Решение по делу № 2-384/2016 от 25.07.2016

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 ноября 2016 года п. Дубровка

Дубровский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Дворецкой О.А., при секретаре Ерохиной Л.А., с участием помощника прокурора Дубровского района Брянской области Лапичева Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубровского района Брянской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области об обязании исполнить комплекс мер, направленных на постановку на учет бесхозяйного участка теплового ввода,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Дубровского района Брянской области обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области с указанным иском, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что прокуратурой Дубровского района Брянской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства при реализации полномочий по выявлению бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры и оформлению их в муниципальную собственность. В ходе проверки установлено, что здание прокуратуры Дубровского района Брянской области, расположенное на <адрес> отапливается от котельной Дубровского теплоучастка. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации – тепловая камера до стены здания прокуратуры. Протяженность тепловой сети составляет 17 м. (отопление). Основным назначением указанного теплового ввода является подача тепловой энергии к указанному зданию. По сведениям Дубровского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о балансодержателях (собственниках) вышеуказанного теплового ввода. В соответствии с действующим законодательством система тепловых сетей является муниципальной собственностью, однако, до настоящего времени в реестр муниципального имущества муниципального образования «Дубровский район», не внесена. Отсутствие собственника указанного участка коммуникации нарушает права неопределенного круга лиц в сфере надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения и бесперебойного и качественного предоставления коммунальных услуг. В связи с чем прокурор Дубровского района просит суд обязать администрацию Дубровского района исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в качестве бесхозяйного участок теплового ввода, ведущего от до здания прокуратуры Дубровского района Брянской области, протяженностью 17 метров (отопление).

В судебном заседании помощник прокурора Дубровского района Брянской области Лапичев Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика – администрации Дубровского района Брянской области по доверенности Бурова Е.А. исковые требования не признала. Пояснила, что истец полагает, что указанные объекты являются бесхозяйными, так как права на них не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что противоречит позиции Президиума ВАС РФ от 02.07.2013г., где отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным. Тепловая сеть представляет собой совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до тепло потребляющих установок.

Представитель третьего лица – ГУП «Брянсккоммунэнерго» ФИО1. по доверенности поддержал исковые требования прокурора Дубровского района. Пояснил, что на территории Дубровского района находятся сети теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, право собственности на которые в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, собственника не имеют, находятся в аварийном состоянии, что влечет возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, ставит под угрозу нормальные условия проживания граждан, получающих тепло и горячую воду через указанные участки тепловых сетей, чем нарушаются права неопределенного круга лиц. В соответствии с Законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Представитель третьего лица - ООО «Рем-Сервис» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

Определением Дубровского районного суда Брянской области от 09.11.2016г. в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области.

Представитель третьего лица – Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве руководитель управления ФИО2 доверила суду рассмотрение дела в отсутствие представителя управления, полагает принять решение на усмотрение суда. Указала, что в реестре федерального имущества объект недвижимости – участок теплового ввода, ведущего от до стен здания прокуратуры Дубровского района, протяженность 17м., не значится. Оснований, предусмотренных ч.1 ст.8, ч.5 ст.214 ГК РФ для отнесения указанного имущества к федеральной собственности не имеется. В связи с чем Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области правопритязаний не имеет.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

Так, прокурор Дубровского района Брянской области обратился в суд с иском к администрации Дубровского района Брянской области об обязании исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на постановку на учет бесхозяйного участка теплового ввода.

Обосновывая заявленные требования, прокурор сослался на то, что отсутствие собственника теплового ввода, ведущего от до стены здания прокуратуры Дубровского района, протяженностью 17 м. (отопление), нарушает права неопределенного круга лиц в сфере надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения и бесперебойного и качественного предоставления коммунальных услуг.

Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

В силу пунктов 4.2 и 4.3 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», а также полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Пунктом 6 статьи 15 данного Федерального закона определен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.Согласно вышеуказанной нормы Закона орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты выявления бесхозяйной тепловой сети обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание данных сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Так, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в соответствии со статьями 290-293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В пункте 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года №580, в качестве основания постановки на учет указано заявление органа местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе тепловых сетей, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Дубровского района Брянской области была проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства при реализации полномочий по выявлению бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры и оформлению их в муниципальную собственность.

В ходе проверки установлено, что здание прокуратуры Дубровского района Брянской области, расположенное по адресу: <адрес>, отапливается то котельной Дубровского теплоучастка. Граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности энергоснабжающей организации: тепловая камера до стены здания прокуратуры. Протяженность тепловой сети составляет 17 метров (отопление).

Основным назначением указанного теплового ввода является подача тепловой энергии к зданию прокуратуры Дубровского района.

Из Актов разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей, оборудования и эксплуатационной ответственности сторон к контракту на оказание услуг по энергоснабжению тепловой энергией от ДД.ММ.ГГГГ., заключенному между ГУП «Брянсккоммунэнерго» и прокуратурой Брянской области, участок теплотрассы от до здания прокуратуры протяженностью 17м. (отопление), у кого-либо на балансе не значатся, их собственник и эксплуатирующая организация не определены, т.е. являются бесхозяйными.

Из информации администрации Дубровского района Брянской области от 20.07.2016г. следует, что указанный участок теплового ввода в реестр муниципальной собственности МО «Дубровский район» не включен.

Из материалов дела следует, что собственник спорного участка теплотрассы не определен, на балансе спорный объект недвижимости не числится, в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о данном объекте отсутствует, в реестре федерального имущества Брянской области не значится.

Поскольку названный участок теплотрассы является бесхозяйным объектом, отсутствие собственника такого объекта и организации, которая следит за его техническим состоянием, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению здания прокуратуры, обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния тепловых сетей.

По смыслу ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Решение вопросов теплоснабжения населения муниципального образования в силу прямого указания Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отнесено к ведению органов местного самоуправления, а не хозяйствующих субъектов.

Учитывая, что к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, исходя из интересов неопределенного круга лиц, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, в противном случае обязан обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, в дальнейшем принять его в муниципальную собственность.

Приведенная обязанность вытекает из п.3 ст. 225 ГК РФ и п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. №580, согласно которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, требования прокурора о возложении данной обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйных сетей на ответчика, как орган местного самоуправления, является обоснованным.

Необращение ответчика в регистрирующий орган с заявлением о принятии объекта недвижимости на учет, как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из пункта 3 статьи 225 ГК РФ, и пункта 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580.

Действующее законодательство предписывает в обязательном порядке постановку на учет недвижимого имущества как бесхозяйного и с этой целью требует подачи заявления органом местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных объектов в собственность муниципального образования, на территории которого они находятся.

Поскольку спорный объект недвижимости фактически не имеет собственника, то есть является бесхозяйным, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, суд считает возможным удовлетворить исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области и обязать администрацию Дубровского района исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в качестве бесхозяйного участка теплового ввода, ведущего от до стены здания прокуратуры протяженностью 17 м. (отопление).

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Дубровского района Брянской области об обязании исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на постановку на учет бесхозяйного участка теплового ввода удовлетворить.

Обязать администрацию Дубровского района Брянской области исполнить в полном объеме комплекс мер, направленных на постановку на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области в качестве бесхозяйного участка теплового ввода, ведущего от до стены здания прокуратуры Дубровского района Брянской области, протяженностью 17м. (отопление).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Дубровский районный суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий, судья О.А.Дворецкая

2-384/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Дубровского района Брянской области
Ответчики
администрация Дубровского района Брянской области
Другие
ГУП "Брянсккоммунэнерго"
ООО "Рем-Сервис"
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области
Суд
Дубровский районный суд Брянской области
Дело на странице суда
dubrovsky.brj.sudrf.ru
25.07.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2016Передача материалов судье
25.07.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2016Подготовка дела (собеседование)
01.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2016Судебное заседание
03.10.2016Судебное заседание
18.10.2016Судебное заседание
26.10.2016Судебное заседание
09.11.2016Судебное заседание
24.11.2016Судебное заседание
28.11.2016Судебное заседание
29.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2017Дело оформлено
13.01.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее