Решение по делу № 8а-11493/2020 от 06.07.2020

№ 88а-12701/2020

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск                                                                                             11 августа 2020 г.

         Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Степанова П.В.,

судей                                Ермолаевой Л.П. и Загайновой А.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бичуриной Лидии Александровны, Ионовой Ольги Вячеславовны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 15 июня 2020 года по административному делу № 2а-217/2020 по административному исковому заявлению Латыпова Зуфара Якуповича к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г.Магнитогорска Янзигитовой Ю.Ф., УФСПП по Челябинской области о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя, постановлений о приостановлении и об окончании исполнительных производств.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Степанова П.В., Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

    Латыпов З.Я. обратился в Ленинский районный суд г. Магнитогорска с административным исковым заявлением к УФССП по Челябинской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г. Магнитогорска Янзигитовой Ю.Ф. в рамках исполнительных производств в отношении должников Ионовой О.В. и Бичуриной Л.А. в связи с фактическим неисполнением требований исполнительного документа о взыскании с них денежных средств и обращении взыскания на принадлежащую должникам квартиру по адресу <данные изъяты>, просил признать незаконным действия судебного пристава-исполнителя по приостановлению и окончанию исполнительного производства в отношении должника Ионовой О.В., и по приостановлению в отношении должника Бичуриной Л.А., просил обязать судебного пристава-исполнителя возобновить исполнительное производство, исполнить передачу нереализованного имущества должников на торгах - квартиру по адресу <данные изъяты> ему как взыскателю.

В ходе рассмотрения дела Латыпов З.Я. уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, выраженное в несвоевременном принятии мер по реализации имущества должников - квартиры по адресу <данные изъяты>. Признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя о приостановлении исполнительного производства в отношении должника Ионовой О.В. в рамках исполнительного производства <данные изъяты> от 18.09.2017 г. и об окончании исполнительного производства от 07.10.2019 г. признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя от 18.12.2019 г. об окончании исполнительного производства <данные изъяты> от 13.09.2017 г. в отношении должника Бичуриной Л.А., обязать пристава возобновить сводное исполнительное производство, исполнить передачу нереализованного имущества должников Ионовой О.В., Бичуриной Л.А. на торгах ему как взыскателю.

Ссылался на то, что оспариваемые бездействие и решения должностных лиц службы судебных приставов нарушают его интересы как взыскателя по исполнительному производству в части удовлетворения своих требований за счет заложенного имущества.

Указывал, что в рамках исполнительного производства он как взыскатель воспользовался своим правом на оставление предмет залога за собой, перечислив на депозитный счет судебных приставов Ленинского района г. Магнитогорск разницу между стоимостью спорной квартиры и размером долга.

Решением Ленинского районного суд г. Магнитогорска от 20 января 2020 г. в удовлетворении административного иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 15 июня 2020 г. указанное решение районного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В кассационной жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции Бичурина Л.А., Ионова О.В. выражают просьбу об отмене апелляционного определения, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции, в судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не явились.

В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения такого рода.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве").

Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Федеральный закон "О судебных приставах") предусмотрено, что судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами (статья 2). В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов (абзац второй пункта 1 статьи 12).

Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13).

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 47 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 этого закона.

Часть 4 статьи 69.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусматривает, что при получении копии решения арбитражного суда о признании гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, банкротом и введении реализации имущества гражданина судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство по исполнительным документам, за исключением исполнительных документов по требованиям об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, о взыскании алиментов, о взыскании задолженности по текущим платежам. Одновременно с окончанием исполнительного производства судебный пристав-исполнитель снимает наложенные им в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника - гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и иные ограничения распоряжения этим имуществом.

В силу частей 5 и 6 статьи 213.25 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)") с даты признания гражданина банкротом все права в отношении имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе на распоряжение им, осуществляются только финансовым управляющим от имени гражданина и не могут осуществляться гражданином лично.

Согласно пункту 1 статьи 126 названного Федерального закона с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено данным законом (абзац шестой); все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 этого же закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства (абзац седьмой); исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом (абзац восьмой); снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (абзац девятый); исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой (абзац десятый).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, установление особого режима удовлетворения имущественных требований к несостоятельному должнику, не допускающего удовлетворение этих требований в индивидуальном порядке, позволяет обеспечивать определенность объема его имущества в течение всей процедуры банкротства, создавая необходимые условия как для принятия мер к преодолению неплатежеспособности должника, так и для возможно более полного удовлетворения требований всех кредиторов, что, по существу, направлено на предоставление им равных правовых возможностей при реализации экономических интересов, в том числе когда имущества должника недостаточно для справедливого его распределения между кредиторами; при столкновении законных интересов кредиторов в процессе конкурсного производства решается задача пропорционального распределения среди кредиторов конкурсной массы.

Положение абзаца шестого пункта 1 статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", предусматривающее прекращение исполнения по исполнительным документам с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, также направлено на предупреждение удовлетворения требований отдельных кредиторов в индивидуальном порядке (постановления от 12 марта 2001 года N 4-П, от 31 января 2011 года N 1-П, определение от 23 октября 2014 года N 2465-О и др.).

В силу приведенных норм и позиции Конституционного Суда Российской Федерации при введении в отношении должника процедуры конкурсного производства исключается какая-либо возможность проведения приставом-исполнителем публичных торгов в рамках исполнительного производства.

Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области от 17.05.2017 по делу N 2-856/2017 с Ионовой О.В. и Бичуриной Л.А. солидарно в пользу Латыпова З.Я. взыскана задолженность по договору займа от 19.07.2016 в сумме 555 000 руб., в том числе 400 000 руб. основного долга, 140 000 руб. процентов, 15 000 руб. неустойки, а также 19 163 руб. 16 коп. судебных расходов; проценты в размере 7% в месяц, начиная с 18.05.2017 на сумму неисполненных обязательств по основному долгу до дня фактического погашения.

В целях погашения задолженности Ионовой О.В. и Бичуриной Л.А. обращено взыскание на квартиру, расположенную по адресу г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26-31, принадлежащую данным лицам на праве общей долевой собственности (по ? доли каждой), установлен способ её реализации и начальная продажная цена.

На основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом г. Магнитогорска о взыскании денежных средств и обращения взыскания на квартиру в отношении Ионовой О.В. Ленинским РОСП г. Магнитогорска возбуждено исполнительное производство <данные изъяты> от 13.09.2017.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что 23.10.2018 в канцелярию Ленинского РОСП г. Магнитогорска поступила копия определения Арбитражного суда Челябинской области от 11.10.2018 г. о принятии обеспечительных мер по реализации спорного имущества принятое в рамках дела о банкротстве должника Ионовой О.В, арбитражный суд приостановил исполнительные действия направленные на реализацию заложенного имущества в рамках исполнительного производства <данные изъяты>, возбужденного Ленинским РОСП г. Магнитогорска, запретил Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области производить государственную регистрацию перехода права собственности в отношении квартиры, расположенной по адресу <данные изъяты>.

Определением Арбитражного суда Челябинской области от 03.07.2018 года в отношении Ионовой О.В. возбуждено производство по делу о признании ее банкротом, решением от 14.05.2019 г. Ионова О.В. признана банкротом, введена процедура реализации имущества. Определением Арбитражного суда Челябинской области от 24.10.2019 г. в отношении должника Ионовой О.В. продлен срок процедуры реализации имущества на четыре месяца. Определением Арбитражного суда Челябинской области от 12.10.2018 г. в отношении должника Ионовой О.В. в рамках дела о банкротстве введена процедура реструктуризации долгов гражданина.

Сославшись на указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые бездействие и решения являются правомерными и не нарушающими права административного истца

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда, руководствуясь пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы отменила решение суда первой инстанции и направила административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции ввиду того, что судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Такими лицами суд апелляционной инстанции счел финансовых управляющих должников Ионовой О.В. и Бичуриной Л.А., признанных несостоятельными (банкротами).

В обжалуемом судебном акте суд апелляционной инстанции указал, что поскольку суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц финансовых управляющих должников, то, следовательно, разрешил спор о правах лиц, не привлеченных к участию в деле, существенно нарушив нормы процессуального права.

С такими выводами судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда согласится, не представляется возможным.

Суд первой инстанции самостоятельно определяет круг лиц, участвующих в деле, с тем, чтобы разрешение административного спора не повлекло нарушения прав либо освобождения от обязанности лиц, к участию в деле не привлеченных либо привлеченных в ином процессуальном статусе.

В силу п. 3 ст. 309, пп. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, является безусловным основанием для отмены судебного решения в апелляционном порядке.

Вместе с тем, вывод суда апелляционной инстанции о том, что обжалованное решение суда незаконно, так как к участию в деле не привлекались финансовые управляющие, назначенные арбитражным судом гражданам, участвующим в административном деле, рассматриваемом в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве заинтересованных лиц, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является безусловным основанием к отмене решения суда, ошибочен.

Для возникновения такого основания необходимо, чтобы решение было принято непосредственно о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а такие обстоятельства по настоящему делу отсутствуют.

В силу статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом к участию в административном деле также могут быть привлечены заинтересованные лица, если их права и обязанности могут быть затронуты решением суда. Таких оснований по данному делу не имелось.

Согласно части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что заинтересованное лицо может быть привлечено к участию в деле только в суде первой инстанции. При этом в целях реализации права на судебную защиту, по правилу, закрепленному в части 2 статьи 295 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицам, которые не были привлечены к участию в административном деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, принадлежит право апелляционного обжалования решения суда, а также в силу статьи 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации они не лишены возможности обжаловать решение суда, вступившее в законную силу, в порядке, предусмотренном главой 36 КАС Российской Федерации, таких жалоб не поступило.

Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении данного административного дела права и обязанности финансовых управляющих, не затронуты, поскольку предметом рассмотрения являлся деятельность судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного акта суда общей юрисдикции, разрешившего спор, вытекающий из договора займа между гражданами.

Разрешение судом вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, подразумевает, что в решении суда сделан вывод о том, что такие лица лишаются прав, ограничиваются в правах, наделяются правами и (или) на них возлагаются обязанности.

Поэтому суждение о принятии судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, каковыми, по мнению суда апелляционной инстанции, являются финансовые управляющие, не основано на нормах процессуального кодекса, поскольку, как следует из содержания обжалуемого судебного акта, в нем содержится правовая оценка действий должностных лиц службы судебных приставов, которая имеет иное правовое регулирование, чем деятельность финансовых управляющих.

В данном случае решение суда не содержит выводов относительно прав и обязанностей названных лиц, в удовлетворении административного иска отказано.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел.

Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").

В данном случае судом апелляционной инстанции приведенные нормы не соблюдены, в связи с чем Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что судом апелляционной инстанции допущены нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, в связи с чем апелляционное определение подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении административного дела суду следует проверить законность оспариваемого решения с учетом приведенного выше толкования норм процессуального права и разрешить данный административный спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.

Руководствуясь статьями 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 15 июня 2020 года отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Время рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационным судом общей юрисдикции исключается из указанного выше шестимесячного срока.

Настоящее определение изготовлено в полном объеме 13 августа 2020 года.

Председательствующий

Судьи

8а-11493/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО - с направлением на новое рассмотрение
Истцы
Латыпов Зуфар Якупович
Ответчики
Управление ФССП России по Челябинской области
Судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г.Магнитогорска Янгизитова Юлия Фиргатовна
Другие
Абабков Владимир Александрович
Мельник Дмитрий Юрьевич
Ионова Ольга Вячеславовна
Проскура Екатерина Александровна
Бичурина Лидия Александровна
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Степанов Петр Валентинович
Дело на сайте суда
7kas.sudrf.ru
11.08.2020Судебное заседание
11.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее