Решение по делу № 33-4457/2019 от 01.10.2019


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИБУРЯТИЯ

Судья Хамнуева Т.В.

Дело № 33-4457/2019             поступило <...> года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 октября 2019 года город Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Васильевой С.Д., Дампиловой Ц.В., при секретаре Долонове Ц-Н.Б., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ в интересах Дмитриевой А.И. к ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова», Министерству сельского хозяйства Российской Федерации об обязании выплатить задолженность по социальным выплатам, по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства сельского хозяйства РФ Зыковой А.Н. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 июля 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» выплатить Дмитриевой А.И. задолженность по социальным выплатам <...> на общую сумму 14549,62 руб., в том числе компенсацию на одежду – 14549,62 руб., за <...> года компенсацию за одежду 36461,08 руб., всего 51010,70 руб.

Обязать Министерство сельского хозяйства Российской Федерации обеспечить финансирование указанных расходов ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» по оплате Дмитриевой А.И. задолженности по выплатам <...> на общую сумму 14549,62 руб., в том числе компенсацию на одежду – 14549,62 руб., <...> года компенсацию за одежду 36461,08 руб., всего 51010,70 руб.

Взыскать с ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» госпошлину в доход бюджета муниципального образования г. Улан-Удэ в сумме 1730,32 руб.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., прокурора Осипову А.М., представителя ответчика ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» по доверенности Аюржанаеву Д.Д., представителя ответчика Министерства финансов РФ по доверенности Дамшаева А.А., проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд с иском в интересах Дмитриевой А.И., прокурор Железнодорожного района г. Улан-Удэ просил обязать ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» выплатить Дмитриевой А.И. задолженность по социальным выплатам <...> на общую сумму 14549,62 руб., в том числе компенсацию на одежду – 14549,62 руб., за <...> года компенсацию за одежду 36461,08 руб., всего 51010,70 руб., и обязать Министерство сельского хозяйства РФ обеспечить финансирование указанных расходов ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» (далее – ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р.Филиппова»).

Требования мотивированы следующим. Дмитриева А.И., <...>.р., являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачислена на обучение в ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» на полное государственное обеспечение с выплатами социальной стипендии, компенсацией за питание, проезд, приобретение канцелярских товаров, одежды, обуви и мягкого инвентаря. По состоянию на <...>. ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» имеет задолженность перед Дмитриевой А.И. по социальным выплатам, которая образовалась вследствие недостатка финансирования Министерства сельского хозяйства РФ, в ведении которого находится ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова».

Определением суда от 12.07.2019 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ.

В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Бородина А.С. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, пояснив, что задолженность к настоящему моменту не погашена.

В судебное заседание Дмитриева А.И., извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась.

Представитель ответчика ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» Аюржанаева Д.Д. исковые требования не признала, пояснив, что в данном случае имеет место недофинансирование, в связи с чем, выплаты в полном объеме не производятся, следствием чего и является вышеуказанная задолженность.

Представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ Зыкова А.Н. в судебное заседание не явилась, представив письменный отзыв на исковое заявление, указывая, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации, выделяемые бюджетные ассигнования в рамках реализации государственной программы «Социальная поддержка граждан» ниже потребности подведомственных Министерству учебных заведений. Министерство неоднократно обращалось с просьбой о выделении дополнительного финансирования в целях выполнения требований законодательства РФ по обеспечению содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в различные органы власти. Минсельхоз России надлежащим образом в полном объеме исполняло свои обязательства по доведению выделенных средств федерального бюджета для обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до подведомственных образовательных учреждений, в том числе до ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова», а также приняло все зависящие от него меры с целью обеспечения устранения дефицита бюджетных средств на указанные цели. Возложение на Министерство обязанности обеспечить финансирование Академии по оплате истцу компенсации питания, одежды за указанный в иске период, по сути, является вмешательством в бюджетный процесс и противоречит критерию исполнимости судебного акта, так как исполнение указанной обязанности не зависит исключительно от действий и воли Министерства и налагает на Министерство дополнительные финансовые обязательства, денежные средства на исполнение которых не заложены в федеральном законе о бюджете, и не доведены до Минсельхоза России.

Представитель Министерства финансов РФ, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель Министерства труда и социальной защиты РФ, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что Минтруд России является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Обеспечение выделения средств федерального бюджета участникам Госпрограммы к полномочиям Минтруда России не отнесено.

Районным судом исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства сельского хозяйства РФ Зыкова А.Н. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения - об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учебных заведениях, выделяются федеральным органом исполнительной власти в рамках реализации Государственной программы РФ «Социальная поддержка граждан» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 296), которая включает ряд подпрограмм, в частности, Подпрограмму № 3 «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей», целями которой является, в том числе повышение уровня жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ответственным исполнителем Подпрограммы № 3 является Министерство труда и социальной защиты РФ, ресурсное обеспечение реализации указанной программы осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, при этом бюджетные ассигнования ограничены объемом. Минсельхоз РФ ежегодно на запросы Минтруда РФ направляет информацию о потребности подведомственных Министерству образовательных учреждений в полном объеме. Кроме того, Министерство неоднократно направляло обращения в различные органы власти, в том числе в Министерство финансов РФ, Министерство труда РФ, Министерство образования и науки РФ, Правительство РФ с просьбой о дополнительном выделении бюджетных ассигнований федерального бюджета для обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, обучающихся по очной форме обучения в учебных заведениях, подведомственных Министерству. Однако Минсельхозу России выделяются бюджетные ассигнования в недостаточном объеме. Таким образом, Министерство в полном объеме исполняет свои обязательства по доведению выделенных средств федерального бюджета для обеспечения социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до подведомственных образовательных учреждений, в том числе до ФГБОУ ВО «БГСХА им В.Р. Филиппова», также принимает все зависящие меры с целью обеспечения устранения дефицита бюджетных средств на указанные цели, что подтверждается материалами дела. Однако судом при принятии решения данные обстоятельства не исследованы, им не дана соответствующая оценка. Обращает внимание, что Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций, исключительно в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Законодательно не установлена возможность осуществления возложенных на Минсельхоз России функций сверх утвержденных лимитов. Исполнение обязательств Минсельхоза России напрямую зависит от объема бюджетных средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о бюджете РФ на соответствующий год и плановый период, выделенных Министерству для направления в подведомственные образовательные учреждения. Ежегодно Минсельхоз России направлял в Минфин России, Минтруд России свои предложения о выделении средств федерального бюджета на обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в высших учебных заведениях, подведомственных Минсельхозу России. Кроме этого, Минсельхоз России не может влиять на утверждение лимитов бюджетных обязательств на обеспечение социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, возложенная судом обязанность является вмешательством в бюджетный процесс и противоречит критерию исполнимости судебного акта, так как исполнение указанной обязанности не зависит исключительно от действий и воли Минсельхоза России, выходит за пределы компетенции.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Бородина А.С. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании судебной коллегии представитель ответчика ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р.Филиппова» Аюржанаева Д.Д. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель ответчика Министерства финансов РФ Дамшаев А.А. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Прокурор Осипова А.М.против доводов апелляционной жалобы возражала, полагая решение суда законным и обоснованным.

Истец Дмитриева А.И., представители ответчиков Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.

На основании ст.ст.327, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что предусмотренные законом социальные выплаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обучающихся в учебном заведении, подлежат взысканию с ответчика ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р.Филиппова», а ответчик Министерство сельского хозяйства РФ, как главный распорядитель бюджетных средств, обязан обеспечить финансирование указанных расходов. При этом суд указал, что отсутствие надлежащего финансирования не является обстоятельством, освобождающим ответчиков от надлежащего исполнения предусмотренных законом гарантий для категории лиц, к числу которых относится Дмитриева А.И.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда по следующим основаниям.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, определены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В силу п. 3 ст. 6 ФЗ РФ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Согласно статье 1 указанного Закона под полным государственным обеспечением и дополнительными гарантиями по социальной поддержке при получении профессионального образования понимается предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования и имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости, а также законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.

В настоящее время Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" утратил силу, действует Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», в котором положения Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" в части полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сохранены.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Дмитриева А.И., <...> года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно выписке из приказа №<...> Дмитриева А.И. зачислена с <...> года в число студентов <...> курса очной формы обучения на места, финансируемые из федерального бюджета в пределах квоты приема лиц, имеющих особые права, по направлению <...>.

Согласно Положению о социальной защите студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова», утвержденному 14.01.2013 г., лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в Академии в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет, имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до окончания обучения на очном отделении Академии, в том числе, предоставление бесплатного питания (размер устанавливается в соответствии с нормами с увеличением на 10% в выходные и праздничные дни), комплекта одежды и обуви (по прейскуранту розничной торговли), общежития, медицинского обслуживания. При невозможности предоставить бесплатное питание, комплект одежды и обуви, общежитие и медицинское обслуживание производится возмещение их полной стоимости.

Однако, как установлено судом, ФГБОУ ВО «БГСХА им. В.Р. Филиппова» в полном объеме причитающиеся выплаты в отношении Дмитриевой А.И. не производит. Так, задолженность по социальным выплатам перед Дмитриевой А.И. составляет <...> на общую сумму 14549,62 руб., в том числе компенсацию на одежду – 14549,62 руб., за <...> года компенсацию за одежду 36461,08 руб., всего 51010,70 руб.

Как видно из материалов дела, ответчики не оспаривают наличие задолженности по социальным выплатам перед Дмитриевой А.И. в указанном размере, ссылаясь лишь на отсутствие надлежащего финансирования. Однако данный факт не является обстоятельством, освобождающим ответчиков от надлежащего исполнения предусмотренных законом гарантий для категории лиц, к числу которых относится Дмитриева А.И.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство сельского хозяйства РФ - ненадлежащий ответчик по данному делу, подлежат отклонению.

В соответствии с Уставом ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. Филиппова В.Р.» является самостоятельным юридическим лицом, находится в ведении Минсельхоза России. Учредителем учебного заседания является Минсельхоз России, осуществляющий полномочия главного распорядителя (получателя) бюджетных средств.

Как предусмотрено п. 5.11 Положения о Министерстве сельского хозяйства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 г. №450, Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом на подведомственных предприятиях и учреждениях, главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств.

Из изложенного следует, что именно Министерству сельского хозяйства России, как главному распорядителю бюджетных средств, выделяются средства, в том числе и на обеспечение реализации положений Закона №159-ФЗ.

Само по себе недофинансирование не может служить основанием для освобождения от обязанности исполнения социальных гарантий, предусмотренных нормами федеральных законов в отношении детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Иных правовых доводов, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено, в апелляционной жалобе не содержится. Все доводы сторон получили верную оценку суда с приведением соответствующих мотивов.

Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено, в связи с чем, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 29 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

33-4457/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Дмитриева Анастасия Ивановна
Прокурор Железнодорожного района
Ответчики
ФГБОУ ВО "БГСХА"
Министерство сельского хозяйства РФ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Иванова Виктория Александровна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
03.10.2019Передача дела судье
28.10.2019Судебное заседание
08.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.11.2019Передано в экспедицию
28.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее