РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2018 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шушиной В.И.,
при секретаре судебного заседания Романовой О.С.,
в отсутствие сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-194/2018 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области к Емельяновой Анастасии Александровне о взыскании задолженности по налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование иска представитель Межрайонной ИФНС России № 9 по Иркутской области указал, что Емельянова А.А. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Мировым судьей судебного участка № 104 г.Усть-Илимска и Усть-Илимского района 13.06.2017 вынесен судебный приказ №, которым с Емельяновой А.А. была взыскана задолженность по налогам и пеням в общем размере 7 825,94 рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц в размере 22 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,10 рублей, по транспортному налогу в размере 7 777,50 рублей, по пени по транспортному налогу в размере 26,34 рублей. По заявлению должника судебный приказ был отменен мировым судьей 23.06.2017. Согласно карточкам расчетов с бюджетом по состоянию на 24.10.2017 налогоплательщиком не уплачена задолженность в общем размере 7 825,94 рублей, в том числе: по налогу на имущество физических лиц в размере 22 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,10 рублей, по транспортному налогу в размере 7 777,50 рублей, пени по транспортному налогу в размере 26,34 рублей. Просит взыскать с Емельяновой А.А. указанную задолженность в общем размере 7 825,94 рублей.
Копия административного искового заявления Емельяновой А.А. получена не была, об этом свидетельствуют данные об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д. 25, 49).
Определением судьи от 14.12.2017 о принятии административного искового заявления к производству суда и возбуждении административного дела административному ответчику было предложено в срок до 24.12.2017 представить возражения относительно заявленных требований, а также применения правил рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. До настоящего времени возражений и доказательств факта оплаты указанной задолженности от административного ответчика в суд не поступило.
Определением судьи от 29.12.2017 административное дело было назначено к судебному разбирательству по общим правилам административного судопроизводства.
В настоящее судебное заседание стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного искового заявления не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Согласно тексту административного искового заявления представитель административного истца просит о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Емельянова А.А. извещалась по всем известным суду адресам: 1) <адрес> (адрес регистрации); 2) <адрес>.
Однако, извещения с указанных адресов были возвращены в адрес суда по истечении срока своего хранения.
При этом суд учитывает, что административному ответчику Емельяновой А.А. известно о наличии задолженности и мерах, принимаемых к ее взысканию, поскольку по ее заявлению был отменен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и пени.
Как разъяснено в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ, извещения, с которыми закон связывает правовые последствия, влекут для соответствующего лица такие последствия с момента доставки извещения ему или его представителю.
Извещение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Изложенные правила подлежат применению в том числе к судебным извещениям и вызовам (глава 9 КАС РФ), если законодательством об административном судопроизводстве не предусмотрено иное.
Бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Учитывая изложенное, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика.
Исследовав доводы административного истца, изложенные в административном исковом заявлении, и оценив их в совокупности с представленными суду письменными доказательствами в соответствии с требованиями статей 68, 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статья 44 НК РФ).
В силу пункта 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу положений статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если указанное требование не является результатом налоговой проверки. При этом, при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора начисляется пеня, которая определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, пени, штрафы.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Обстоятельства, связанные с соблюдением налоговым органом установленного пунктами 2, 3 статьи 48 НК РФ срока обращения в суд и уважительностью причин его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.
В силу положений статьи 48 НК РФ, положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, сбора и штрафов.
Аналогичный срок установлен частью 2 статьи 286 КАС РФ, согласно которой административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Исходя из содержания вышеназванных норм закона, по общим правилам заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Административным истцом заявлено о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год (9 месяцев) и пени, транспортный налог за 2014 (6 месяцев), 2015 (12 месяцев) годы и пени.
Из материалов дела следует, что Емельянова Анастасия Александровна является собственником недвижимого имущества по 1/4 доли – квартиры, расположенной по адресу <адрес>; Также Емельянова А.А. является собственником транспортного средства: <данные изъяты>.
В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 401 НК РФ объектами налогообложения признаются расположенные в пределах муниципального образования, в том числе жилой дом, жилое помещение (квартира, комната).
В соответствии со статьей 408 НК РФ, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 НК РФ. В случае, если объект налогообложения находится в общей долевой собственности, налог исчисляется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи с учетом положений пункта 8 настоящей статьи для каждого из участников долевой собственности пропорционально его доле в праве собственности на такой объект налогообложения.
С учетом требований статьи 408 НК РФ административному ответчику был начислен налог на имущество физических лиц в отношении 1/4 доли жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, за 9 месяцев 2015 года в размере 22 рублей, со сроком уплаты до 01.12.2016 (л.д. 8).
Судом установлено, что административный ответчик является также плательщиком транспортного налога на основании статьи 357 НК РФ. На основании части 1 статьи 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
С учетом требований Закона Иркутской области от 04.07.2007 № 53-ОЗ «О транспортном налоге», статьи 362 НК РФ ответчику был начислен налог в отношении транспортного средства <данные изъяты> за 6 месяцев 2014 года в размере 2 592,50 рублей со сроком оплаты до 01.10.2015 (л.д. 7), за 12 месяцев 2015 года в размере 5 185 рублей со сроком оплаты до 01.12.2016 (л.д. 8).
Учитывая неисполнение административным ответчиком своей обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц, налоговым органом были начислены пени.
Расчет налога, пени судом проверен, признан верным и не подлежащим корректировке. Иного расчета суду не представлено.
По состоянию на 27.10.2017 административный ответчик имел задолженность по транспортному налогу: за 2014 год (6 месяцев) в размере 2 592,50 рублей; за 2015 год (12 месяцев) в размере 5 185 рублей, пени по транспортному налогу за 2014 и 2015 в размере 26,34 рубля; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год (9 месяцев) в размере 22 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с 02.12.2016 по 15.12.2016 в размере 10 копеек.
Поскольку срок для погашения задолженности, превышающей 3000 рублей, был установлен должнику до 08.02.2017 требованием № 2093 (л.д. 11), административный истец обратился 31.05.2017 к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, это свидетельствует о том, что срок, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, административным истцом не пропущен.
После отмены судебного приказа 23.06.2017 административный истец обратился 11.12.2017 в Усть-Илимский городской суд с настоящим административным исковым заявлением, в установленный законом срок не пропустив его.
Учитывая положения статьи 48 НК РФ, а также сроки обращения сначала с заявлением о вынесении судебного приказа, а после отмены судебного приказа с административным исковым заявлением, суд приходит к выводу, что административный истец имеет право на взыскание в судебном порядке суммы задолженности по транспортному налогу в общем размере 7 777,50 рублей, по пени по транспортному налогу в размере 26,34 рубля, по налогу на имущество физических лиц в размере 22 рублей, по пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0,10 рублей, поскольку срок обращения в суд административным истцом не пропущен, а административным ответчиком не исполнена обязанность по уплате налога.
Частью 1 статьи 114 КАС РФ установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Следовательно, с Емельяновой А.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в сумме 400 рублей (подпункт 1 пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области к Емельяновой Анастасии Александровне о взыскании задолженности по налогу, пени - удовлетворить.
Взыскать с Емельяновой Анастасии Александровны, **.**.** года рождения, место рождения: <данные изъяты>, проживающей по адресу: <адрес>, в соответствующий бюджет через Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 9 по Иркутской области задолженность по транспортному налогу за 2014 год (6 месяцев) в размере 2 592 рубля 50 копеек, пени по транспортному налогу за 2014 год за период с 28.11.2015 по 30.11.2016 в размере 2 рублей 14 копеек; задолженность по транспортному налогу за 2015 год (12 месяцев) в размере 5 185 рублей, пени по транспортному налогу за 2015 год за период с 02.12.2016 по 15.12.2016 в размере 24 рублей 20 копеек; задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год (9 месяцев) в размере 22 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц за 2015 год за период с 02.12.2016 по 15.12.2016 в размере 10 копеек, а всего 7 825 (семь тысяч восемьсот двадцать пять) рублей 50 копеек.
Взыскать с Емельяновой Анастасии Александровны в пользу бюджета муниципального образования город Усть-Илимск расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья В.И. Шушина