Решение по делу № 2-2993/2023 от 25.05.2023

Дело (номер обезличен)

УИД 52RS0(номер обезличен)-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(адрес обезличен)    29 июня 2023 года

Кстовский городской суд (адрес обезличен) в составе: председательствующего судьи Иванковой Н.Г.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

с участием:

помощника Кстовского городского прокурора (адрес обезличен) ФИО4,

лица, в защиту прав и законных интересов которого подано исковое заявление ФИО2,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУЗ НО «Кстовская ЦРБ» ФИО5, действующего на основании доверенности от (дата обезличена),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кстовского городского прокурора (адрес обезличен), поданному в защиту прав и законных интересов ФИО2, к министерству здравоохранения (адрес обезличен) о возложении обязанности незамедлительно обеспечить ФИО2 лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности,

УСТАНОВИЛ:

Кстовский городской прокурор (адрес обезличен), действуя в защиту прав и законных интересов ФИО2, обратился в суд с вышеуказанным иском к министерству здравоохранения (адрес обезличен), мотивирует свои требования тем, что ФИО2, 21.08.19747 года рождения, будучи инвалидом III группы и обнаруживая у себя дефект в системе комплемента – наследственный ангиоотек I типа, включена в Федеральный реестр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, в связи с чем согласно решению врачебной комиссии ФГБУ «ГНЦ Институт иммунологии» ФМБА России по жизненным показателям постоянно нуждается в обеспечении лекарственными препаратами: даназол 200 мг, фиразир (МНН Икатибант), беринерт (ингибитор С1-эстеразы человека), в дозировке определенной заключением врача аллерголога-иммунолога, однако до настоящего времени ими не обеспечена. Просил возложить на министерство здравоохранение (адрес обезличен) обязанность обеспечить ФИО2 лекарственными препаратами: даназол 200 мг из расчета по 1 капсуле 1 раз в день, фиразир (МНН Икатибант) для купирования острых состояний не менее 12 шприцов на 6 месяцев, беринерт (ингибитор С1-эстеразы человека) для профилактики купирования ангиоотека в случае неэффективности икатибанта – 2 флакона на 6 месяцев с восполнением их наличия после использования в указанном количестве.

Представитель ответчика министерства здравоохранения (адрес обезличен) в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте разбирательства по делу извещен надлежащим образом (л.д. 85, 87 оборотная сторона), ходатайства об отложении рассмотрения гражданского дела и отзыв на предъявленные исковые требования не представил.

Суд с учетом мнения явившихся участников процесса и их представителей, положений ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса ФИО1 Федерации посчитал возможным рассмотрение гражданского дела без участия, не явившегося в судебное заседание представителя ответчика.

В судебном заседании помощник Кстовского городского прокурора (адрес обезличен) ФИО4 полностью поддержала исковые требования по основаниям указанным в иске, просив их удовлетворить.

Лицо, в защиту прав и законных интересов которого подано исковое заявление ФИО2 согласилась с суждением прокурора о своей нуждаемости в лекарственных препаратах для лечения, диагностированного у неё орфанного заболевания заболеваний, и настаивала удовлетворении исковых требований Кстовского городского прокурора (адрес обезличен).

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБУЗ НО «Кстовская ЦРБ» ФИО5, озвучивая позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление (л.д. 92-93), указал, что обеспечение ФИО2 обходимыми ей лекарственными препаратами не относится к полномочиям представляемого им учреждения здравоохранения. Поэтому просил отказать в удовлетворении исковых требований Кстовского городского прокурора (адрес обезличен).

Выслушав участников гражданского процесса и их представителей, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, согласно ст.ст. 12, 55, 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту ГПК РФ), по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Статья 45 ГПК РФ гласит, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ст. 1 Федеральный закон от (дата обезличена) (номер обезличен) (ред. от (дата обезличена)) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с (дата обезличена)) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).

Положениями ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Статьей 6.1 Федерального закона Российской Федерации от (дата обезличена) № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту Федеральный закон от (дата обезличена) № 178-ФЗ) определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 названного федерального закона).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 вышеуказанного Федерального закона от (дата обезличена) № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от (дата обезличена) № 178-ФЗ).

Статьей 13 Федерального закона от (дата обезличена) № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон 21.112011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пп. 1 и 3 ст. 1).

Согласно ст. 4, 19, 11 данного Федерального закона, основными принципами охраны здоровья в Российской Федерации являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качестве медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.

Статьей 29 Федерального закона от (дата обезличена) № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от (дата обезличена) № 323-ФЗ) определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 названного Федерального закона).

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от (дата обезличена) № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно части 1 статьи 37 вышеназванного Федерального закона медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2 статьи 37 Федерального закона от (дата обезличена) № 323-ФЗ).

Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от (дата обезличена) № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

В соответствии с частью 3 статьи 80 Федерального закона от (дата обезличена) № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) утвержден Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или его инвалидности.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 73 Федерального закона от (дата обезличена) № 323-ФЗ медицинские работники обязаны назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Порядок назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядок оформления указанных бланков, их учета и хранения утвержден Приказ Минздрава России от (дата обезличена) (номер обезличен)н.

Названный Порядок устанавливает правила назначения лекарственных препаратов для медицинского применения и оформления их назначения при оказании медицинской помощи в медицинских организациях

В соответствии с пунктом 6 Порядка назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия международного непатентованного наименования и группировочного или химического наименования лекарственного препарата, лекарственный препарат назначается медицинским работником по торговому наименованию.

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи, разработанных в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от (дата обезличена) № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», либо по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинской документации пациента и в журнале врачебной комиссии.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен)н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации, согласно пунктом 4.7 которого к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе, принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, по торговым наименованиям.

Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым наименованиям находится в компетенции врачебной комиссии медицинской организации. При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) врачебная комиссия вправе принять решение о назначении пациенту конкретного лекарственного препарата по торговому наименованию.

Отсутствие в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов конкретного торгового наименования лекарственного препарата, исходя из приведенных положений законодательства, не является препятствием для его назначения в соответствии с решением врачебной комиссии при наличии к тому показаний. Обеспечение назначенным препаратом не подлежит оплате за счет личных средств граждан и реализуется в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с положением о Министерстве здравоохранения (адрес обезличен), утвержденным постановлением (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен), министерство здравоохранения (адрес обезличен) является исполнительным органом государственной власти (адрес обезличен), осуществляющим на территории (адрес обезличен) государственное управление в сфере охраны здоровья, на которое возложена, в том числе функция по организации обеспечения граждан, нуждающихся по жизненным показаниям необходимыми лекарственными препаратами, следовательно, именно оно является надлежащим ответчиком по гражданскому делу.

Судом установлено, что у ФИО2 диагностировано заболевание дефект в системе комплемента – наследственный ангиоотек I типа, которое входит в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, кроме того ФИО2 является инвалидом III группы, что позволило суду сделать вывод, о её нуждаемости в обеспечении всеми лекарственными препаратами по рецептам врачей бесплатно.

Из материалов дела следует, что решением врачебной комиссии ФГБУ «ГНЦ Институт иммунологии» ФМБА России (номер обезличен) от (дата обезличена) (л.д. 36-38) рассмотрен вопрос обоснованности назначения лекарственных препаратов: фиразир (икатибанк), даназол 200 мг, беринерт (ингибитор С1-эстеразы человека), подтверждена нуждаемость ФИО2 в длительном приеме вышеуказанных препаратов.

Согласно консультативному заключению главного внештатного аллерголога-иммунолога ГБУЗ НО «Городская клиническая больница (номер обезличен)» (л.д. 30-31) ФИО2 по месту жительства должна получать долгосрочную профилактику, в том числе направленную на купирование острых ситуаций: фиразир (икатибанк) 2 шприц ручки в месяц с потребностью на год 24 шприц ручки, даназол 200 мг 1 раз в день – 6 упаковок в год, беринерт (ингибитор С1-эстеразы человека) для краткосрочной профилактики – 4 флакона на год (для введения в стационарных условиях).

При изложенных обстоятельствах у суда отсутствуют основания сомневаться, что ФИО2 по жизненным показаниям нуждается в обеспечении ее лекарственными препаратами: фиразир (икатибанк), даназол 200 мг, беринерт (ингибитор С1-эстеразы человека).

Учитывая, что решением врачебной комиссии ФГБУ «ГНЦ Институт иммунологии» ФМБА России (номер обезличен) от (дата обезличена) подтверждена обоснованность назначения ФИО2 лекарственными препаратами для лечения заболевания, включенного в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности и установленный факт отказа со стороны ответчика в бесплатном обеспечении данными лекарственными препаратами при отсутствии к тому уважительных причин, суд констатирует наличие оснований для возложения на министерство здравоохранения (адрес обезличен) обязанности обеспечения последней вышеозначенными лекарственными препаратами, являющимися для неё жизненно важными, не обеспечение которыми нарушает её конституционное право на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно.

Так как в настоящий момент ФИО2 не обеспечена лекарственными препаратами, необходимыми ей для лечения имеющегося заболевания, суд находит заявленные Кстовским городским прокурором (адрес обезличен) исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Поскольку при рассмотрении гражданского дела судом разрешен вопрос об обеспечении ФИО2 лекарственными препаратами по жизненным показаниям и истцом заявлена соответствующая просьба, суд считает возможным, руководствуясь положениями ст. 212 ГПК РФ обратить решения к немедленному исполнению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кстовского городского прокурора (адрес обезличен), поданные в защиту прав и законных интересов ФИО2, к министерству здравоохранения (адрес обезличен) о возложении обязанности незамедлительно обеспечить ФИО2 лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, удовлетворить в полном объёме.

Возложить на министерство здравоохранения (адрес обезличен) обязанность бесплатно обеспечить ФИО2, (дата обезличена) года рождения уроженку (адрес обезличен), гражданку РФ (паспорт (номер обезличен), выданный (дата обезличена) ГУ МВД России по (адрес обезличен)) лекарственными препаратами:

- даназол 200 мг из расчета по 1 капсуле 1 раз в день;

- фиразир (МНН Икатибант) для купирования острых состояний не менее 12 шприцов на 6 месяцев:

- беринерт (ингибитор С1-эстеразы человека) для профилактики купирования ангиоотека в случае неэффективности икатибанта – 2 флакона на 6 месяцев.

Возложить на министерство здравоохранения (адрес обезличен) обязанность после использования вышеназванных лекарственных препаратов обеспечить ФИО2 ими вновь в указанном количестве бесплатно, до минования нуждаемости в данных лекарственных препаратах.

Решение суда привести к немедленному исполнению.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Нижегородский областной суд через Кстовский городской суд (адрес обезличен).

Решение в окончательной форме принято (дата обезличена).

Судья:    Н.(адрес обезличен)

2-2993/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кстовский городской прокурор
Артамонова Оксана Александровна
Ответчики
Министерство здравохранения Нижегородской области
Другие
ГБУЗ НО "Кстовская ЦРБ"
Суд
Кстовский городской суд Нижегородской области
Судья
Иванкова Наталья Григорьевна
Дело на сайте суда
kstovsky.nnov.sudrf.ru
25.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2023Передача материалов судье
26.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2023Подготовка дела (собеседование)
26.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее