Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2024 года г. Чита
Центральный районный суд города Читы
в составе председательствующего судьи Сергеевой Д.П.,
при секретаре Седельниковой К.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению Петровск – Забайкальского межрайонного прокурора Забайкальского края в интересах Ковалева Н.К. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю об обеспечении техническими средствами реабилитации,
у с т а н о в и л:
Петровск – Забайкальский межрайонный прокурор Забайкальского края обратился в суд с указанным иском в интересах Ковалева Н.К., мотивируя следующим.
Межрайонной прокуратурой в ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка по информации, поступившей из Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю о гражданах с инвалидностью, в том числе несовершеннолетних, необеспеченных техническими средствами реабилитации.
В ходе проведения проверки установлено, что Ковалев Н.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающий по адресу: <адрес> А, ребенок-инвалид, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации № от ДД.ММ.ГГГГ является получателем государственной услуги по обеспечению техническими средствами реабилитации в том числе в виде: ортопедической обуви сложной на утепленной подкладке, ортопедической обуви без утепленной подкладки и ходунков с дополнительной фиксацией.
ДД.ММ.ГГГГ в отделении Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю законный представитель Петрякова И.С. оформила заявление о предоставлении вышеуказанных технических средств реабилитации.
Однако до настоящего времени Ковалев Н.К. не обеспечен техническими средствами реабилитации в виде ортопедической обуви сложной на утепленной подкладке, ортопедической обуви без утепленной подкладки и ходунков с дополнительной фиксацией, ввиду длительного проведения работы по подготовке процедуры закупки с целью заключения государственного контракта.
Несвоевременное обеспечение Ковалева Н.К. техническими средствами реабилитации приводит к ухудшению состояния его здоровья и кроме того, не позволяет ему пройти комплексную программу реабилитации, что отрицательно сказывается на процессе восстановления его здоровья и социальной адаптации, нарушает право на социальную защиту инвалида, охрану здоровья, защиту прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем несовершеннолетнему причинен моральный вред, который законный представитель Петрякова И.С. оценивает в 300 000 рублей.
На основании изложенного просит суд обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю незамедлительно обеспечить Ковалева Н.К. необходимыми техническими средствами реабилитации: ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке, ортопедической обувью без утепленной подкладки и ходунками с дополнительной фиксацией; взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю в пользу Ковалева Н.К., компенсацию морального вреда в размере 300 000 тысяч рублей.
В судебное заседание процессуальный истец Петровск – Забайкальский межрайонный прокурор Забайкальского края не явился, надлежаще извещен судом о времени и месте слушания дела, причин не явки суду не сообщил.
Материальный истец Ковалев Н.К., его законный представитель Петрякова И.С. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен судом о времени и месте слушания дела, причин не явки суду не сообщил.
Ответчик ОСФР по Забайкальскому краю в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, надлежаще извещен судом о времени и месте слушания дела, причин не явки суду не сообщил, направил письменный отзыв на иск.
Третье лицо Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, надлежаще извещено судом о времени и месте слушания дела, причин не явки суду не сообщило.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, согласно его преамбуле определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" приведено понятие социальной защиты инвалидов.
Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (ч. 2 ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов (ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Реабилитация инвалидов предусматривает, в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации (ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Частью 1 ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации) в п. 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктом "а" п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возлагается на органы Фонда социального страхования Российской Федерации (в настоящее время - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации).
Из изложенного следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджет. Несоблюдение требований законодательства по предоставлению технических средств реабилитации нарушает права и законные интересы инвалидов.
Таким образом, обязанность по обеспечению истца определенным техническим средством реабилитации, соответствующим индивидуальной программе реабилитации, должна быть возложена именно на ответчика ОСФР по Забайкальскому краю.
Судом установлено, что Ковалев Н.К. является ребенком-инвалидом, в связи с чем, согласно индивидуальной программе реабилитации нуждается в технических средствах реабилитации.
В соответствии с программой истец имеет право на следующие технические средства реабилитации: ортопедическую обувь сложную на утепленной подкладке, ортопедическую обувь без утепленной подкладки и ходунки с дополнительной фиксацией.
ДД.ММ.ГГГГ законный представитель Ковалева Н.К. – Петрякова И.С. обратилась в ОСФР по Забайкальскому краю с заявлением об обеспечении его указанным техническим средством реабилитации.
Из предоставленных стороной ответчика доказательств следует, что в рамках заключенного государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по изготовлению сложной ортопедической обуви для инвалидов Ковалев Н.К. обеспечен ортопедической обувью сложной без утепленной подкладки (пара) и ортопедической обувью сложной на утепленной подкладке (пара) ДД.ММ.ГГГГ. То есть, обязанность по обеспечению материального истца ТСР в данной части исполнена.
При таких обстоятельствах, исковые требования в части возложения обязанности обеспечить ТСР удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что законный представитель Ковалева Н.К. обращаясь с заявлением о нарушении прав ребенка-инвалида в прокуратуру, указывала на то, что несовершеннолетний ребенок длительное время не обеспечивается необходимыми ему средствами реабилитации.
Суд соглашается с доводами материального истца, которому техническое средство реабилитации требуется для социальной адаптации и реабилитации, улучшает качество жизни ребенка-инвалида.
Соответственно, с ответчика в пользу Ковалева Н.К. с учетом его личности, обстоятельств дела, длительности нарушения, объема нарушенных прав ребенка-инвалида, факта исполнения обязательств до вынесения судом решения, принципа разумности и справедливости подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 15 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Петровск – Забайкальского межрайонного прокурора Забайкальского края в интересах Ковалева Н.К. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю об обеспечении техническими средствами реабилитации, удовлетворить частично.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю (ОГРН №) в пользу Ковалева Н.К. (свидетельство о рождении IIСП №) компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления в окончательном виде в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Центральный районный суд г. Читы.
Судья Д.П. Сергеева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.