Решение по делу № 2а-4252/2020 от 30.06.2020

УИД: 56RS0018-01-2020-005156-92

Дело № 2а-4252/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2020 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.

при секретаре Толкачёвой М.С.,

с участием:

представителей административного истца - Тютиной Н.М., Поповой Е.А.,

представителей административного ответчика – Яковлевой О.С.,

представителя заинтересованного лица ООО «Аспект – С»- Пастухова В.Г., представителя заинтересованного лица АО «Новотроицкий цементный завод» - Белоновской Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным административным исковым заявлением к министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, в котором просит признать незаконным распоряжение министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 1 июля 2019 года N-р «О лицензировании пользования недрами», возложить обязанность на министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области рассмотреть заявочные документы ООО «ЮжУралстрой» на участок ... в соответствии с порядком, установленным статьей 11 Закона Оренбургской области от 7 мая 2013 года №1441/424-V-ОЗ «Об участках недр местного значения».

В обоснование иска, ссылаясь на часть 2 статью 11 Закона Оренбургской области от 7 мая 2013 года №1441/424-V-ОЗ «Об участках недр местного значения», статью 4 Федерального закона №2395-1 от 21 февраля 1992 года «О недрах» указал, что административным ответчиком при принятии оспариваемого распоряжения нарушена процедура принятия решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенного в перечень участков недр местного значения, утвержденного органом исполнительной власти субъекта РФ, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых. Указанное распоряжение принято без рассмотрения вопроса комиссией по вопросам недропользования Оренбургской области и выработки соответствующих рекомендаций. В нарушение указанных норм закона распоряжением от 1 июля 2019года №1500-р «О лицензировании пользования недрами» предоставлено право пользования недрами для геологического изучения с целью поиска и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых с учетом рекомендаций рабочей группы, т.е. не соблюдён установленный законом порядок рассмотрения заявочных документов. Указанное обстоятельство приводит к нарушению прав неограниченного круга лиц, в том числе права на благоприятную окружающую среду.

В судебное заседание представители заинтересованных лиц ООО «ЮжУралстрой», ООО «Карьер» не явились, извещались по правилам главы 9 Кодекса административного судопроизводства РФ. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке статей 150, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Представитель административного истца – прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Оренбургской области Тютина Н.М., в судебном заседании административные исковые требования поддержала, по основаниям изложенным в иске, просила об удовлетворении иска. Пояснила, что при принятии распоряжения от 1 июля 2019года №Nр «О лицензировании пользования недрами» не соблюдён порядок рассмотрения заявочных документов установленный статьей 11 Закона Оренбургской области от 7 мая 2013 года №1441/424-V-ОЗ «Об участках недр местного значения» (в редакции на день принятия оспариваемого распоряжения).

Представитель административного ответчика Яковлева О.С., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, свою позицию изложила в представленном в материалы дела отзыве.

Представители заинтересованных лиц ООО «Аспект-С» - Пастухов В.Г., АО «Новотроицкий цементный завод» -Белоновская Ю.В., действующие на основании доверенностей, с заявленными административными исковыми требованиями не согласились, возражали против их удовлетворения, в представленных письменных возражениях изложили свою позицию.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 42 Конституции РФ предусмотрено право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Закон РФ "О недрах" от 21февраля 1992года № 2395-1 регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

Статьей 10.1 указанного Закона предусмотрены основания возникновения права пользования участками недр, одним из которых является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр местного значения, содержащим месторождение общераспространенных полезных ископаемых и включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых открытого месторождения при установлении факта его открытия пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению такого участка недр в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (пункт 6 статьи 10.1 Закон РФ "О недрах").

Статьей 1 Закона РФ «О недрах» предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 1.1. названного Закона разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.

Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

Статьей 4 Закона РФ «О недрах» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся: принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах; участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации; разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы; создание и ведение фондов геологической информации субъектов Российской Федерации, установление порядка и условий использования геологической информации о недрах, обладателем которой является субъект Российской Федерации; участие в государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр; составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения; подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами; согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; установление порядка пользования участками недр местного значения; защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами; участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр; участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых; организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения, а также запасов общераспространенных полезных ископаемых и запасов подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки; регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.

Участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения, для разведки и добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 18 Закона РФ «О недрах»).

В целях регулирования отношений, возникающих в связи с геологическим изучением, использованием и охраной участков недр местного значения на территории Оренбургской области принят Закон Оренбургской области «Об участках недр местного значения» от 7 мая 2013 года №1441/424-V-ОЗ, который содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны участков недр местного значения, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации на территории Оренбургской области, а также прав пользователей участков недр местного значения.

    Согласно подпункту 8 пункту 3 статьи 4 Закон Оренбургской области «Об участках недр местного значения» к полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти Оренбургской области в сфере регулирования отношений пользования участками недр местного значения относится предоставление права пользования участками недр местного значения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона Оренбургской области «Об участках недр местного значения» от 7 мая 2013 года №1441/424-V-ОЗ (в редакции от 5 марта 2018 года, действующей на момент принятия оспариваемого распоряжения) основанием возникновения права пользования участками недр местного значения является решение уполномоченного органа исполнительной власти Оренбургской области о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых (абзац 6).

Законом Оренбургской области от 11 марта 2020 года № 2156/565-VI-ОЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 27 февраля 2020 №2156) внесены изменения в пункт 2 части 1 статьи 11 (абзац 6) Закона Оренбургской области от 7 мая 2013 года №1441/424-V-ОЗ "Об участках недр местного значения". Основанием возникновения права пользования участками недр местного значения является решение уполномоченного органа исполнительной власти Оренбургской области о предоставлении права пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, утвержденный уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области, для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, принятое с учетом рекомендаций комиссии по вопросам недропользования Оренбургской области.

Указом Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016 г. N 7-ук утверждено Положение о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Согласно данному Положению министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области является органом исполнительной власти Оренбургской области, осуществляющим государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.

В силу пункта 3.13.18 Положения, министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области осуществляет рассмотрение заявок на предоставление в пользование участков недр местного значения, внесение изменений и дополнений в лицензии на право пользования участками недр местного значения, переоформление данных лицензий, прекращение, досрочное прекращение, приостановление и ограничение права пользования участками недр местного значения, а также других вопросов, связанных с условиями пользования недрами. Принимает решение по вышеназванным вопросам.

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области разрабатывает и утверждает
порядок предоставления в пользование участков недр местного значения в пределах предоставленных законодательством Российской Федерации полномочий (пункт 3.13.27 Положения).

Распоряжением министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 18 сентября 2012 года №2271-р утвержден «Порядок предоставления права пользования участком недр местного значения для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Оренбургской области» действующий до 17 октября 2019года.

Согласно пунктам 1.2, 1.3 указанного Порядка право пользования участками недр местного значения для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых возникает на основании решения министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области принятого с учетом рекомендаций рабочей группы. Рабочая группа создается министерством для рассмотрения заявок по каждому конкретному участку недр или группы участков недр. В состав рабочей группы включаются должностные лица министерства, а также, по согласованию, специалисты организаций, имеющие квалификацию и опыт работы в сфере геологического изучения.

Предоставление в пользование участков недр местного значения для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых осуществляется в отношении участков недр, включенных в утвержденные в установленном порядке:-территориальные программы развития и использования (воспроизводства) минерально-сырьевой базы Оренбургской области - для участков недр местного значения, геологическое изучение которых осуществляется за счет средств областного бюджета;

-официально опубликованные перечни участков недр местного значения, предлагаемых для предоставления в пользование, - для участков недр, геологическое изучение которых осуществляется за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр. Перечень участков недр местного значения считается официально опубликованным с даты размещения полного текста распоряжения министерства о его утверждении в газете "Оренбуржье".

В силу пункта 2.1 Порядка решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств областного бюджета либо об отказе в предоставлении права пользования недрами принимается министерством с учетом рекомендаций рабочей группы по итогам рассмотрения заявочных документов.

Согласно пункту 2.2 Порядка заявочными документами являются: заявка по форме согласно приложению к настоящему Порядку; заключенный в установленном порядке государственный контракт на выполнение работ по геологическому изучению для государственных нужд в рамках территориальных программ развития и использования (воспроизводства) минерально-сырьевой базы Оренбургской области; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученная не ранее чем за 15 дней до даты подачи заявки на предоставление права пользования недрами.

Заявочные документы, указанные в подпункте 1 настоящего пункта, представляются заявителем самостоятельно. Заявитель вправе представить документы, указанные в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта. В случае если заявитель не представил документы, указанные в подпунктах 2 и 3 настоящего пункта, то министерство запрашивает их самостоятельно в рамках межведомственного и внутриведомственного взаимодействия.

Заявочные документы оформляются в двух экземплярах и подаются в министерство не позднее 45 дней с даты заключения государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению для государственных нужд (пункт 2.3 Порядка).

Срок рассмотрения заявочных документов на получение права пользования недрами для геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств областного бюджета составляет 30 дней с даты их поступления (пункт 2.4 Порядка).

По итогам рассмотрения принимается решение об удовлетворении заявки, которое оформляется распоряжением министерства, либо об отказе в удовлетворении заявки посредством письменного сообщения в адрес заявителя (пункт 2.5 Порядка).

Решение о предоставлении права пользования участком недр местного значения для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет собственных средств заявителя либо об отказе в предоставлении права пользования недрами принимается министерством с учетом рекомендаций рабочей группы по итогам рассмотрения заявочных документов (пункт 3.1 Порядка).

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что распоряжениями министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 26 февраля 2019года N-р и от 18 апреля 2019года N-р «Об утверждении перечня участков недр местного значения Оренбургской области, предполагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения с целью поиска и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств недропользователей в 2019году» утверждены участки недр местного значения предполагаемые для предоставления в пользование для геологического изучения с целью поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств недропользователей (...

В установленные сроки после официального опубликования в газете "Оренбуржье" указанных распоряжений в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области поданы заявки на получение права пользования недрами ООО «ЮжУралстрой» на участок недр ...

По результатам проведенного 21 июня 2019года заседания рабочей группы по рассмотрению заявочных документов ООО «ЮжУралстрой», ООО «Аспект-С», ООО «Карьер», АО «Новотроицкий цементный завод», последние признаны соответствующими требованиям законодательства о недропользовании, рекомендовано удовлетворить заявки заявителей и предоставить им право пользования недрами вышеуказанных участков (протокол от 21 июня 2019года N).

Распоряжением министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 1 июля 2019года N-р «О лицензировании пользования недрами» в соответствии с Законом РФ «О недрах», Законом Оренбургской области «Об участках недр местного значения» от 7 мая 2013 года №1441/424-V-ОЗ, указом Губернатора Оренбургской области от 18 января 2016года №7-ук «Об утверждении положения о министерстве природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области», распоряжениями министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 18 сентября 2012 года №2271-р «О. утверждении порядка предоставления права пользования участком недр местного значения для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Оренбургской области», от 26 февраля 2019года N-р и от 18 апреля 2019года N-р «Об утверждении перечня участков недр местного значения Оренбургской области, предполагаемых для предоставления в пользование для геологического изучения с целью поиска и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств недропользователей в 2019году» и с учетом рекомендаций рабочей группы по рассмотрению заявочных документов, предоставлено право пользования недрами для геологического изучения с целью поиска и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет собственных средств недропользователей: ООО «ЮжУралстрой» на участок недр ...

ООО «ЮжУралстрой», ООО «Аспект-С», ООО «Карьер», АО «Новотроицкий цементный завод» выданы лицензии на пользование недрами, с целевым назначением и видами работ геологическое изучение указанных участков недр с целью поиска и оценки месторождения сроком до 19 июля 2024года; между министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ООО «ЮжУралстрой», ООО «Аспект-С», ООО«Карьер», АО «Новотроицкий цементный завод» заключены лицензионные соглашения об условиях пользования участков недр.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, разрешая требования административного истца, учитывая вышеназванные нормы закона, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, поскольку распоряжение от 1 июля 2019года N-р «О лицензировании пользования недрами» принято уполномоченным органом, в соответствии с требованиями Закона РФ «О недрах», Закона Оренбургской области «Об участках недр местного значения» от 7 мая 2013 года №1441/424-V-ОЗ (в редакции на день принятия оспариваемого распоряжения), Порядка предоставления права пользования участком недр местного значения для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Оренбургской области, утвержденного распоряжением министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 18 сентября 2012 года №2271-р действующим на момент принятия оспариваемого распоряжения, является законным, обоснованным, и вопреки доводам административного истца не нарушает прав неопределенного круга лиц.

Довод административного истца о незаконности оспариваемого распоряжения от 1 июля 2019года N-р «О лицензировании пользования недрами» в виду несоблюдения установленного законом порядка рассмотрения заявочных документов, без рассмотрения вопроса комиссией по вопросам недропользования Оренбургской области, без ее рекомендации судом признается неправомерным.

Исходя из смысла в части 2 статьи 11 Закона Оренбургской области «Об участках недр местного значения» от 7 мая 2013 года №1441/424-V-ОЗ (в редакции на день принятия оспариваемого распоряжения) комиссия по вопросам недропользования Оренбургской области уполномочена на рассмотрение заявочных документов на пользование участками недр местного значения, в случаях прямо предусмотренных в части 1 статьи 11 названного Закона. Такие требования четко предусмотрены для случаев указанных в абзацах 3-5 пункта 2 части 1 статьи 11 Закона Оренбургской области «Об участках недр местного значения».

Требование принятия решения о предоставлении права пользования участком недр местного значения для его геологического изучения в целях поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых с учетом рекомендаций комиссии по вопросам недропользования на момент рассмотрения заявочных документов ООО «ЮжУралстрой», ООО «Аспект-С», ООО«Карьер», АО «Новотроицкий цементный завод» и принятия оспариваемого распоряжения министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области не установлено. Такое требование установлено только с 12 марта 2020года с момента внесения в Закон Оренбургской области «Об участках недр местного значения» от 7 мая 2013 года №1441/424-V-ОЗ изменений Законом Оренбургской области от 11 марта 2020года №2156/565-VI-ОЗ.

Таким образом, суд, не усматривает правовых оснований для признания распоряжения от 1 июля 2019года N-р «О лицензировании пользования недрами» незаконным.

Кроме того, статьёй 1, пунктом 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства РФ определена основная задача административного судопроизводства - защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть первая статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ закрепляет, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Тем самым административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

В силу положений статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, обращаясь в суд, административный истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право. При этом, нарушения прав должны носить реальный, а не мнимый характер.

В соответствии с требованиями пунктов 6 части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием).

Утверждение административного истца о том, что оспариваемое распоряжение нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, в защиту которых обратился заместитель прокурора Оренбургской области судом признается неправомерным, поскольку доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий, нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц суду не представлено.

По правилам статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ удовлетворение административного иска возможно исключительно при одновременном наличии двух условий: признании судом оспариваемого решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

Учитывая, что оспариваемым распоряжением административного ответчика нарушений действующего законодательства, а также прав неопределённого круга лиц не допущено, предусмотренной статьей 227 Кодекса административного судопроизводства РФ совокупности в данном случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания незаконным распоряжения от 1 июля 2019года N-р «О лицензировании пользования недрами», суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Кроме того, согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Обращаясь с данным административным иском, административный истец указал, что о принятом министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области распоряжении от 1 июля 2019года N-р стало известно по результатам мониторинга сайта только 19 мая 2020 года.

Представленными стороной ответчика доказательствами указанные обстоятельства опровергнуты, подтверждено, что оспариваемое распоряжение от 1 июля 2019года было размещено на сайте министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области по результатам его принятия, а также в июле 2019года направлено по рассылке, в том числе в прокуратуру Оренбургской области.

Кроме того, согласно письменному требованию прокуратуры Оренбургской области о предоставлении информации от 30 июля 2019года N, в адрес прокуратуры Оренбургской области по средствам почтового отправления и по адресу электронной почты направлены копии документов о принятых решениях министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о предоставлении в пользование участков недр местного значения для их геологического изучения за период с 2018-2019года. Согласно приложению к ответу копия оспариваемого распоряжения и выданных на его основании лицензий также были направлены в прокуратуру Оренбургской области 6 августа 2019года N

Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании свидетельскими показаниями начальником отдела министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области ФИО, которая показала, что готовила ответ на письменное требование прокуратуры области о предоставлении информации от 30 июля 2019года N, контролировала и отслеживала факт получения указанных документов. Подтвердила, что все перечисленные документы в приложении к ответу, в том числе оспариваемое распоряжение министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области были направлены в прокуратуру Оренбургской области в августе 2019года. По средствам телефонных переговоров с представителем прокуратуры Оренбургской области она как исполнитель убедилась в их получении.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что о принятии министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области распоряжения от 1 июля 2019года N-р и о фактах нарушении прав неопределенного круга лиц, на которые ссылается административный истец, стали известны прокуратуре Оренбургской области не позднее августа 2019года, с административным исковым заявлением истец обратился в суд только 30 июня 2020года, ходатайство о восстановлении срока исковой давности истцом не заявлено, доказательств уважительности пропуска срока не представлено.

Таким образом, административным истцом пропущен срок подачи административного искового заявления, что является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований в силу положения части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В связи с чем, требования административного истца о признании незаконным распоряжения от 1 июля 2019года N-р «О лицензировании пользования недрами» не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности– отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:     подпись      О.В.Ермошкина

Решение в окончательной форме принято 31 декабря 2020 года.

Судья: подпись О.В. Ермошкина

Оригинал подшит в дело №2а-4252/2020,

находящегося в производстве

Ленинского районного суда г. Оренбурга

2а-4252/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора Оренбургской области
Ответчики
Министерство природных ресурсов, экологии имущественных отношений Оренбургской области
Другие
ООО "Юж Уралстрой"
ООО "Аспект-С"
ООО "Карьер"
АО "Новотроицкий цементный завод"
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Ермошкина Ольга Владимировна
Дело на странице суда
leninsky.orb.sudrf.ru
30.06.2020Регистрация административного искового заявления
02.07.2020Передача материалов судье
03.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.07.2020Судебное заседание
29.07.2020Судебное заседание
15.09.2020Производство по делу возобновлено
16.09.2020Судебное заседание
18.09.2020Судебное заседание
18.12.2020Производство по делу возобновлено
21.12.2020Судебное заседание
31.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее