Мотивированное решение изготовлено 17.11.2020 г. Дело № 2а-4651/2020
66RS0007-01-2020-005679-20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 10 ноября 2020 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Усачева А.В.,
при секретаре судебного заседания Воронковой П.О.
с участием административного истца Ковалевой О.В. действующей на основании доверенности от 13.01.2020 № 5/05/68/06-01-22 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга к старшему государственному инспектору дорожного надзора ОГИБДД по городу Екатеринбургу Замулину Е.А. и Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу о признании незаконным предписание,
установил:
Администрация Чкаловского района г. Екатеринбурга предъявила к старшему государственному инспектору дорожного надзора ОГИБДД по городу Екатеринбургу и Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу административное исковое заявление о признании незаконным и отменить предписание старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД по городу Екатеринбургу Замулина Е.А. № от 29.06.2020 г.
В обоснование требований указано, что 29.06.2020 г. в отношении Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга вынесено предписание, которым на администрацию района возложена обязанность в целях обеспечения безопасности дорожного движения организовать и проконтролировать выполнение работ по восстановлению ровности покрытия тротуара в соответствии с требованием п. 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017. Автомобильные дороги и улицы, Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». По адресу: г. Екатеринбург, по ул. Дорожная, от ул. Окраинная до ул. Военная.
Предписание является незаконным, поскольку, во-первых, публичные полномочия органов местного самоуправления в сфере ответственности по надлежащему содержанию автомобильных дорог и тротуаров местного значения могут быть реализованы путем создания специально ориентированных на эти цели организаций, поскольку именно в силу своего правового статуса органы местного самоуправления и их структурные подразделения, не имеющие профессиональных трудовых и материальных ресурсов, осуществить эти полномочия иным образом не могут, поскольку непосредственное содержание автомобильных дорог и тротуаров местного значения предполагает наличие профессиональных трудовых и материальных ресурсов, что может быть осуществлено, в частности созданием соответствующих предприятий и (или) заключением соответствующих гражданско-правовых договоров. На территории Чкаловского района создано Муниципальное бюджетное учреждение «Чкаловское дорожно-эксплуатационное управление». В соответствии с Уставом МБУ Чкаловское ДЭУ полномочия учредителя бюджетного учреждения от имени муниципального образования «город Екатеринбург» осуществляет Администрация Чкаловского района города «Екатеринбурга. МБУ Чкаловское ДЭУ является самостоятельным юридическим лицом, владеет и пользуется имуществом, переданным ему на праве оперативного управления, отвечает по своим обязательствам самостоятельно. МБУ Чкаловское ДЭУ имеет самостоятельный баланс и план финансово-хозяйственной деятельности, утвержденный учредителем бюджетного учреждения, лицевые счета финансовом органе муниципального образования «город Екатеринбург». От своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Основной целью создания и предметом деятельности МБУ Чкаловское ДЭУ является организация капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорожных сооружений в их составе, организация благоустройства озеленения.
В соответствии с Муниципальным заданием на 2020 год организация капитального ремонта, ремонта и содержание закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе в интересах общества, пользователей автомобильных дорог в Чкаловском районе города Екатеринбурга осуществляет МБУ «Чкаловское ДЭУ».
Муниципальное задание на выполнение работ для МБУ «Чкаловское ДЭУ» 2020 год утверждено главой Администрации Чкаловского района города Екатеринбурга в объеме денежных средств, выделенных из бюджета согласно Постановлению Администрации города Екатеринбурга от 29.11.2016 № 2353 «Об утверждении Муниципальной программы «Улучшение благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург на 2017-2020 годы».
В соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.11.2016 № 2353 «Об утверждении Муниципальной программы «Улучшение блаустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург на 2017 -2020 годы» (в редакции Постановления № 1489 от 07.08.2020) Чкаловскому району в 2020 году всего на ремонт дорог и тротуаров выделено 26 983 000,00.
Работы МБУ «Чкаловское ДЭУ» выполняются на основании выделенного финансирования.
Государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Екатеринбургу не учтено, что в силу статей 69.2, 72, 158, 161 Бюджетного Кодекса РФ и статей 19, 20 Федерального закона «О государственных муниципальных унитарных предприятиях» казенные учреждения осуществляют свою хозяйственную деятельность исключительно в рамках выделенных бюджетных средств. Показатели муниципального задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание выполнения работ, составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного щипального задания бюджетным или автономным учреждением.
Администрацией района разработан локально-сметный расчет на ремонт тротуара по адресу: ул. Дорожная стоимость данных строительных работ составляет 1 170 800,80, данный локально-сметный расчет 22.06.2020 проверен и согласован Контрольно-ревизионным управлением Администрации города Екатеринбурга. Кроме того, 19.08.2020 служебной запиской № Адмиинистрацией района направлялось предложение о выделении дополнительного финансирования на выполнение работ по ремонту тротуара по улице Дорожной в сумме 1 170 80,83 Служебной запиской от 21.08.2020 № 1997/51/33.01-04 Департаментом финансов Администрации города Екатеринбурга Администрации района отказано в предоставлении дополнительных денежных средств, с указанием о выделении финансирования при формировании проекта бюджета Муниципального образования «город Екатеринбург» на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов.
Кроме того, формулировка, изложенная в предписании № 309/06-15 требований, не позволяет выполнить их полностью. В соответствии с Разделом 9 ГОСТ 50597 – 2017 результаты контроля должны содержать: сведения об участке измерений (наименование дороги или улицы, категория дороги или группа улицы); наименование дефекта и его местоположение сведения о применяемом средстве измерения (приборе) в том числе о поверке прибора (оборудования); результаты измерений. В акте отсутствует дата поверки, предписание не содержит информацию о поверке. В предписании, акте выявленных недостатков не конкретизированы повреждения дорожного покрытия, место их нахождения, размеры, глубина, ширина и т.д. Требования должны быть конкретны выполнимы, а при неопределенности места, размера и т.д., и предъявлений требований в виде ремонта целых участков дорог, исполнение предписания будет заведомо не исполнимо. Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Кроме того, Акт выявленных недостатков содержит информацию, что при наличии данных недостатков создана угроза в безопасности дорожного движения, усмотрено нарушение п. 13 ОП ПДД РФ, однако зафиксированы повреждения тротуара. В Акте содержится ссылка на п. 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 данный раздел Госта конкретизирует дефекты обочин и разделительных полос, к требованиям тротуара не относится.
В судебном заседании представитель административного истца Ковалева О.В. исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик старший государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД по городу Екатеринбургу. Представитель Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя конституционные предписания, ст. 218 и ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16, ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относятся к вопросам местного значения и входят в полномочия администрации соответствующего муниципального образования.
Аналогичные положения предусмотрены п. п. 1, 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
При этом под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; под содержанием автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. п. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В силу ч. 9 ст. 6 того же Федерального закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5.1.3 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Госстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 м2, покрытие велосипедных дорожек - площадью более 0,06 м2. Загрязнения должны быть удалены в течение 3-х суток, отдельные разрушения - в течение 7 суток.
Судом установлено, что на основании акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда на участке ул. Дорожная от ул. Окраинная до ул. Военная, составленного 29 июня 2020 года старшим государственным инспектором ДН ГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу Е.А. Замулиным в ходе надзора за безопасностью дорожного движения, юридическому лицу Администрация Чкаловского района г. Екатеринбурга 29 июня 2020 года выдано Предписание № 309/06-15 об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения в установленный срок не позднее 7 суток с момента его получения посредством организации и контроля выполнения работ по восстановлению ровности покрытия тротуара по ул. Дорожная от ул. Окраинная до ул. Военная в соответствии стребованием п. 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017. Предписание получено Администрацией Чкаловского района г. Екатеринбурга 30 июня 2020 года.
Разрешая настоящий спор, судом принимается во внимание, что в соответствии с п.п. 2.2, 2.3 Устава МБУ «Чкаловское ДЭУ» осуществляет следующие основные виды деятельности: содержание автомобильных дорог, тротуаров, транспортных остановок в течение всего года; работы по предупреждению появления и устранению деформаций и повреждений дорожного полотна и т.д. на основании муниципального задания, финансовое обеспечение которого производится в виде субсидий из бюджета МО «город Екатеринбург».
Из представленного в материалы дела муниципального задания на 2020 год и Приложения № 6 к нему Администрацией Чкаловского района г. Екатеринбурга за МБУ «Чкаловское ДЭУ» с целью содержания и текущего ремонта в 2020 году закреплен тротуар по ул. Дорожная площадью 2,92 тыс. кв.м. (п. 42).
Судом установлено, что выданное Предписание № 309/06-15 от 29 июня 2020 года старшего государственного инспектора дорожного надзора ГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу Е.А. Замулина не содержит указания на конкретный участок тротуара посредством привязки к милицейскому адресу, либо четной (нечетной) стороне улицы, на котором выявлены дефекты, что не позволяет установить объем и местонахождение выявленных повреждений, подлежащих ремонту.
Вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Чкаловского судебного района г. Екатеринбурга от 07 сентября 2020 года, производство
по делу об административном правонарушении в отношении Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административном правонарушении, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На основании изложенного, судом установлено несоответствие предписания должностного лица старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД по городу Екатеринбургу требованиям закона и нарушение этим предписанием прав и свобод административного истца, и в этой связи заявленные требования Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга о признании незаконным предписания подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга к старшему государственному инспектору дорожного надзора ОГИБДД по городу Екатеринбургу Замулину Е.А. и Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Екатеринбургу о признании незаконным предписание – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить предписание Старшего государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД по городу Екатеринбургу Замулина Е.А. № 309/06-15 от 29.06.2020 г.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья: