РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2019 года город Астрахань
Ленинский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Д.В. Широковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарём А.Н. Нурмамбетовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-655/19 по иску Резепкин А.В. к Комиссии Южного военного округа в лице Военного комиссариата Астраханской области, ФКУ «Военный комиссариат города Астрахани», Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий ФГКУ ЮРУПО Минобороны России, ФКУ «ОСК Южного военного округа» о признании участником боевых действий, признании отказа комиссии Южного военного округа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным, обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий,
УСТАНОВИЛ:
Истец Резепкин А.В. в лице представителя Сабуренковой Д.В., действующей на основании доверенности, обратился в суд с иском (с учётом заявления в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ) к Комиссии Южного военного округа в лице Военного комиссариата <адрес>, указав, что при прохождении им службы в звании и должности ефрейтора, гранатомётчика на территории Северо-Кавказского региона, принимал участие в боевых действиях с <дата обезличена> по <дата обезличена> в составе воинской части <№>, был удостоен награды за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга и Указом Президента Российской Федерации <№> от <дата обезличена> награждён медалью Суворова. В 2018 году истец обратился в Военный комиссариат Астраханской области с заявлением о выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий", с правом пользования льготами, установленными федеральными законами. Комиссией по рассмотрению обращений, оформлению и выдаче удостоверений ветерана боевых действий Южного военного округа <дата обезличена> Резепкину А.В. отказано в выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий" по причине отсутствия доказательств участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона. Не соглашаясь с данным решением и ссылаясь на то, что представленные документы подтверждают факт участия истца в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> в составе войсковой части, просил суд об установлении факта его участия в боевых действиях при прохождении службы в звании и должности ефрейтора, гранатометчика на территории Северо-Кавказского региона в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> в составе воинской части <№>, признать отказ комиссии Южного военного округа от <дата обезличена> в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным, обязать комиссию Южного военного округа выдать удостоверение ветерана боевых действий.
Определением в качестве соответчиков привлечены ФКУ Военный комиссариат города Астрахани Астраханской области, Комиссия Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий ФГКУ ЮРУПО Минобороны России, ФКУ «ОСК Южного военного округа».
В судебном заседании истец Резепкин А.В. в лице Сабуренковой Д.В. действующей на основании доверенности, иск поддержал в полном объеме.
Ответчики ФКУ «ОСК Южного военного округа», Военный комиссариат Астраханской области в лице Павлова И.А., действующего на основании доверенностей, иск не признал.
Иные участвующие в деле лица в судебном заседании не присутствовали. Судом извещены надлежащим образом, причина неявки в суд не известна. Ходатайств об отложении дела не поступало. Доказательств уважительности причин неявки в суд в материалах дела не имеется.
От ФГКУ «ЮРУПО Минобороны России», Военного комиссариата города Астрахани поступили возражения, приобщённые к делу, иск не признали.
В материалах дела имеется ходатайство Военного комиссариата города Астрахани Астраханской области о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и не оспорено в ходе судебного разбирательства, Резепкин А.В. обратился в комиссию Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий по категории, предусмотренной пп.1 п.1 ст.3Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", указав, что участвовал в боевых действиях в соответствии с разделом III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющимся приложением к ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 №5-ФЗ, (выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года), предоставив в качестве документов, подтверждающих участие в боевых действиях заявление, копию военного билета, копию архивных справок от <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена>,<дата обезличена> (выписка из наградного листа), <дата обезличена>, копию запроса от 06.2017, <дата обезличена>, копию сопроводительного письма от <дата обезличена>, копию паспорта, фото.
Однако заключением, утвержденным <дата обезличена> председателем комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий генерал-лейтенантом ФИО1 в выдаче удостоверения ему было отказано в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт его непосредственного участия в боевых действиях.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
То есть действующее законодательство устанавливает обязательное условие отнесения лиц к ветеранам боевых действий - участие в боевых действиях в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 №5-ФЗ перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к настоящему Закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
В соответствии с Перечнем государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющимся приложением к ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 №5-ФЗ, к территориям и периодам ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации относится, в том числе, выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (раздел III) (абзац дополнительно включен Федеральным законом от 27 ноября 2002 года 158-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2004 года).
Таким образом, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с августа 1999 года отнесено законом к боевым действиям.
На лиц, принимавших участие в боевых действиях в государствах (на территориях), указанных в разделе III, распространяется действие статей 3 и 4 Федерального закона "О ветеранах".
Участие в боевых действиях является обязательным условием для признания лица ветераном боевых действий, при этом, один факт прохождения службы на территории Северо-Кавказского региона основанием для получения удостоверения "Ветерана боевых действий" не является.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 г. N 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, согласно п. 8 которого, вместе с заявлением (рапортом) о выдаче соответствующего удостоверения лица, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", за исключением лиц, указанных в абзацах с третьего по шестой указанного пункта, представляют также подтверждающие документы (выписки из приказов об участии в боевых действиях (выполнении задач, боевых операциях, заданиях, работах, обеспечении боевых действий, выполнении специальных задач), о направлении, прибытии, зачислении в списки личного состава, постановке на довольствие, убытии и из других приказов, военные билеты, командировочные удостоверения, летные книжки, архивные справки (справки), трудовые книжки и другие подтверждающие документы либо их копии, заверенные в соответствии с законодательством Российской Федерации), а именно для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, необходимо приложение выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия заявителя в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие получение в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Согласно п. 9 Порядка, к реализованному наградному материалу относится копия орденской книжки (удостоверения к государственной награде (награде) либо выписка из соответствующего указа (приказа) о награждении. При этом в обязательном порядке представляется копия наградного листа (представления к награждению) либо выписка из наградного листа (представления к награждению), подтверждающего факты непосредственного участия в боевых действиях (выполнения задач, боевых операций, заданий) либо их обеспечения.
Из Указа Президента РФ от 02.03.1994 N 442 "О государственных наградах Российской Федерации", Положения о Медали Суворова (утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г. N 442, Положение утратило силу с 07.09.2010) следует, что медалью Суворова награждаются военнослужащие за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Отечества и государственных интересов Российской Федерации в боевых действиях на суше, при несении боевой службы и боевого дежурства, на учениях и маневрах, при несении службы по охране государственной границы Российской Федерации, а также за отличные показатели в боевой подготовке и полевой выучке.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия военнослужащих и иных категорий лиц, названных в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", в боевых действиях устанавливаются на основании документов, выданных органами военного управления.
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса РФ обстоятельства дела, которые, в соответствии с законом, должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, непосредственное участие военнослужащих и иных лиц в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей при разрешении дела судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания.
Согласно представленной суду архивной справке филиала Центрального архива МО РФ от <дата обезличена> <№>, Резепкин А.В. находился в командировке в зоне конфликта Республики Дагестан для выполнения специального задания с <дата обезличена> по <дата обезличена>. Количество дней участия в боевых действиях в приказах не отражено. При этом, приказы командира войсковой части 85955 «О льготном исчислении выслуги лет и дополнительных денежных выплатах военнослужащим, принимавшим участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» на хранение в филиал Центрального архива МО РФ не поступали.
Документов о непосредственном участии Резепкина А.В. в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона с <дата обезличена> по <дата обезличена>, выданных органами военного управления, как допустимых доказательств привлечения его к участию в таких действиях в указанное им время в материалах дела не имеется.
Довод стороны истца о том, что указание в архивной справке от <дата обезличена> <№> о том, что по историческому формуляру войсковой части <№> разделу II «Участие в походах, боях (операциях)» установлено, что личный состав 91 отдельного парашютно-десантного батальона (в/ч <№>) в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> принимал участие в контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе в р. Дагестан является доказательством участия Резепкин А.В. в указанной операции проверен и является не состоятельным, поскольку прямого указания на то обстоятельство, что непосредственно Резепкин А.В. участвовал в боевых действиях, данная архивная справка не содержит.
Разрешая спор по существу, суд, в совокупности представленных доказательств, исходит из того, что факт выполнения Резепкиным А. В. задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года установлен не был. Само по себе нахождение истца на территории Северо-Кавказского региона в период ведения там боевых действий, включенный в раздел III Перечня государств, городов, территорий периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющегося приложением к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" не свидетельствует о выполнении им задач в ходе контртеррористических операций.
Вопреки доводам стороны истца, из представленной Выписки из наградного листа к Указу Президента Российской Федерации№1248 от 16.09.1999 следует, что Резепкин А.В. <дата обезличена> (год не указан), будучи наблюдателем на передовой позиции обнаружил перемещение живой силы и техники противника и доложил командиру роты. В результате рота была готова к отражению внезапного нападения противника, в связи с чем, за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, в республике Дагестан, награждён медалью Суворова. Однако, прямого указания на то обстоятельство, что истец непосредственно участвовал в боевых действиях, данная выписка не содержит.
Учитывая, что в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относимых, допустимых, достоверных, необходимых и достаточных доказательств совершения истцом указанных действий при исполнении служебных обязанностей на территории соответствующего государства в определенный период времени истцом не представлено, оснований для удовлетворения иска не имеется.
Доводы стороны истца о том, что отсутствие необходимых документов в государственных архивах не может нарушать права истца на присвоение соответствующего статуса, не могут быть приняты во внимание судом, поскольку данные доводы не освобождают истца от обязанности, предусмотренной ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по представлению доказательств в подтверждение тех обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих требований.
При этом, в силу ч. 2 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами. Разрешая гражданско-правовой спор в условиях конституционных принципов состязательности и равноправия сторон и связанного с ними принципа диспозитивности, осуществляя правосудие как свою исключительную функцию (ч. 1 ст. 118 Конституции РФ), суд не может принимать на себя выполнение процессуальных функций сторон.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Резепкин А.В. к Комиссии Южного военного округа в лице Военного комиссариата Астраханской области, ФКУ «Военный комиссариат города Астрахани», Комиссии Южного военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий ФГКУ ЮРУПО Минобороны России, ФКУ «ОСК Южного военного округа» о признании участником боевых действий, признании отказа комиссии Южного военного округа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий незаконным, обязании выдать удостоверение ветерана боевых действий, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение решения изготовлено и отпечатано 04.04.2019.
Судья: Д.В. Широкова