Решение по делу № 2-1009/2022 от 07.02.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                     г. Рязань

Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Орловой И.В.

при секретаре Гарифуллиной И.К.,

с участием представителя истца – Дмитрука М.В.,

представителя ответчика – Федака Б.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по иску Заместителя военного прокурора Рязанского гарнизона в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации об обязании выполнить капитальный ремонт здания лечебного корпуса, обеспечить безопасность на прилегающей к зданию территории в целях исключения угрозы жизни и здоровью граждан,

Установил:

Заместитель военного прокурора Рязанского гарнизона обратился с иском к Министерству обороны Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании выполнить капитальный ремонт здания лечебного корпуса.

В обоснование иска указано, что здание лечебного корпуса госпиталя ( инв. ), расположенное по адресу: <адрес> ( военный городок ) на основании постановления Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ г. ) является объектом культурного наследия федерального значения.

Приказом государственной инспекции по охране объектов культурного наследия <адрес> (далее Инспекция) от ДД.ММ.ГГГГ г. , утверждено охранное обязательство объекта, неотъемлемой частью которого является паспорт объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ акт технического состояния объекта.

Данное здание является собственностью Российской Федерации в лице Минобороны России и состоит на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России ( далее ФГКУ «ЦТУИО»). Во исполнение приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ передано в безвозмездное пользование филиалу ( договор от ДД.ММ.ГГГГ. № ).

Согласно акту технического состояния вышеуказанного объекта ( от ДД.ММ.ГГГГ г. ), составленному специалистами Инспекции, здание лечебного корпуса находится в аварийном состоянии - требуется проведение работ по сохранению объекта культурного наследия). В настоящее время имеются предпосылки к обрушению фасада здания лечебного корпуса (четыре колонны, обрамляющие лицевую часть здания, отошли от его лицевой части и имеют наклон в сторону Семинарской улицы, где расположен тротуар и парковка автомобильного транспорта), что создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.

Таким образом, в настоящее время имеется опасность обрушения отдельных элементов вышеуказанного аварийного здания, что создает угрозу жизни и здоровью граждан. Ответчиком меры к обеспечению безопасности на прилегающей к зданию территории не приняты.

В ходе судебного разбирательства исковые требования уточнены. В обоснование иска указано, что Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. -р, данное здание зарегистрировано в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры ) народов Российской Федерации как объект культурного наследия федерального значения.

Согласно ст. 45 Федерального закона от 25.06. 2022г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

По смыслу ст. 40 вышеуказанного закона, работы по сохранению объекта культурного наследия включают в себя консервацию, ремонт, реставрацию и приспособление объекта для современного использования.

По уточненным исковым требования прокурор просит суд обязать Министерство обороны Российской Федерации разработать и согласовать с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия <адрес> проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Редутный дом», 1785 г. (здание лечебного корпуса инв. филиала № 6 ФГКУ «1586 военный клинический госпиталь» Минобороны России, по адресу: <адрес>) и обеспечить проведение данных работ в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации с момента вступления решения суда в законную силу и до момента завершения работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Редутный дом», 1785 г. (здание лечебного корпуса инв. филиала № 6 ФГКУ «1586 военный клинический госпиталь» Минобороны России, по адресу: <адрес>), обеспечить безопасность на прилегающей к зданию территории в целях исключения угрозы жизни и здоровью граждан.

Военный прокурор Рязанского гарнизона в лице старшего помощника Дмитрука М.В. в судебном заседаниизаявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнениях к нему, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - Министерства обороны РФ – Федак Б.Т., исковые требования не признал. В письменных возражениях на иск указал, что не представлены доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц. Также указал, что в нарушение Федерального закона «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», задание на проведение указанных работ, разрешение на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением, в адрес Минобороны не поступало.

В адрес Минобороны России не выдавалось предписаний об устранении нарушений и не предписывалось обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Также считает, что Министерство обороны РФ не является надлежащим ответчиком, поскольку реализацию полномочий по управлению имуществом Минобороны России осуществляет Департамент военного имущества Минобороны России в соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ г. . Департамент военного имущества осуществляет свои функции через территориальные управления, одним из которых является ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений». ФГКУ «ЦТУИО» Минобороны РФ является балансодержателем спорного объекта недвижимости, а филиал ФГКУ «1586 военный клинический госпиталь» Минобороны России - фактическим пользователем. Просит в иске - отказать

Представители третьего лица – Филиала ФГКУ «1586 военный клинический госпиталь» - в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения иска извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представителя третьих лиц - Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия рязанской области, ФГКУ «ЦТУИО», ФКУ «ОСК ЗВО» - в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения сторон, свидетеля, изучив материалы дела, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст.45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Пунктом 13 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Вопросы Министерства обороны РФ», установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здания и сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу    физических    или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

Частью 1 ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, чтопри эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 4 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной, эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо. Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений индивидуально для каждого здания, сооружения, исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.

Бесспорно установлено, что объект недвижимости – здание филиала ФГКУ «1586 военный клинический госпиталь» МОРФ: расположенного по адресу: <адрес>, является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ, здание госпиталя по адресу: <адрес> передан в безвозмездное пользование ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь». Вышеуказанное здание является объектом культурного наследия федерального значения «Редутный дом», в отношении которого Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области утверждено охранное обязательство (приказ Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ.).

Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. ( ч. 1 ст. 40 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации).

Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (ст. 45 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации).

Согласно акту технического состояния объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, спорное здание находится в аварийном состоянии, фундаменты требуют дополнительного обследования, на цоколях и отмостках имеется значительное отслоение штукатурного слоя, трещины, выветривание лицевой поверхности, разрушение кирпичной кладки, следы биопоражения. Аналогичная характеристика состояния как аварийного приводится в отношении стен и внешнего декоративного убранства здания.

Для сохранения объекта культурного наследия необходима разработка, согласование с региональным органом охраны объектов культурного наследия проектной документации и проведение таких работ. ( п.2 акта обследования).

ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия в адрес ФГКУ «ЦТУИО» вынесено предупреждение о недопустимости нарушений обязательных требований, рекомендовано обратиться в Государственную инспекцию по охране объектов культурного наследия.

ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области в адрес ФГКУ «ЦТУИО» выдано предписание об устранении нарушения обязательных требований, согласно которому следует разработать и согласовать с государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области проектную документацию на проведение противоаварийных работ в отношении спорного объекта.

По информации ФГКУ «ЦТУИО» в адрес военного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ., учреждение не уполномочено проводить проектно- изыскательские и строительно-монтажные работы, в том числе по содержанию, капитальному ремонту (реконструкции) и реставрации объектов недвижимого имущества. Учреждение также не является получателем или распорядителем бюджетных средств, выделяемых на данные виды работ.

Аналогичное утверждение содержится в письме ФГКУ «ЦТУИО» в адрес начальника филиала ФГКУ «1586 ВКГ» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ.

По информации 708 отдела координации и контроля за строительством, расквартированием и обустройством войск (сил) от ДД.ММ.ГГГГ в адрес военного прокурора Рязанского гарнизона, спорный объект включен в «Перечень капитального ремонта объектов военной инфраструктуры Западного военного округа». Пользователю объекта следует подать заявку в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России на инструментальное обследование с помощью мобильного диагностического комплекса «Стрела-П».

До настоящего времени капитальный ремонт здания не произведен. Указанное обстоятельство подтверждается также показаниями свидетеля Суханова С.В., работавшего начальником хозяйственного отделения поликлиники филиала ФГКУ «1586 ВКГ» с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г., не доверять которому у суда нет оснований.

В безвозмездной передаче спорного объекта в областную или муниципальную собственность отказано, что подтверждается ответом Министерства имущественных и земельных отношений Рязанской области в адрес Начальника филиала ФГКУ «1586 ВКГ» от ДД.ММ.ГГГГ

На основании п. 31 ст. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.

Согласно статье 214 ГК РФ федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296 ГК РФ).

Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Пунктом. 1 ст. 296 ГК РФ установлено, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В силу положений части 1 и 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

В силу приведенных выше норм права Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Закрепление собственником объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации за иными лицами, в частности за ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Филиалом ФГКУ «1586 ВКГ» МО РФ не исключает ответственность собственника имущества по его надлежащему содержанию, в том числе по организации и проведению капитального ремонта. Следовательно, надлежащим способом защиты нарушенного права является возложение на ответчика обязанности в соответствии с положениями ст. 45 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации разработать и согласовать с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области проектную документацию на проведение работ по сохранению спорного объекта.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

По информации Врио начальника филиала ФГКУ «1586 ВКГ2 МО РФ в адрес военного прокурора Рязанского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ г., у здания лечебного корпуса происходит разрушение фасада; четыре колонны, обрамляющие лицевую часть здания, отошли от его лицевой части и имеют наклон на <адрес> со зданием по <адрес> расположен пешеходный тротуар и парковка автомобильного транспорта. Таким образом, нахождение спорного здания в аварийном состоянии, что подтверждено, как указано выше, актом технического состояния объекта от ДД.ММ.ГГГГ, создает угрозу для жизни и здоровья граждан, а также сохранности имущества, поэтому предъявление такого иска военным прокурором в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц является правомерным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Заместителя военного прокурора Рязанского гарнизона в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации об обязании выполнить капитальный ремонт здания лечебного корпуса, обеспечить безопасность на прилегающей к зданию территории в целях исключения угрозы жизни и здоровью граждан – удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации разработать и согласовать с Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Редутный дом», 1785 г. ( здание лечебного корпуса инв. филиала ФГКУ «1586 военный клинический госпиталь», Минобороны России, по адресу: <адрес>) и обеспечить проведение данных работ в течение шести месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации до момента завершения работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Редутный дом», 1785 г. ( здание лечебного корпуса инв. филиала ФГКУ «1586 военный клинический госпиталь» Минобороны России, по адресу: <адрес>), обеспечить безопасность на прилегающей к зданию территории в целях исключения угрозы жизни и здоровью граждан.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда г. Рязани через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение месяца с момента его окончательного изготовления.

Судья:

2-1009/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель военного прокурора Рязанского горнизона в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Министерство Обороны РФ
Другие
Дмитрук М.В.
ФКУ "ОСК ЗВО"
Федак Б.Т.
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России
Филиал №6 ФГКУ "1586 военный клинический госпиталь" Министерства обороны РФ
Копылова М.А.
Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия РО
Суд
Железнодорожный районный суд г. Рязань
Судья
Маслова Оксана Владимировна
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.riz.sudrf.ru
07.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.02.2022Передача материалов судье
14.02.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.04.2022Предварительное судебное заседание
17.05.2022Судебное заседание
09.06.2022Судебное заседание
22.06.2022Судебное заседание
19.07.2022Судебное заседание
09.08.2022Судебное заседание
12.09.2022Судебное заседание
15.09.2022Судебное заседание
22.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее