Решение по делу № 2-2175/2024 от 23.04.2024

Дело

РЕ Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июля 2024 года                                                                  <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Кукурекина К.В., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению <адрес>, в интересах ФИО1 к Департаменту городского хозяйства <адрес> о взыскании компенсации морального вреда,

    УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратилась в суд с иском в интересах ФИО1 к Департаменту городского хозяйства <адрес>, в котором просит взыскать с Департамента городского хозяйства <адрес> в пользу несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., компенсацию морального вреда, причиненного нападением и укусами безнадзорного животного, в размере 10 000 (десять тысяч рублей) обязав перечислить указанную сумму на счет: получатель ИНН КПП БИК , банк получателя: РНКБ БАНК (ПАО) <адрес>, корр. счет 30, счет получателя 40, назначение платежа: возмещение компенсации морального вреда.

Требования мотивированы следующим.

<адрес> проведен анализ предоставленных сведений ГБУЗС «Городская больница – Центр охраны здоровья матери и ребенка» о поступивших в приемное отделение несовершеннолетних лицах с укусами безнадзорных животных, в ходе которого установлен факт укуса несовершеннолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р.

В результате укуса собаки ребенок испытал сильную боль и испуг, а соответственно физические и нравственные страдания.

Полномочия по организации отлова безнадзорных животных на территории <адрес> возложены на Департамента городского хозяйства <адрес> в лице учредителя ГБУ «Парки и скверы».

Непринятие уполномоченным органом необходимых мер к отлову собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории <адрес>, повлекло за собой нападение безнадзорной собаки на несовершеннолетнего ФИО1

В этой связи, в его пользу надлежит взыскать компенсацию морального вреда за вред, причиненный здоровью, сумма которой, должна отвечать принципам разумности и справедливости, в соответствии с п. 1 ст. 1101 ГК РФ.

По мнению законного представителя, компенсация морального вреда в денежном эквиваленте будет соразмерна 10 000 рублей.

Представитель истца в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить по основаниям изложенным в иске.

Законный представитель материального истца, представитель ответчика, представитель третьего лица в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили.

Представитель третьего лица в судебном заседании против удовлетворения иска возражала.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся сторон.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

<адрес> проведен анализ предоставленных сведений ГБУЗС «Городская больница – Центр охраны здоровья матери и ребенка» о поступивших в приемное отделение несовершеннолетних лицах с укусами безнадзорных животных, в ходе которого установлен факт укуса несовершеннолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых является компенсация морального вреда.

Согласно части 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Предусмотренная ст. 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

В соответствии со статьей 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными Главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.

В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с положениями статьи 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных страданиях, физической боли, связанной с причиненным увечьем.

Поскольку потерпевший в связи с причинением вреда здоровью испытывает физические и нравственные страдания, то факт причинения ему морального вреда предполагается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина»).

В силу статьи 137 ГК РФ к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Так, согласно копии карты обратившегося за антирабической помощью, ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗС «Городская больница – Центр охраны здоровья матери и ребенка» за медицинской помощью обратился несовершеннолетний ФИО1, которому установлен диагноз: укушенная рана правого бедра.

В результате укуса собаки ребенок испытал сильную боль и испуг, а соответственно физические и нравственные страдания.

Пунктом 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 498-ФЗ) определено, что деятельность по обращению с животными без владельцев – это деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия.

Согласно ч. 1 ст. 17, ч. 1 ст. 18 Закона № 498-ФЗ деятельность по обращению с животными без владельцев, которая включает в себя отлов таких животных, их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных, осуществляется в числе прочего в целях предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц, предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий, и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев.

В соответствии с ч. 7 ст. 18 Закона № 498-ФЗ об ответственном обращении с животными порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев устанавливается уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством РФ, если иное не установлено законодательными актами субъектов РФ.

Следовательно, указанную деятельность вправе осуществлять как созданные органами государственной власти субъектов РФ в рамках соответствующих полномочий юридические лица (ч. 2 ст. 55 Закона об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ).

В соответствии с подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеринарии», к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно преамбуле Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон № 52-ФЗ) настоящий федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона № 52-ФЗ осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу п. 1789 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках.

В соответствии с п. 1 постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП «Об определении исполнительных органов государственной власти <адрес>, уполномоченных в области обращения с животными», Департамент городского хозяйства <адрес> определен уполномоченным исполнительным органом государственной власти в области обращения с животными в части: установления порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации методическими указаниями по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев и организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Уставом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗС предусмотрено, что финансирование Правительства Севастополя и возглавляемых им исполнительных органов государственной власти <адрес> осуществляется за счет средств бюджета <адрес>.

Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП утвержден Порядок регулирования численности бездомных животных на территории <адрес>, согласно п. п. 3.2, 3.3 которого отлов животных без владельцев выполняется специализированными организациями любой формы собственности и индивидуальными предпринимателями, привлекаемыми в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, на основании заявки Департамента городского хозяйства <адрес> в целях регулирования численности животных без владельцев, возвращения владельцам, профилактики инфекционных заболеваний, обеспечения общественного порядка и спокойствия населения.

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о Департаменте городского хозяйства <адрес>, утвержденного постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, к полномочиям названного органа относится обеспечение регулирования численности животных без владельцевна территории <адрес> путем их отлова в соответствии с федеральным законодательством и законодательством <адрес>.

Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП создано Государственное бюджетное учреждение <адрес> «Парки и скверы» (далее- ГБУ «Парки и скверы»), а также утвержден устав учреждения.

В соответствии с п. 3.2. учредителем ГБУ «Парки и скверы» является <адрес>, функции и полномочия учредителя ГБУ «Парки и скверы» осуществляет Департамент городского хозяйства <адрес>.

Приказом Департамента городского хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОД утвержден устав ГБУ «Парки и скверы».

Согласно п.п. 11 п. 2.3. устава ГБУ «Парки и скверы» осуществляют организацию отлова животных без владельцев на территории <адрес>, их содержание (в том числе лечение, вакцинация, стерилизация), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные действующим законодательством в области обращения с животными.

Таким образом, полномочия по организации отлова безнадзорных животных на территории <адрес> возложены на Департамента городского хозяйства <адрес> в лице учредителя ГБУ «Парки и скверы».

Непринятие уполномоченным органом необходимых мер к отлову собак, находящихся без сопровождающих лиц на территории <адрес>, повлекло за собой нападение безнадзорной собаки на несовершеннолетнего ФИО1

В этой связи, в его пользу надлежит взыскать компенсацию морального вреда за вред, причиненный здоровью, сумма которой, должна отвечать принципам разумности и справедливости, в соответствии с п. 1 ст. 1101 ГК РФ.

Определяя размер указанной компенсации, суд с учетом положений ст.1101 ГК РФ, руководствуясь принципами разумности и справедливости, позволяющими, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего и не поставить в чрезмерно тяжелое имущественное положение лицо, ответственное за возмещение вреда, исходя из фактических обстоятельств произошедшего, характера и объема причиненных истцам нравственных страданий, принимая во внимание, что полученные несовершеннолетним телесные повреждения повлекли за собой кратковременное расстройство здоровья, принимая во внимание степень вины ответчика, а также, учитывая его действия по отношению к произошедшему, а именно то, что ответчик добровольно не оказал материальной помощи и поддержки истцу, а также то, что обстоятельства, установленные судом, связанные с укусами безнадзорных животных, причинивших вред здоровью несовершеннолетнему, то есть на нематериальные блага, в том числе на те, которые прямо названы в ч.1 ст.151 ГК РФ, а именно, жизнь и здоровье, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, считает заявленный прокурором размер денежной компенсации морального вреда соразмерным в размере 10 000 рублей.

Исходя из приведенных норм права, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований к Департаменту городского хозяйства <адрес>.

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования <адрес>, в интересах ФИО1 к Департаменту городского хозяйства <адрес> о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Департамента городского хозяйства <адрес> в пользу несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., компенсацию морального вреда, причиненного нападением и укусами безнадзорного животного, в размере 10 000 (десять тысяч рублей) обязав перечислить указанную сумму на счет: получатель ИНН КПП , БИК банк получателя: РНКБ БАНК (ПАО) <адрес>, корр. счет счет получателя назначение платежа: возмещение компенсации морального вреда.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>. Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ленинского районного суда

<адрес>                                           К.В.Кукурекин

2-2175/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Ленинского района г. Севастополя
Информация скрыта
Стаховская Татьяна Вячеславовна
Ответчики
Департамент городского хозяйства грода Севастополя
Другие
ГБУ "Парки и скверы"
ГБУ «Севастопольский ветеринарный центр»
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Кукурекин Константин Васильевич
Дело на странице суда
leninskiy.sev.sudrf.ru
23.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.04.2024Передача материалов судье
27.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.05.2024Подготовка дела (собеседование)
28.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2024Судебное заседание
23.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2024Дело оформлено
17.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее