Дело № 2а-1678/2020
89RS0004-01-2020-003968-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новый Уренгой 17 августа 2020 года
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Черепанова А.В.,
при секретаре Лысенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ставрополя к Колесникову С.В. о взыскании задолженности по налогам,
установил:
Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ставрополя обратилась в суд с иском к Колесникову С.В. о взыскании задолженности по налогу в размере 4 258,61 рублей, в том числе налог на имущество в размере 1040 рублей за 2017 год, пеня по налогу в размере 14,93 рублей за 2017 год; за 2016 год налог в размере 520 рублей, земельного налога в размере 1331 рублей за 2017 год, пеня по налогу в размере 19,12 рублей за 2017 год, налог в размере 1331 рублей за 2016 год, пеня в рамзере 2,56 рублей за 2016 год.
Требования мотивированы тем, что ответчик Колесников С.В. состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Ставрополя. ИФНС России по Ленинскому району г.Ставрополя произведено начисление по имущественному налогу за 2016, 2017 года. Налоговым органом направлялись в адрес административного ответчика уведомления, в связи с тем, что в установленные Налоговым кодексом РФ сроки Колесниковым С.В. налог уплачен не был, на сумму недоимки начислены пени.. В связи с неуплатой налога в указанные сроки налогоплательщику направлено требование об уплате недоимки по налогу. Указанное требование налогового органа до настоящего времени не исполнено.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. При этом административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления.
Административный ответчик Колесников С.В. извещённый надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание также не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации и подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) каждый обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги или сборы-ст.19 НК РФ. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Одним из введенных в соответствии со ст.15 Налогового кодекса РФ на территории Российской Федерации Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 местных налогов является налог на имущество физических лиц, а также земельный налог.
В связи с принятием Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» указанный закон утратил силу с 01.01.2015 г.
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, с учетом положений Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1, действующего до дня вступления в силу Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 04.10.2014 № 284-ФЗ).
В силу п.1 ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (в ред. от 22.08.2004 года) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. В соответствии со ст.2 данного Закона объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
В соответствии с ч. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Частью 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, с налогоплательщика взыскивается пеня.
Судом установлено, что ответчик Колесников С.В. является собственником имущества- гаража, расположенного по адресу : <данные изъяты>., а также земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>.
Доказательств обратного в соответствии со ст. 56 ГПК РФ ответчиком суду не предоставлено, хотя ему разъяснялись права, и предоставлялся достаточный и разумный срок для предоставления своих возражений и доказательств по делу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что Колесников С.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Размер налога на имущество физических лиц, начисленный к уплате ответчику Колесникову С.В. за 2016 год составляет 867 рублей, за 2017 год –1040 рублей, пени по налогу на имущество 14,96 рублей.
Размер земельного налога, начисленный ответчику Колесникову С.В. за 2017 год составляет 1331 рублей, пени по налогу в размере 19,12 рублей, за 2016 год – 1 331 рублей, пени по земельному налогу составляет 2,56 рублей.
Согласно налоговым уведомлениям № 50156038 от 14.08.2020 г., № 79178532 от 22.09.2017 г. Колесников С.В. обязан была уплатить суммы налога на имущество физических лиц и земельный налог не позднее 03.12.2018, 01.12.2017.
Ответчику направлены требования № 14912 от 29.01.2019 г., № 25196 от 09.12.2017 г. об уплате налога.
Из материалов дела видно, что обязанность уплатить налог на имущество физических лиц и земельный налог ответчиком Колесниковым С.В. до настоящего времени не исполнена.
Согласно п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Порядок и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ.
Как следует из искового заявления, определением мирового судьи судебного участка № 2 судебного района города окружного значения Новый Уренгой от 21 января 2019 года административному истцу отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
В Новоуренгойский городской суд административный иск инспекция направила 17 июля 2020 года, что подтверждается штампом Почты России. Административный иск поступил в Новоуренгойский городской суд 22 июля 2020 года.
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ, ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Согласно части 6 статьи 289 КС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суду следует выяснять, в том числе, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
На основании пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового Кодекса РФ», при рассмотрении дел о взыскании налога судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея ввиду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1-3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О). Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка взыскания налога.
С учетом предусмотренного статьей 14 КАС РФ принципа состязательности сторон и положений статьи 62 КАС РФ обязанность доказать наличие уважительных причин, препятствовавших обращению в суд, возлагается на административного истца.
Устанавливая шестимесячный срок, законодатель признал его разумным и достаточным для реализации налоговым органом права на обращение в суд с требованием о взыскании задолженности по уплате налога и сбора.
По мнению суда, налоговый орган располагал достаточным временем для подготовки и направления в суд иска о взыскании с Колесникова С.В. задолженности по налогам, пени, с четом требований главы 32 КАС РФ.
Уважительных причин, не зависящих от воли налогового органа и послуживших препятствием к подготовке и подаче заявления в суд, не установлено.
Кроме того, лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, должно не только указать причины его пропуска, но и представить суду доказательства невозможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный срок.
В данном случае соответствующие доказательства инспекцией не представлены.
На основании изложенного, суд не находит достаточных оснований для восстановления срока обращения в суд с настоящим административным иском, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180, 286, 290 КАС РФ, суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району города Ставрополя к Колесникову С.В. о взыскании задолженности по налогам отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Новоуренгойский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Черепанов
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2020 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>