78RS0002-01-2022-015639-13
Дело № 2-3862/2023 Санкт-Петербург
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июля 2023 года
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Глазачевой С.Ю.,
с участием прокурора Егорченковой И.В.,
при секретаре Воробьевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга в защиту интересов Денисовой В. И. к СНТ «Климовец» о признании ничтожным решения общего собрания в части установления требований газификации домовладений,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Выборгского района Санкт-Петербурга обратился в Выборгский районный суд Санкт-Петербурга с исковым заявлением в защиту интересов Денисовой В.И., в котором просит:
признать решения общего собрания СНТ «Климовец» от 14.10.2018, закрепленные в протоколе от 14.10.2018 № 4, в части установления требований газификации домовладений ничтожными, а именно:
- отсутствие задолженности перед садоводством по обязательным платежам,
- отсутствие нарушения границ мелиоративной канавы перед участком,
- отсутствие нарушения границ участка и захвата земель общего пользования.
взыскать с СНТ «Климовец» государственную пошлину в доход государства в размере 300 рублей.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга проведена проверка по обращению Денисовой В.И. о нарушении прав садоводов СНТ «Климовец» в сфере газоснабжения, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства. Так, установлено, что Денисова В.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (участок 96/1), а с 04.12.1994 является членом СНТ «Климовец». 14.10.2018 состоялось собрание уполномоченных членов СНТ «Климовец», на котором принято решение о газификации участков садоводства. В соответствии с протоколом № 4 от 14.10.2018 общее количество членов товарищества - 1184 человек. По результатам регистрации установлено, что для участия в собрании явились члены СНТ «Климовец» в общем количестве 95 человек, что составило менее 50% от общего количества СНТ «Климовец», кворум для проведения собрания в форме общего собрания отсутствовал. Количество уполномоченных представителей СНТ «Климовец», явившихся на собрание 56 из 80, что составило более 50%. По результатам голосования явившихся уполномоченных лиц приняты решения о подключении участков СНТ к магистральному газопроводу только с разрешения правления СНТ, а также о выдаче разрешения на подключение участков к газопроводу только при соблюдении следующих условий:
- отсутствие задолженностей перед садоводством по обязательным платежам;
- наличие расчищенной мелиоративной канавы перед участком.
- отсутствие нарушения границ участка и захвата земель общего пользования.
Истец указал, что Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314, не содержат требований по газификации земельных участков в садоводствах относительно устройства систем водоотведения, погашения обязательств перед товариществами либо обеспечения исполнения таковых. Кроме того, Порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547, также не содержит каких-либо дополнительных требований перед СНТ при газификации домовладения.
Учитывая указанное, истец утверждает, что поскольку Порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения определен Постановлением Правительства Российской Федерации, принятие решения о подключения участков СНТ к магистральному газопроводу только с разрешения правления СНТ «Климовец» и выдаче разрешений на подключение к газопроводу при соблюдении условий, не относящихся к его функционированию, является незаконным и принятым за пределами компетенции общего собрания (собрания представителей) СНТ, в связи с чем закрепленные протоколом № 4 от 14.10.2018 вышеуказанные требования, которые необходимы для выдачи разрешения правления СНТ «Климовец» на газификацию домовладения, нарушают права Денисовой В.И., поскольку ограничивают её права на газификацию, предъявляя дополнительные условия, которые действующим законодательством не предусмотрены.
Также истец указал, что в рамках проведенной проверки прокуратурой района установлено, что Денисова В.И. не была своевременно уведомлена о дате проведения вышеуказанного собрания и о его решении, закрепленном в протоколе № 4 от 14.10.2018, а о его существовании узнала только перед обращением в органы прокуратуры; при этом Денисова В.И. является пенсионером, жителем блокадного «Ленинграда», ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, и в силу возраста и состояния здоровья не может самостоятельно защитить свои права и законные интересы, в связи с чем, настоящий иск предъявлен прокурором.
Прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержала, обстоятельства, изложенные в обоснование иска подтвердила.
Представители ответчика Павлов А.Н., Кондратьева С.В. в судебном заседании возражали против заявленных требований, просили в удовлетворении иска отказать, в том числе по основанию пропуска срока исковой давности.
Истец Денисова В.И. в судебное заседание не явилась, извещена судом своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, ходатайств об отложении судебного разбирательства не представила.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, принимая во внимание следующее.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Из материалов дела следует, что Денисова В.И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> (участок 96/1), а с 04.12.1994 является членом СНТ «Климовец» (лд.21-23).
Прокуратурой Выборгского района Санкт-Петербурга проведена проверка по обращению Денисовой В.И. (материалы надзорного производства № 3623ж/2022, оригинал приобщен к материалам настоящего дела) о нарушении прав садоводов СНТ «Климовец» в сфере газоснабжения, в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.
Так, в ходе проверки установлено, что 14.10.2018 состоялось собрание уполномоченных членов СНТ «Климовец», на котором принято решение о газификации участков садоводства (пункт 3, третий вопрос повестки дня – газификация) (л.д.24).
В соответствии с протоколом № 4 от 14.10.2018 общее количество членов товарищества - 1184 человек.
По результатам регистрации установлено, что для участия в собрании явились члены СНТ «Климовец» в общем количестве 95 человек, что составило менее 50% от общего количества СНТ «Климовец», кворум для проведения собрания в форме общего собрания отсутствовал. Количество уполномоченных представителей СНТ «Климовец», явившихся на собрание 56 из 80, что составило более 50% уполномоченных, в связи с чем кворум для проведения собрания в форме собрания уполномоченных имеется (л.д.24).
По результатам голосования явившихся уполномоченных лиц приняты решения о произведении газификации участков садоводства, о подключении участков СНТ к магистральному газопроводу только с разрешения правления СНТ «Климовец», а также решение давать разрешение на подключение участков к газопроводу только при соблюдении следующих условий:
- отсутствие задолженностей перед садоводством по обязательным платежам;
- наличие расчищенной мелиоративной канавы перед участком,
- отсутствие нарушения границ участка и захвата земель общего пользования (л.д.24).
Из представленного акта осмотра Интернет-сайтов от 06.12.2022, составленного помощником прокурора Выборгского района Санкт-Петербурга, усматривается, что по электронному адресу http://klimovec.com размещен Интернет-сайт СНТ «Климовец». Далее при осмотре вышеуказанного Интернет-сайта установлено, что решение общего собрания от 14.10.2018, закрепленные протоколом № 3 от 14.10.2018, отсутствует в общем доступе (л.д.29).
Статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе «О недрах», Федеральном законе «О естественных монополиях», Федеральном законе «О континентальном шельфе Российской Федерации» и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», действовавшего на момент проведения общего собрания членов СНТ «Климовец», органами управления садоводческим огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.
Частью 2 ст. 20 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» было установлено, что садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение вправе проводить общее собрание его членов в форме собрания уполномоченных.
Согласно ч. 1.1 ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения.
Из пункта 2.5 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 годы, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 02.07.2014, усматривается, что при разрешении вопросов, связанных с оспариванием решений общего собрания членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, обстоятельствами, имеющими значение для правильного разрешения такой категории споров является установление соответствия закону и уставу процедуры назначения и созыва общего собрания товарищества; соответствие разрешаемых собранием вопросов компетенции общего собрания; наличие кворума на собрании; соответствие порядка проведения собрания и голосования по вопросам повестки дня требованиям закона и устава товарищества; соответствие изготовленного текста решения собрания фактически принятым собранием решениям.
Абзацем седьмым ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» было установлено, что общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов такого объединения (не менее чем пятьдесят процентов уполномоченных).
Согласно части 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, которые в настоящее время действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2130.
Часть 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации утратила силу с 01.09.2021 в связи с принятием Федерального закона от 01.07.2021 №276-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Однако вышеуказанные Правила включены в перечень нормативных правовых актов, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2467.
Данные Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (пункт 1 Правил).
Из текста данных Правил не следует, что они содержат какие-либо требования по газификации земельных участков в садоводствах в части устройства систем водоотведения, погашения обязательств перед товариществами либо обеспечения исполнения таковых.
Кроме того, 13.09.2021 постановлением Правительства Российской Федерации № 1547 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее Правила № 1547), которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования, проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, в том числе сети газораспределения к другим сетям газораспределения (п. 1 Правил).
Из содержания Порядка № 1547 следует, что его положения также не содержат каких-либо дополнительных требований перед СНТ при газификации домовладения.
Таким образом, действующее федеральное законодательство, регламентируя вопросы о правилах подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, не устанавливает на уровне федерального законодательства каких-либо требований по газификации земельных участков в садоводствах относительно устройства систем водоотведения, погашения обязательств перед товариществами либо обеспечения исполнения таковых.
Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также ранее действовавший Федеральный закон от 1S.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» также не наделяет (не наделял) общие собрания членов (уполномоченных), членов правления садоводческого некоммерческого товарищества полномочиями по определению порядка подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям газоснабжения.
В соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
В силу части 4 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.
В соответствии с п. 4 ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.
Оспариваемыми решениями общего собрания СНТ «Климовец» от 14.10.2018, закрепленными в протоколе от 14.10.2018 № 4, фактически установлены дополнительные требования к газификации домовладений, в том числе отсутствие задолженности перед садоводством по обязательным платежам, отсутствие нарушения границ мелиоративной канавы перед участком; при этом такие требования на уровне федерального законодательства в сфере газификации отсутствуют, в связи с чем, оспариваемыми решениями, которыми предусмотрено принятие решения о подключения участков СНТ к магистральному газопроводу только с разрешения правления СНТ «Климовец» и выдаче разрешений на подключение к газопроводу исключительно при соблюдении вышеперечисленных условий, которые нормативно в действующем законодательстве не закреплены, существенно ограничиваются права садовода в сфере газификации.
Более того, поскольку закрепленные протоколом № 4 от 14.10.2018 вышеуказанные требования о дополнительных условиях для газификации участка, фактически приняты на общем собрании уполномоченных лиц СНТ «Климовец» вне пределов предоставленной им законом компетенции, суд также приходит к выводу, что оспариваемые решения, закрепленными в протоколе от 14.10.2018 № 4, приняты органом с превышением полномочий.
Суд обращает внимание на то, что принятие СНТ решений, которыми введены условия для газификации участка, не предусмотренные действующим федеральным законодательством, не свидетельствует о законности такого решения, поскольку правовое регулирование газоснабжения основывается на нормах федерального законодательства и состоит из Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
При этом принятие СНТ решений в сфере газификации, которые устанавливают иные, дополнительные требования и условия для газификации участка, не предусмотрено.
В случае несогласия с действиями садовода, в том числе при наличии у него задолженности перед садоводством по обязательным платежам или расчищенной мелиоративной канавы перед участком, СНТ не лишено права на обращение в суд за защитой своего права с требованиями о взыскании обязательных платежей или о возложении на садовода обязанности устранить незаконно, по мнению СНТ, расчищенную мелиоративную канаву.
Таким образом, учитывая, что оспариваемые решения, закрепленные протоколом № 4 от 14.10.2018, содержащие требования о дополнительных условиях для газификации участка, фактически приняты вне пределов предоставленной им законом компетенции, т.е. с превышением установленной законом компетенции; данные решения существенно ограничивают реализацию гражданских прав садовода на газификацию, предъявляя дополнительные условия, суд приходит к выводу о наличии достаточных оснований для признания недействительным решение общего собрания СНТ «Климовец» от 14.10.2018, закрепленное в протоколе от 14.10.2018 № 4, в части установления требований газификации домовладений ничтожными, а именно:
- отсутствие задолженности перед садоводством по обязательным платежам,
- отсутствие нарушения границ мелиоративной канавы перед участком,
- отсутствие нарушения границ участка и захвата земель общего пользования.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий срока исковой давности, разрешая которое суд учитывает следующее.
В соответствии с п. 5 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Согласно п. 1. п. 2 ст. 199 ГК РФ требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Общедоступным с учетом конкретных обстоятельств дела может быть признано размещение информации о принятом решении собрания на доске объявлений, в средствах массовой информации, сети «Интернет», на официальном сайте соответствующего органа, если такие способы размещения являются сложившейся практикой доведения информации до участников данного гражданско-правового сообщества, а также ссылка в платежном документе, направленном непосредственно участнику, оспаривающему решение.
Общедоступность сведений предполагается, пока лицом, права которого нарушены принятием решения, не доказано иное.
Как разъяснено в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Таким образом, применяя положения пункта 5 статьи 181.4 ГК РФ, нужно учитывать, что двухлетний срок оспаривания решения общего собрания, который начинает течь со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными, предусмотрен исключительно для членов соответствующего гражданско-правового сообщества, о чем прямо указано в данной норме, то есть для членов СНТ. Для лиц, не являющихся членами гражданско-правового сообщества, которым принято оспариваемое решение, такой срок составляет шесть месяцев, когда они узнали о нарушении таким решением своих прав. Иное толкование не соответствует как положениям пункта 5 статьи 181.4 ГК РФ, так и конституционному праву граждан на судебную защиту, которой они не могут быть лишены, если добросовестно обратились в суд в течение установленного законом срока, когда узнали о нарушении своих прав решением общего собрания, содержание которого до них не было доведено.
Как усматривается из материалов дела, Денисова В.И., являющаяся членами СНТ «Климовец», 29.11.2022 обратилась в прокуратуру Выборгского района Санкт-Петербурга с обращением на создание препятствий СНТ «Климовец» при газификации домовладения (материалы надзорного производства).
По результатам рассмотрения данного заявления прокурор, установив в ходе проверочных мероприятий вышеизложенные обстоятельства, обратился 27.12.2022 в суд с настоящим иском в интересах Денисовой В.И.
При этом материалы дела не содержат доказательств вручения Денисовой В.И. оспариваемого решения общего собрания СНТ «Климовец», доведение его текста до лиц, являющихся членами СНТ «Климовец» каким-то иным способом, при этом Денисова В.И. на общем собрании при принятии оспариваемого решения не присутствовала и не приглашалась, оснований полагать нарушенными свои права у нее не имелось до создания препятствий СНТ «Климовец» в газификации домовладения, после чего она обратилась в прокуратуру с вышеуказанным заявлением.
Кроме того, суд учитывает разъяснения, изложенные в пункте 49 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", исковая давность в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом.
Исходя из приведенной нормы права и актах ее толкования, на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права исковая давность не распространяется.
Квалифицируя иск как негаторный, суд исходит из того, что иск не основан на договорных правоотношениях, заявлен как внедоговорное требование об устранении препятствий к осуществлению правомочий пользования и распоряжения имуществом.
Необходимость в использовании этого средства защиты возникает в случае нарушения права собственности или угрозы нарушения. Нарушение может быть следствием как действия, так и бездействия.
Таким образом, суд не усматривает основания для отказа в иске по основанию пропуска срока исковой давности, учитывая, что требования являются негаторным иском.
С учётом положений статьи 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать недействительным решения общего собрания СНТ «Климовец» от 14.10.2018, отраженное в протоколе от 14.10.2018 № 4, в части установления дополнительных требований к газификации домовладений, а именно:
- отсутствие задолженности перед садоводством по обязательным платежам,
- отсутствие нарушения границ мелиоративной канавы перед участком,
- отсутствие нарушения границ участка и захвата земель общего пользования.
Взыскать с СНТ «Климовец» в доход государства государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: С.Ю. Глазачева
Решение в окончательной форме принято 31.07.2023.