Дело ***а-658/2020
УИД:18RS0027-01-2020-000901-41
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2020 года пос. Ува Удмуртской Республики
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе судьи Ёлкиной В.А.,
при секретаре Ложкиной М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России *** по Удмуртской Республике к ***1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере *** руб. и пени по налогу в размере *** руб., недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере *** руб. и пени по налогу -*** руб., на общую сумму *** руб.,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России *** по Удмуртской Республике обратилась в суд с вышеназванным административным иском, мотивируя требования тем, что физическое лицо административный ответчик ***1 состоит на налоговом учёте в качестве налогоплательщика. У ***1 образовалась задолженность по уплате налогов и пени на общую сумму *** руб.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (далее-НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с положениями ст.400 НК РФ, должник является плательщиком налога на имущество физических лиц. Налоговый период по налогу на имущество физических лиц календарный год (ст.405 НК РФ). Налоговая база в отношении объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц определяется в соответствии со ст. 402 НК РФ исходя из их кадастровой стоимости либо исходя из их инвентаризационной стоимости. В соответствии с п. 1 ст.408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, с учётом особенностей, установленных статьёй.
Расчёт налога на имущество физических лиц за 2017 год на иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером *** по адресу: Удмуртская Республика, ***,2: налоговая база***, доля в праве-1, налоговая ставка- 0,50, количество месяцев-12, коэффициент к налоговому периоду 0,6, сумма исчисленного налога составила *** руб.
Расчёт налога на имущество физических лиц за 2018 год на иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером *** по адресу: Удмуртская Республика, ***,2: налоговая база-*** руб., доля в праве-1, налоговая ставка-0,50, количество месяцев-12, сумма исчисленного налога составила *** руб.
Указанные суммы налога на имущество физических лиц за 2017-2018 годы административным ответчиком в бюджет не уплачены.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в установленный законодательством срок налоговым органом начислены пени с *** по *** в размере *** руб., с *** по ***- в размере *** руб.
В соответствии со ст. 388 НК РФ административный ответчик является плательщиком земельного налога. Налоговый период по земельному налогу календарный год (п.1 ст. 393 НК РФ). В силу ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. На основании ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы- (налоговая база* налоговая ставка) /12 месяцев* количество месяцев, за которые производится расчёт.
Расчёт земельного налога за 2017 год по земельному участку с кадастровым номером *** по адресу: Удмуртская Республика, ***: налоговая база- *** руб., доля в праве-1/8, налоговая ставка 1,50, количество месяцев-12, сумма налога составила *** руб.
Расчёт земельного налога за 2018 год на земельный участок с кадастровым номером *** по адресу: Удмуртская Республика, ***: налоговая база- *** руб., доля в праве-1/8, налоговая ставка 1,50, количество месяцев-12, сумма налога составила *** руб.
Сумма земельного налога за 2017- 2018 годы административным ответчиком в бюджет не уплачена.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате земельного налога физических лиц в установленный законодательством срок налоговым органом начислены пени с *** по *** в размере *** руб., и с *** по *** в размере *** руб.
Таким образом, за налогоплательщиком образовалась задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в размере *** руб. и пени в размере *** руб., задолженность по земельному налогу за 2017-2018 годы в размере *** руб. и пени в размере *** руб.
На основании п.2 ст.52 НК РФ, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. ***1 было направлено налоговые уведомления *** от 14.08.2018г., *** от 04.07.2019г., в которых в соответствии с п. 3 ст. 52 НК РФ в разрезе налогов указаны находящиеся в собственности у налогоплательщика объекты налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, сумма исчисленного налога, а также срок уплаты налога.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст. 69,70 НК РФ налогоплательщику направлены требования об уплате налога и пени *** от 11.02.2019г., *** от 12.02.2020г. с указанием суммы задолженности по обязательным платежам и срока её уплаты в добровольном порядке.
В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не уплатил задолженность. Выявленная налоговым органом задолженность взыскивалась с ***1 в приказном порядке.
Определением мирового судьи судебного участка №*** Удмуртской Республики от *** судебный приказ ***, вынесенный ***, отменен по причине поступления возражений от должника относительно его исполнения.
На момент составления административного искового заявления налогоплательщиком задолженность по налогам и пени в бюджет не уплачена. В связи с чем административный истец просит взыскать с ***1 сумму недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений в размере *** рубля и пени в размере *** рублей; сумму недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере *** руб. и пени в размере *** руб., всего в общей сумме *** рубля.
В судебное заседание представитель административного истца, извещенный надлежащим образом не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик ***1 в судебное заседание не явился, в деле имеется уведомление о получении административным ответчиком 02.07.2020г. определения суда о назначении судебного заседания, об уважительных причинах неявки ответчик суд не известил. Суд считает ***1 извещённым о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В соответствии со ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца и административного ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы предусмотрена ст. 57 Конституции Российской Федерации, а также п.1 ст. 3 НК РФ.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.
В соответствии с п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Исходя из положений статьи 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
В силу статьи 401 НК РФ объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, иные здания строения сооружения, помещения.
В силу ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (ст. 406 НК РФ).
В силу ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй.
Согласно ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В силу п. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с указанным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 397 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Непосредственно уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии со статьей 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен Кодексом.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 288 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что ***1 в соответствии со ст.388,389, 400, 401 НК РФ является плательщиком налога на имущество как собственник иных строений и помещений по адресу: Удмуртская Республика,***,2, кадастровый номер помещения : *** и земельного налога как собственник 1/ 8 доли земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, ***, кадастровый номер земельного участка: ***.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ, в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст. 72 НК РФ одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является пеня.
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная указанной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени могут быть взысканы принудительно за счёт денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счёт иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 НК РФ.
В соответствии с требованиями НК РФ в адрес административного ответчика направлялись:
-налоговое уведомление ***, содержащее расчёт земельного налога за 2017г., который составил *** руб., и расчёт налога на имущество физических лиц за 2017г., который составил *** руб., сроком уплаты- не позднее ***;
-налоговое уведомление ***, содержащее расчёт земельного налога за 2018г., который составил *** руб., и расчёт налога на имущество физических лиц за 2018г., который составил *** руб., сроком уплаты- не позднее ***.
Факт направления указанных уведомлений подтверждается реестрами почтовых отправлений.
В указанные в налоговом уведомлении и установленные законом сроки административный ответчик добровольно уплату налога не произвёл.
В связи с неуплатой административным ответчиком указанных в уведомлении сумм налога налоговый орган направлял в его адрес Требование *** по состоянию на *** об уплате налога на имущество физических лиц в размере *** руб. и пени *** руб., земельного налога в сумме *** руб. и пени по земельному налогу в размере *** руб. (срок уплаты до 27.03.2019г.) и Требование *** по состоянию на *** об уплате налога на имущество физических лиц- в размере *** руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере *** руб., земельного налога в сумме *** руб. и пени по земельному налогу в размере *** руб. (срок уплаты до 24.03.2020г.).
Факт направления указанных требований подтверждается списками почтовых отправлений.
В соответствии с п. 4 ст. 52 НК РФ и п. 6 ст. 69 НК РФ налоговое уведомление, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, направление налогового уведомления (требования) по почте заказным письмом признано федеральным законодателем надлежащим способом уведомления, тем самым установлена презумпция получения его адресатом.
В материалах дела имеются налоговые уведомления и требования, направленные ответчику по месту его регистрации: Удмуртская Республика, ***. Соответственно, имеются предусмотренные законом основания считать административного ответчика получившим данные уведомления и требования. До настоящего времени в добровольном порядке задолженность и начисленные пени не погашены.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
В соответствии с абзацем вторым данного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчёте общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 руб.
Таким образом, в силу пп. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять с даты предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в требовании *** от ***, когда размер взыскиваемых сумм превысил 3000 рублей, предоставлен срок для уплаты до ***, то есть административный истец своевременно обратился с заявлением к мировому судье 16.04.2020г.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административный истец представил суду копию определения мирового судьи судебного участка №*** Удмуртской Республики от 14.05.2020г. об отмене судебного приказа от 22.04.2020г. (производство ***) о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017-2018 годы в размере *** руб. 00 коп и пени в размере *** руб., недоимки по земельному налогу за 2017-2018 годы в размере *** рублей и пени в размере *** руб. В Увинский районный суд административное исковое заявление подано ***.
Таким образом, суд приходит к выводу, что срок обращения в суд административным истцом соблюдён, материалами дела подтверждается, что административным истцом своевременно принимались меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, выражалась воля на взыскание с ***1 неуплаченной суммы налога и пени в принудительном порядке.
Поскольку Межрайонная ИФНС России *** по Удмуртской Республике исполнила возложенные на налоговый орган обязанности по уведомлению налогоплательщика о необходимости уплатить налоги и пени, соответственно, с ***1, не исполнившего свою обязанность по уплате, указанные платежи подлежат взысканию в судебном порядке.
Административным истцом суду представлены подробные сведения о состоянии счетов ***1, согласно которым видны начисленные ему налоги, сроки их уплаты, начисленные пени, сведения о наличии имеющейся задолженности по уплате недоимки и пени.
Административный ответчик не представил суду возражений по заявленным требованиям и расчёт пени не оспорил.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесённые судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Поскольку административный иск подлежит удовлетворению, государственная пошлина с учётом положений ст.111 КАС РФ подлежит взысканию с административного ответчика в доход бюджета МО «***».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.95,157,175-180,290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России *** по Удмуртской Республике к ***1 о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, в размере *** руб. и пени по налогу в размере *** руб., недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере *** руб. и пени по налогу *** руб., на общую сумму ***.- удовлетворить.
Взыскать с ***1 (ИНН ***), *** года рождения, уроженца *** Республики, зарегистрированного по адресу: Удмуртская Республика, ***, недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений за 2017- 2018 годы в размере *** руб. и пени по налогу в размере *** руб., недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений за 2017-2018 годы в размере *** руб. и пени по налогу -*** руб., всего на общую сумму *** руб.
Взыскать с ***1 в доход бюджета муниципального образования «***» госпошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Увинский районный суд Удмуртской Республики.
Судья- В.А.Ёлкина