 автомобильные дороги общего пользования федерального значения закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 01.11.2010 № 471р-П утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Карелия. В указанный перечень включена автомобильная дорога Муезерский-Гимолы-Поросозеро (идентификационный номер 86ОП РЗ 86К-7).

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 21.02.2005 № 24р-П создано государственное учреждение РК «Управтодор РК».

Распоряжением Правительства РК от 12.04.2011 № 166р-П у ГУ РК «Управтодор РК» изменен тип государственного учреждения на казенное учреждение.

В соответствии с Уставом Учреждения, казенное учреждение создано для организации выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них Республики Карелия регионального или межмуниципального значения. Целями деятельности КУ являются - обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог (п.2.1, п.2.2.).

Имущество казенного учреждения находится в собственности Республики Карелия и закреплено за казенным учреждением на праве оперативного управления (п.3.1).В соответствии с ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Таким образом, именно КУ РК «Управтодор РК» на основании закона переданы полномочия по владению и использованию автодороги Муезерский-Гимолы-Поросозеро (в том числе в части, примыкающей к территории лесного фонда Поросозерского участкового лесничества ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» (квартал 87 выдел 26) и, соответственно, с учетом вышеуказанных положений эти полномочия не могут быть переданы каким-либо иным лицам. С учетом данных обстоятельств лицом, осуществляющим содержание указанной дороги и несущим предусмотренную п.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1006 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность, является Учреждение, а не привлеченная им подрядная организация.

Факт заключения 08.10.2018 государственного контракта с подрядчиком ООО «Автодороги-Питкяранта» на содержание сети автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, в том числе Суоярвском районе Республики Карелия, не дает оснований полагать об отсутствии вины Учреждения в совершении административного правонарушения. Так, из представленных доказательству следует, что полоса отвода в нарушении п.25 Правил не очищена от горючих отходов в период пожароопасного сезона. В соответствии с п.8.1, 8.3, 8.4. государственного контракта от 08.10.2018 Учреждение, как заказчик обязан организовать технический надзор, производить приемку выполненных подрядчиком работ, в том числе посредством проведения проверок, организации технического надзора, иметь беспрепятственный доступ к объектам, выдавать обязательные для исполнителя предписания в письменной форме, назначив срок их устранения, при обнаружении отступления от условий контракта. Приложениями к контракту предусмотрены обязанности подрядчика по содержанию указанной в постановлении автодороги, в том числе очистки их полосы отвода от порубочных остатков.

Между тем, в материалы дела не представлено доказательств своевременного осуществления заказчиком контрольных мероприятий в отношений подрядной организации и (или ) принятия заказчиком мер по очитке полосы отвода собственными силами любо с привлечением подрядных организаций. Из материалов дела следует, что меры по устранению нарушений пожарной безопасности в лесах фактически приняты лишь спустя более двух месяцев после их выявления органом государственного контроля (акт осмотра от 04.09.2019).

Вопреки доводам жалобы учреждения, протокол об административном правонарушении содержит указание на совершение места правонарушение: квартал 87 выдел 26 Поросозерского участкового лесничества Аконьярвское лесничество (по материалам лесоустройства), примыкающий к полосе отвода автомобильной дороги Поросозеро - Гимолы.

При этом, суд соглашается с позицией Учреждения о неверном указании в составленных должностными лицами документах названия автомобильной дороги Поросозеро - Гимолы (следует указать Муезерский-Гимолы-Поросозеро). Между тем, данный довод не дает оснований полагать, что место совершения административного правонарушения как обстоятельство, относящееся к событию административного правонарушения, установлено неправильно. Напротив, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что место совершения правонарушения, указанное в протоколе об административном правонарушении, оспариваем постановлении, и место, описанное учреждением при изложении своей позиции по делу (в части выполнения требований ГКУ «Суоярвское центральное лесничество» от 01.07.2019 об устранении захламления полосы отвода автомобильной дороги квартал 87 выдел 26 Поросозерского участкового лесничества), совпадают и являются одним и тем же участком автомобильной дороги Муезерский-Гимолы-Поросозеро, что подтверждается актами патрулирования (рейда) лесов, а также актом осмотра от 04.09.2019, в соответствии с которым по состоянию на 04.09.2019 захламление полосы отвода автомобильной дороги общего пользования направлением Муезерский-Гимолы-Поросозеро и примыкающей к ней территории лесного фонда ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» Поросозерское участковое лесничество в квартале 87 выдел 26 было устранено. Кроме того, суд учитывает, что указанная выше автомобильная дорога, проходит по территории лесного фонда, через лесные участки, которые в соответствии с Лесным кодексом РФ и лесных законодательством имеют свои границы, местоположение и площади, распределенные на квартала и лесотакционные выдела. Иной дороги регионального или межмуниципального значения, примыкающей к кварталу 87 выдела 26 Поросозерского участкового лесничества ГКУ РК «Суоярвское центральное лесничество» нет. В связи с изложенным, указанное в оспариваемом постановлении место совершения правонарушения, следует уточнить и считать наименование автомобильной дороги Муезерский-Гимолы-Поросозеро, однако данный факт не влияет на существо правонарушения, не опровергает выводов административного органа о доказанности вины Учреждения и не влечет освобождения его от ответственности.

Установленные по делу обстоятельства совершения правонарушения и вина Учреждения подтверждается письменными материалами дела, а именно протоколом об административном правонарушении, актом о проведенном патрулировании, актами осмотра, государственным контрактом, требованием об устранении нарушений лесного законодательства, актами осмотра проверки исполнения требований, другими материалами дела; этим доказательствам дана оценка в их совокупности на предмет, допустимости и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Доказательств принятия Учреждением всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения правил пожарной безопасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Довод жалобы о том, что к моменту вынесения спорного постановления, допущенные Учреждением нарушения были устранены, не может служить основанием к отмене или изменению принятого решения, поскольку после составления акта осмотра от 01.07.2019, Учреждению было выдано требование об устранении нарушения до 23.07.2019, которое КУ РК «Управтодор РК» выполнено не было.

Таким образом, обоснованность привлечения КУ РК «Управтодор РК» к административной ответственности по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ сомнений не вызывает.

Процедура административного производства и права Учреждения соблюдены, административный орган действовал в рамках предписанных законом полномочий и в полном соответствии с законом.

Оснований для признания данного правонарушения малозначительным, о чем ставится вопрос в жалобе, не имеется.

Назначенное административным органом наказание соответствует санкции ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, является соразмерным совершенному правонарушению, отвечает целям административного наказания, требованиям разумности и справедливости.

При таких обстоятельствах, оснований отмены постановления должностного лица, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решила:

Постановление и.о. начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, старшего государственного лесного инспектора по делу об административном правонарушении от 05.11.2019, вынесенное в отношении КУ РК «Управтодор РК», оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Суоярвский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья

В.Г. Ерохина

12-57/2019

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
КУ РК "Управтодор РК"
Суд
Суоярвский районный суд
Судья
Ерохина В.Г.
Статьи

КоАП: ст. 8.32 ч.1

18.11.2019Материалы переданы в производство судье
10.12.2019Судебное заседание
19.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2019Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
31.12.2019Вступило в законную силу
09.01.2020Дело оформлено
29.01.2020Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее