(Дело № 2 - 1587/2023)
УИД 59RS0004-01-2023-000430-47
Судья – Чикулаева И.Б.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Пьянкова Д.А.,
и судей Шабалиной И.А., Владыкиной О.В.,
при секретаре Анваровой О.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 10 октября 2023 года дело по апелляционной жалобе Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» на решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 апреля 2023 года по иску прокурора Свердловского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц, к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Шабалиной И.А., выслушав представителя истца Захарова Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Свердловского района г. Перми, в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома № 16 по ул. Муромская г. Перми.
В обоснование заявленных требований указал, что в рамках проведенной проверки исполнения жилищного законодательства при организации капитального ремонта крыши многоквартирного дома № 16а по ул. Муромская г. Перми, было установлено, что постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы по следующим видам работ: капитальный ремонт крыши, со сроком исполнения 2021-2023 годы. Согласно краткосрочному плану данные работы должны быть завершены в 4 квартале 2021 года. В ходе проверки, проведенной в августе 2022 года, по обращению жителя многоквартирного дома, установлено, что 30.06.2020 Фондом с ООО «ВерхнекамПроект» заключен договор на выполнение работ по комплексному обследованию многоквартирного дома, акт приемки выполненных работ подписан 29.12.2020. Вместе с тем на момент проверки региональным оператором не произведены мероприятия для объявления электронного аукциона по отбору подрядной организации для разработки проектно-сметной документации, 08.09.2022 руководителю Фонда внесено представление, которое удовлетворено. В ответе Фондом указано, что готовится пакет документов для размещения аукциона, извещение о проведении закупки будет опубликован не позднее 31.10.2022. Фондом 25.11.2022 размещен электронный аукцион по подбору подрядной организации на выполнение работ по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, в том числе по указанному многоквартирному дому. В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 12.12.2022, аукцион признан несостоявшимся ввиду отсутствия предложений о цене договора. Согласно техническому отчету о техническом состоянии общего имущества указанного дома, составленному в 2020 году, техническое состояние кровли – неудовлетворительное, физический износ составляет 45%. Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 31.08.2021 установлена необходимость проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома в 2021 году. До настоящего времени капитальный ремонт крыши не начат.
Решением Ленинского районного суда г.Перми от 18 апреля 2023 на Некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» возложена обязанность провести в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. Муромская, д. 16А капитальный ремонт крыши, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С решением не согласился ответчик НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», обратившись с апелляционной жалобой, просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Свердловского района г. Перми в полном объеме.
В обоснование требований жалобы указано, что с решением суда Фонд не согласен, со ссылкой на Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации №23 «О судебном решении» от 19 декабря 2003года, ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Судом при вынесении решения не дана мотивированная оценка отзыву на исковые требования и иным доказательствам представленным Фондом. Указывает, что Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта, обязанности регионального оператора закреплены в статье 24 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории Пермского края», полагает, что требования истца подлежат отклонению, поскольку обязанность регионального оператора в виде проведения Фондом капитального ремонта крыши спорного дома – не установлена в силу закона. Считает что при вынесении данного решения судом не были приняты во внимание, нарушены права и интересы ООО «УралСтройАльянс» как заинтересованного лица. Также заявитель считает необоснованным ссылку истца на то, что иск предъявлен в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку по данному делу круг лиц определен и известен, указанными лицами являются собственники помещений в многоквартирном жилом доме, в связи с чем, требование истца о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, так как соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.
Представитель истца Захаров Е.В. в судебном заседании пояснил, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела при данной явке, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Положениями пункта 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
В соответствии с положениями пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В силу положений части 1 статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Обязанности регионального оператора в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме предусмотрены частью 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (часть 6 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края» (далее - Закон № 304-ПК), региональным оператором в Пермском крае является Некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».
На основании ст. 22 Закона № 304-ПК, предметом деятельности регионального оператора является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, в том числе финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Управление многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, ул. Муромская, д. 16а осуществляет ООО «ЖилСтандарт-П».
Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, согласно которой по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Муромская, д. 16а запланирован капитальный ремонт крыши со сроком исполнения 2021-2023 годы.
ООО «ЖилСтандарт-П» письмом от 10.06.2021 обратилась в адрес Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края с заявлением о внесении изменений в сроки проведения капитального ремонта мягкой кровли по адресу: г. Пермь, ул. Муромская, д. 16а на 2021 год.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 31.08.2021 № 24-04-101-17, в вышеуказанном многоквартирном доме установлена необходимость проведения ремонта крыши в 2021 году.
Из письма НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» от 03.09.2021 усматривается, что приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 31.08.2021 установлена необходимость проведения капительного ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Муромская, д. 16а в 2021 году. При актуализации регионального краткосрочного плана реализации региональной программы, на 2021-2023, данные изменения должны быть учтены.
Согласно акту ООО «ЖилСтандарт-П» от 22.09.2021, в результате таянья снега произошло подтопление квартиры с кровли.
Судом первой инстанции подробно изложены в решении суда и проанализированы представленные доказательства, в том числе установлено, что 29.12.2022 междуНО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» и ООО «УралСтройАльянс» заключен договор № ** на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Пермского края, по условиям которого ООО «УралСтройАльянс» приняло обязательства разработать план проектной и/или сметной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по объектам, указанным в адресном перечне, и выполнить работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов по объектам, указанным в адресном перечне. Указанные работы ООО «УралСтройАльянс» обязалось выполнить в соответствии с требованиями приложения № 2 к настоящему договору, но не позднее 30.01.2024, в адресный перечень включен многоквартирный дом по адресу: г. Пермь, ул. Муромская, д. 16а.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции указал, что на дату вынесения решения НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» работы установленные региональной программой и краткосрочным планом с учетом приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 31.08.2021 по капитальному ремонту в отношении многоквартирного дома по ул. Муромская, д. 16а в г. Перми, которые должны быть проведены в период с 2018-2021 годы (комплексное обследование многоквартирного дома, ремонт крыши) в полном объеме не проведены, сроки проведения работ не переносились.
Таким образом, отклонив доводы ответчика о том, что НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» делает все от него зависящее для выполнения возложенных на него обязательств, в силу положений действующего законодательства, суд пришел к выводу о возложении на НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанность по проведению капитального ремонта крыши многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Муромская, д. 16а.
Разрешая вопрос о длительности срока, который необходимо предоставить ответчику для выполнения возложенной на него обязанности, учитывая сезонность проведения работ, сложность и объем работ по капитальному ремонту, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленный представителем истца срок в шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным, позволяющим ответчику выполнить все необходимые мероприятия с соблюдением требований законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и приходит к выводу, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований для отмены постановленного судебного решения по следующим основаниям.
Довод апелляционной жалобы о том, что при вынесении данного решения судом не были приняты во внимание и тем самым нарушены права и интересы ООО «УралСтройАльянс» как заинтересованного лица, не влекут отмену судебного постановления, поскольку необходимости в привлечении ООО «УралСтройАльянс» в качестве третьего лица не имелось, обжалуемым судебным актом не принято решение о правах и об обязанностях указанного лица. Кроме того, данное обстоятельство не является доказательством нарушения прав Фонда. Указанное юридическое лицо не заявляет о нарушении своих прав непривлечением к участию в настоящем деле. Сам по себе факт не привлечения к участию в деле ООО «УралСтройАльянс» в качестве третьего лица не свидетельствует о неполноте рассмотрения дела по существу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения не дана мотивированная оценка отзыву на исковые требования и иным доказательствам представленным Фондом судебной коллегией отвергаются за неубедительностью, как основанные на субъективной оценке содержания решения суда и оценке доказательств, данной судом. Так, из содержания оспариваемого судебного акта следует, что судом первой инстанции с соблюдением требований статей 12, 55, 56, 195, части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве доказательств, отвечающих статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приняты во внимание объяснения лиц, участвующих в деле, представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности, которым дана оценка согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Вопреки доводам жалобы, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта, обязанности регионального оператора закреплены в статье 24 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории Пермского края» в связи с чем, требования истца подлежат отклонению, поскольку обязанность регионального оператора в виде проведения Фондом капитального ремонта крыши спорного дома – не установлена в силу закона, являются неубедительными, данное субъективное мнение автора жалобы относительно выводов суда по существу разрешенного вопроса не влечет необходимости вмешательства в решение суда. Неверного либо ошибочного толкования либо применения норм права, регулирующих возникшие правоотношения, судом первой инстанции не допущено.
При этом, ссылка в апелляционной жалобе о том, что поскольку вышеуказанные обязанности регионального оператора уже установлены в силу закона, требования истца о возложении на ответчика обязанностей не подлежали удовлетворению, отмену решения суда также не влекут, поскольку тот факт, что на Фонд законодательством возложена обязанность осуществлять капитальный ремонт в многоквартирных домах, в данном случае - в рамках Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п, в тоже время, возложение на Фонд указанных полномочий не освобождает ответчика от обязанности выполнять капитальный ремонт в конкретном доме в конкретные установленные Программой сроки, что в данном случае ответчиком сделано не было.
Доводы апелляционной жалобы о том, что требование о соблюдении законодательства не является способом защиты, обеспечивающим восстановление нарушенного права, т.к. соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации, на правильность выводов суда по существу спорных правоотношений не влияют, а потому отмену решения суда не влекут, поскольку ответчиком не выполнены возложенные на него обязанности в срок, установленный законодательством, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора.
На основании абзаца 8 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома по адресу: г. Пермь, ул. Муромская, 16А, по выполнению в установленные сроки необходимых действий по восстановлению прав граждан – жителей вышеуказанного многоквартирного дома и граждан, посещающих указанный многоквартирный дом.
С учетом изложенного, прокурором избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Непринятие данных мер нарушает права граждан на проживание в жилом помещении, соответствующем нормативным требованиям, на благоприятные безопасные условия жизни.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что круг лиц, в чьих интересах обратился в суд прокурор, определен, не соответствуют действительности, поскольку бездействие ответчика по непринятию установленных законодательством мер по капитальному ремонту создает угрозу безопасности лиц, не только проживающих в доме, но и иного неопределенного круга лиц, имеющих доступ в данный многоквартирный дом (гостей, иных лиц и т.д.).
В связи с изложенным, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом не допущено. Оснований для отмены или изменения решения суда предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется, в связи с чем, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 18 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.10.2023 года.