Дело № 33а-2827/2019 Председательствующий в
Категория 19 первой инстанции Мох Е.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июля 2019 года г. Севастополь
Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Бабича В.В.,
судей Кондрак Н.И., Дудкиной Т.Н.,
при секретаре Михайловой В.Г.,
с участием:
представителя административного истца Сморчкова В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Пономаренко Галины Михайловны к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 06 мая 2019 года, которым административный иск удовлетворен, -
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГГГ Пономаренко Г.М. обратилась в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленное письмом № от ДД.ММ.ГГГГ, возложить на административного ответчика обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ административный иск удовлетворен частично признано незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ.
На административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Пономаренко Г.М. № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м и в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду об исполнении решения по административному делу.
Не согласившись с вышеуказанным решением представитель административного ответчика подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное при неверном определении обстоятельств имеющих существенное значение для дела и нарушением норм процессуального права, постановить новое об отказе в удовлетворении иска.
Указывает, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, в силу ст. 12 Закона №46-ЗС, осуществляются на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству принятых до ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия решения истек ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.п. 1.2.1, 2.8 Административного регламента по оказанию государственной услуги «Утверждение схемы земельного участка на кадастровом плане территории», получателями государственной услуги являются физические и юридические лица, в отношении которых органами местного самоуправления до ДД.ММ.ГГГГ принято решение на разработку документации по землеустройству и которым не установлен срок его действия либо срок действия установлен, но не истек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Основанием для отказа в оказании услуги является несоответствие сведений, указанных в Схеме утвержденной градостроительной документации (до утверждения Генерального плана и Правил землепользования и застройки) Генеральному плану г. Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 № 4114.
Представитель административного ответчика, административный истец в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, вследствие чего определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель административного истца в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, полагал решение суда законным и обоснованным.
Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закон №46-ЗС) настоящим законом установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
Частями 1 и 5 статьи 12 Закона №46-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 года.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном данной статьей, может быть подано не позднее 01.01.2019.
В свою очередь, Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 N 25-ПП утвержден "Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21.03.2014 органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству" (далее - Порядок).
В силу пунктов 3, 4 вышеназванного Порядка, земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости.
Заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до ДД.ММ.ГГГГ, а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка.
При этом обращению заинтересованного лица с соответствующим заявлением о предоставлении земельного участка, предшествует процедура утверждения уполномоченным лицом схемы расположения земельного участка и внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ испрашиваемого земельного участка.
Из материалов дела усматривается, что решением двадцатой сессии четвертого созыва Качинского поселкового совета № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) истцу дано согласие на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,08 га в <адрес> для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, хозяйственных построек и сооружений Севастополя (п. 1 решения), необходимо было в срок до ДД.ММ.ГГГГ через лицензированную землеустроительную организацию выполнить проект отвода указанного земельного участка и предоставить соответствующие материалы в Качинский поселковый Совет для принятия решения в установленном порядке (п. 2 решения). Пунктом 3 решения установлено, что при невыполнении пункта 2 в указанный срок названное решение считается утратившим силу. В дальнейшем срок действия решения продлен до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец в соответствии с требованиями пункта 4 Постановления № 25-ПП с целью завершения оформления прав на земельный участок обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку в соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне специальных зеленых насаждений.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что при рассмотрении заявления истца об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории административный ответчик не принял все существенные обстоятельства по делу.
С такими выводами соглашается коллегия судей Севастопольского городского суда, указывая следующее.
Так, как согласно пункту 1 статьи 2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 N 299-ЗС "О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории" наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя при несоответствии схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года N 4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.
Как следует из материалов дела, согласно выкопировки из Генерального плана застройки с. П. Осипенко (л.д. 76) испрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне индивидуального жилищного строительства. Данному обстоятельству административный ответчик оценки не дал.
При этом судебная коллегия полагает несостоятельными доводы жалобы об отсутствии у истца права на получение государственной услуги вследствие истечения срока действия решения Качинского поселкового совета, поскольку по указанному основанию в утверждении схемы истцу не отказывалось и оно не подлежало проверке судом. Так, как следует из правовой позиции. Изложенной в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.
Таким образом, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого решения суда, полностью повторяют доводы административного иска, являвшихся предметом исследования обстоятельств, которым дана надлежащая правовая оценка. Причин для ее удовлетворения не имеется.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 06 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
судьи