Решение по делу № 2-1252/2023 от 09.10.2023

    Мотивированное решение изготовлено 27 ноября 2023 года

    Дело № 2-1252/2023

    УИД 83RS0001-01-2023-001479-48

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Нарьян-Мар                                     20 ноября 2023 года

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в

составе председательствующего судьи Абанникова А.В.,

при секретаре Поливердовой А.О.,

с участием прокурора ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Архангельского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к муниципальному предприятию Заполярного района «Северная транспортная компания» о возложении обязанности обеспечить эксплуатацию здания речного павильона с учетом интересов инвалидов,

установил:

Архангельский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к муниципальному предприятию Заполярного района «Северная транспортная компания» (далее - МП ЗР «СТК») о возложении обязанности обеспечить эксплуатацию здания речного павильона с учетом интересов инвалидов.

В обоснование заявленных требований указал, что проведенной проверкой в деятельности ответчика установлено нарушение законодательства в сфере защиты прав лиц с ограниченными возможностями, а также иных категорий граждан, обладающих правом предоставления льгот при пользовании объектами транспортной инфраструктуры и транспортными средствами, в том числе обеспечение беспрепятственного доступа к объектам транспорта и транспортной инфраструктуры. Установлено, что доступ к месту получения услуг (обслуживания) здания речного павильона всех категорий маломобильных групп населения не обеспечен в равных условиях жизнедеятельности с другими категориями населения. Однако до настоящего времени не созданы условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объекту транспортной инфраструктуры и их пользованию. Прокурором ДД.ММ.ГГГГ руководителю учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов, однако нарушения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не устранены. Не соблюдение указанных требований создает нарушение прав неопределенного круга лиц с ограниченными физическими возможностями, не позволяют инвалидам, маломобильным группам населения реализовывать свои права в полном объеме самостоятельно.

Просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать условия для беспрепятственного пользования объектом транспортной инфраструктуры, путем обеспечения эксплуатации здания речного павильона в <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> учетом интересов инвалидов, а именно: обустроить предупреждающий ТНУ, соответствующий требованиям ГОСТ Р 52875, или изменение фактуры напольного покрытия в соответствии с СП 59.13330.20162; установить тактильно-визуальную информирующую табличку с указанием кратного наименования объекта и времени его работы; установить кнопку вызова персонала с соответствующим сервисным знаком; установить внутренние двери, соответствующие требованиям; нанести на проступи краевых ступеней лестничного марша перед входом в здание предупреждающие противоскользящие, контрастные по отношению проступи (не тактильные) полосы; санитарно-бытовое помещение (туалет) в зале ожидания речного павильона привести в соответствии с правилами, установленными СП 59.13330.2020.

Прокурор в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Представитель третьего лица Администрации МР «Заполярный район» Ненецкого АО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно отзыву на иск, Администрация просит в случае удовлетворения исковых требований, предоставить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (далее – Закон                        № 181-ФЗ), социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу ст. 15 вышеуказанного закона, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): 1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; допуск на объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур собаки-проводника при наличии документа, подтверждающего ее специальное обучение и выдаваемого по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 815 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 985".

Согласно п.38 данного Перечня, в указанный перечень включен СП 59.13330.2020 "СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

В силу п. 1.1 Свода Правил 59.13330.2020 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001, Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения – маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

Требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования. Они распространяются на функционально-планировочные элементы территорий общего пользования, зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда. Требования распространяются также на информационное и инженерное обустройство территорий общего пользования, зданий, сооружений и земельных участков (п.4.1 СП).

Приказом Росстандарта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1328-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 59812-2021 "Доступность для инвалидов объектов городской инфраструктуры».

Согласно п. 4.1.2.1 Национального стандарта, на объектах должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для инвалидов, с учетом физической доступности, безопасности, информативности и комфортности объекта. При этом для инвалидов, в том числе для инвалидов ПОДА, передвигающихся на креслах-колясках, и инвалидов по зрению необходимо обеспечивать возможность самостоятельного посещения объекта (входа на объект, перемещения по объекту до мест целевого посещения, выхода из него). При получении на таких объектах услуг инвалиды должны иметь возможность воспользоваться в случае необходимости ситуационной помощью со стороны обученного персонала, владеющего навыками общения с инвалидами различных групп функционирования. На таких объектах инвалиды должны иметь возможность пользования туалетом (при наличии туалета для посетителей), а также получения необходимых услуг.

Конструктивное исполнение, параметры и характеристики лестниц и лестничных маршей зданий и сооружений, открытые для доступа населения, должны соответствовать требованиям СП 59.13330.2016. <адрес>ней мере одна дверь при входе на объект должна удовлетворять следующим дополнительным требованиям, обеспечивающим возможность ее использования инвалидам ПОДА и инвалидами по зрению: она должна быть автоматической раздвижной или распашной, иметь ширину прохода в свету не менее 0,9 м (или ширину открывающейся створки, если дверь двухстворчатая – 0,9 м); в случае распашной двери иметь ручку нажимного действия или ручку-скобу с шариковым фиксатором, контрастного цвета по отношению к двери. Перед дверью, удовлетворяющей требованию 4.3.1.2, со стороны входа на расстоянии ширины полотна распашной двери для инвалидов по зрению должен быть обустроен предупреждающий ТНУ, соответствующий требованиям ГОСТ Р 52875, или изменение фактуры напольного покрытия в соответствии с СП 59.13330.2016 (п.п. 4.3.1.1, 4.3.1.2, 4.3.1.3 Национального стандарта).

В соответствии с п. 4.3.1.5 Национального стандарта рядом с дверью с обустроенным ТНУ на стене (при ее наличии) со стороны дверной ручки должны быть размещены знаки доступности объекта для инвалидов по СП 59.13330.2016 и ГОСТ Р 52131, а также тактильно-визуальная информирующая табличка с указанием краткого наименования объекта и времени его работы (на высоте от 1,2 до 1,5 м по нижнему краю). Установка тактильно-визуальных информирующих табличек и знаков в других местах (на дверных полотнах или на стене со стороны, противоположной дверной ручке и т. д.), не допускается.

В силу п. 4.3.1.7 национального стандарта кнопку вызова персонала с соответствующим сервисным знаком следует размещать рядом с дверью на стене со стороны дверной ручки, а при наличии ненормативного пандуса или лестницы на входной группе — перед ними. Кнопку вызова персонала следует размещать на высоте 0,85 м от уровня земли (по центру кнопки) под сервисным знаком обозначения кнопки вызова.

Двери должны удовлетворять следующим дополнительным требованиям: - они должны быть автоматическими раздвижными или распашными, иметь ширину полотна двери (или ширину открывающейся створки, если дверь двустворчатая) не менее 0,9 м; - они должны иметь ручки нажимного действия или ручки-скобы с шариковым фиксатором, контрастного цвета по отношению к двери, в случае, если дверь распашная; - двери, находящиеся на коммуникационных путях, должны открываться в правлении эвакуации.

В силу п. 4.3.3.4 национального стандарта, на проступях краевых ступеней всех лестничных маршей должны быть нанесены предупреждающие противоскользящие, контрастные по отношению к проступи (не тактильные) полосы, шириной от 0,08 до 0,1 м на расстоянии от 0,03 до 0,04 м от края проступи. На темных проступях контрастные полосы должны быть желтого цвета, на белых и светлых проступях — черного цвета. Для нанесения контрастных полос рекомендуется использовать материалы, применяемые для нанесения дорожной разметки. Использование для этих целей наклеиваемых лент различного типа не допускается. Нанесение контрастных полос на подступенки не допускается. Установка на проступях ступеней объемных накладок не допускается.

Судом установлено, что у ответчика в хозяйственном ведении находится речной павильон в <адрес>, площадью 163,2 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>.

Данный павильон имеет паспорт доступности как объекта социальной инфраструктуры (ОСИ) .

Согласно акту проверки исполнения МП ЗР «СТК» от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушении указанных выше требований, в речном павильоне отсутствуют средства ориентирования для инвалидов по зрению; отсутствует тактильно-визуальная информирующая табличка с указанием кратного наименования объекта и времени его работы; отсутствует кнопка вызова персонала с соответствующим сервисным знаком; внутренние двери не соответствуют установленным требованиям; на проступях краевых ступеней всех лестничных маршей не нанесены предупреждающие противоскользящие, контрастные по отношению к проступи (не тактильные) полосы.

ДД.ММ.ГГГГ Учреждению внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав инвалидов.

Вместе с тем, до настоящего момента указанная обязанность ответчиком не исполнена, что подтверждается письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушаются права лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), не позволяют инвалидам, маломобильным группам населения реализовывать свои права в полном объеме самостоятельно.

При таких обстоятельствах требования Архангельского транспортного прокурора подлежат удовлетворению, а на ответчика подлежит возложению обязанность устранить указанные нарушения.

В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Учитывая объем мероприятий, которые требуется выполнить для исполнения решения суда, с учетом предусмотренных нормами права сроков исполнения обязанности, суд полагает разумным и справедливым установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд учитывает длительность неисполнения обязанности ответчиком, не совершавшим каких-либо действий для устранения нарушений.

Согласно статье 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей 00 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Архангельского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к муниципальному предприятию Заполярного района «Северная транспортная компания» о возложении обязанности обеспечить эксплуатацию здания речного павильона с учетом интересов инвалидов - удовлетворить.

Возложить на муниципальное предприятие Заполярного района «Северная транспортная компания» (основной государственный регистрационный ) обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать условия для беспрепятственного пользования объектом транспортной инфраструктуры, путем обеспечения эксплуатации здания речного павильона в <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> учетом интересов инвалидов, в соответствие с требованиями п.п. 4.3.1.3, 4.3.1.5, 4.3.1.7, 4.3.2.3, 4.3.3.4 национального стандарта, а именно:

- обустроить предупреждающий ТНУ, соответствующий требованиям ГОСТ Р 52875, или изменение фактуры напольного покрытия в соответствии с СП 59.13330.20162;

- установить тактильно-визуальную информирующую табличку с указанием краткого наименования объекта и времени его работы;

- установить кнопку вызова персонала с соответствующим сервисным знаком;

- установить внутренние двери, соответствующие требованиям;

- нанести на проступи краевых ступеней лестничного марша перед входом в здание предупреждающие противоскользящие, контрастные по отношению проступи (не тактильные) полосы;

- санитарно-бытовое помещение (туалет) в зале ожидания речного павильона привести в соответствии с правилами, установленными СП 59.13330.2020.

Взыскать с муниципального предприятия Заполярного района «Северная транспортная компания» (основной государственный регистрационный ) государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 (ноль) копеек с зачислением указанной суммы государственной пошлины в доход бюджета муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                        А.В. Абанников

2-1252/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Архангельский транспортный прокурор
Ответчики
МПЗР "Северная транспортная компания"
Другие
Администрация МР "Заполярный район Ненецкого АО"
Суд
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа
Судья
Абанников Андрей Владимирович
Дело на странице суда
nariyanmarsky.nao.sudrf.ru
09.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2023Передача материалов судье
11.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2023Судебное заседание
20.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее