Решение по делу № 2-1010/2024 от 18.03.2024

24RS0033-01-2024-0007743-21; дело №2-1010/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

     20 июня 2024 года                                                                              город Лесосибирск

Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Андриевской Н.В. при секретаре Ситниковой И.Г., с участием истца Цапкина С.В., представителя ответчика КГКУ УСЗН по г.Лесосибирску Власовой А.С., представителя третьего лица КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» Гвоздева М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цапкина С.В. к КГКУ «Управление социальной защиты населения» о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Цапкин С.В. обратился в суд с исковыми требованиями к КГКУ УСЗН по г.Лесосибирску и просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении мер государственной поддержки.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение об отказе в предоставлении мер государственной поддержки в виде заключения социального контракта по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности». При принятии указанного решения ответчик пришел к выводу, что истец не относится к категории лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи по причине превышения среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина величине прожиточного минимума на душу населения. При этом ответчик учел среднедушевой доход семьи Цапкина С.В., хотя фактически он является одиноко проживающим гражданином и к доходу своей супруги отношения не имеет.

В судебное заседание Цапкин С.В. не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела по существу в свое отсутствие. Ранее, участвуя в судебном заседании, исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ обратился КГКУ УСЗН с заявлением о получении мер государственной поддержки. Решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении указанных мер ему было отказано по тем основаниям, что доход превышает величину прожиточного минимума. При этом в расчет среднедушевого дохода ответчиком незаконно был учтен доход его супруги ФИО7, которая является недееспособной и на постоянной основе проживает с 2015 года в КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат». Брак с ФИО7 не расторгнут, но членами одной семьи они не являются, лицевые счета по оплате коммунальных услуг разделены, к ее доходу истец не имеет никакого отношения и считает, что его нельзя учитывать при подсчете его среднедушевого дохода.

Представитель ответчика КГКУ УСЗН Власова А.С. в судебном заседании, возражая против удовлетворения исковых требований, пояснила, что порядок назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан определен государственной программой Красноярского края «Развитие системы социальной поддержки граждан», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 507-п в соответствии с которым право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане, и иные категории граждан, предусмотренные ФЗ № 178-ФЗ от 17.07.1999 «О государственной социальной помощи», которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного соответствующей группе населения Красноярского края.

Постановлением Правительства Красноярского края от 19.09.2023 № 726-п установлены коэффициенты дифференциации величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения, в том числе по городскому округу Лесосибирск прожиточный минимум установлен в размере 18920 рублей.

Учет доходов и расчет среднедушевого дохода малоимущего одиноко проживающего гражданина для определения права на получение государственной социальной помощи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи"

Состав семьи гражданина, обратившегося за получением государственной помощи с целью расчета среднедушевого дохода гражданина (семьи гражданина) определяется в соответствии со ст. 13 и 14 ФЗ № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

Статьей 13 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что в состав семьи, определяемый на дату подачи заявления об оказании государственной социальной помощи и учитываемый при назначении государственной социальной помощи, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, подавший заявление об оказании государственной социальной помощи, супруг (супруга) заявителя, несовершеннолетние дети заявителя, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), и его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).

Согласно ст. 14 ФЗ № 44-ФЗ при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (за исключением заявителя, а также детей, находящихся под его опекой (попечительством).

Среднедушевой доход семьи Цапкина С.В., обратившегося с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки ДД.ММ.ГГГГ, за период с сентября 2023 по ноябрь 2023 года составил 21034,59 руб., что превышает величину прожиточного минимума.

При подсчете среднедушевого дохода Цапкина С.В. был учтен доход его супруги ФИО7, с которой заявитель состоит в зарегистрированном браке.

Поскольку ФИО7 не находится на полном государственном обеспечении или принудительном лечении, брак между Цапкиным С.В. и ФИО7 зарегистрирован, факт совместного проживания при расчете среднедушевого дохода с ДД.ММ.ГГГГ правового значения не имеет, в расчет среднедушевого дохода Цапкина С.В. должен учитываться доход его супруги ФИО7

Представитель 3 лица ФИО7 КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» Гвоздев М.А. в судебном заседании пояснил, что супруга заявителя ФИО7 решением суда от ДД.ММ.ГГГГ признана недееспособной, КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат» является опекуном ФИО7 Начиная с 2015 года ФИО7 на основании договора на постоянной основе проживает в КГБУ СО «Енисейский психоневрологический интернат», расположенном по <адрес> края. При этом ФИО7 не находится на полном государственном обеспечении, заключен договор о предоставлении социальных услуг на возмездной основе. Перечисление оплаты по договору происходит из пенсии ФИО7

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края.

Согласно Постановлению Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан" (далее Постановление № 507-п от 30.09.2013) подходы к предоставлению мер социальной поддержки дифференцируются с учетом особенностей контингентов получателей, в том числе: в связи с трудной жизненной ситуацией - обстоятельством или обстоятельствами, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства и определенных занятий, негативные последствия чрезвычайных ситуаций, катастроф природного и техногенного характера и другие причины), стимулирование активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации (с 2021 года введена государственная социальная помощь гражданам на основании социального контракта) (часть 2).

Право на получение государственной помощи имеют проживающие на территории Красноярского края малоимущие одиноко проживающие граждане, малоимущие семьи и иные категории граждан, предусмотренные частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с Законом Красноярского края от 19.11.2020 N 10-4371 "О порядке определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина в Красноярском крае".

Учет доходов и расчет среднедушевого дохода малоимущей семьи и дохода малоимущего одиноко проживающего гражданина для определения права на получение государственной помощи осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).

Согласно ст.1 Федерального закона N 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании малоимущими и об оказании государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации

Расчет среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих одному календарному месяцу перед месяцем подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период) (статья 4 Федерального закона N 44-ФЗ).

Постановлением Правительства Красноярского края от 19.09.2023 № 726-п установлены коэффициенты дифференциации величины прожиточного минимума и величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения для отдельных городских округов, в том числе величина прожиточного минимума для пенсионеров в г.Лесосибирске установлена в размере 18920 руб.

В соответствии со ст. 13 Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ в состав семьи, определяемый на дату подачи заявления об оказании государственной социальной помощи и учитываемый при назначении государственной социальной помощи, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, подавший заявление об оказании государственной социальной помощи, супруг (супруга) заявителя, несовершеннолетние дети заявителя, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), и его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).

При этом данная редакция указанной статьи вступила в законную силу с 01.01.2024. До этого времени действовала редакция, в соответствии с которой для определения состава семьи учитывался факт совместного проживания супругов и ведения общего хозяйства.

Согласно статье 14 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ при расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:

лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (за исключением заявителя, а также детей, находящихся под его опекой (попечительством);

военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;

лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы;

лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;

лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу;

лица, признанные безвестно отсутствующими или объявленные умершими;

лица, находящиеся в розыске;

несовершеннолетние дети заявителя, дети, находящиеся под опекой (попечительством) заявителя, дети заявителя в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, состоящие в браке.

В судебном заседании установлено, что Цапкин С.В. с ДД.ММ.ГГГГ является инвалидом, группа по общему заболеванию.

ДД.ММ.ГГГГ Цапкин С.В. обратился в территориальное отделение КГКУ «УСЗН» по г.Лесосибирску с заявлением о предоставлении мер государственной поддержки в виде заключения социального контракта по программе социальной адаптации, по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности».

Решением КГКУ УСЗН г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении мер государственной поддержки Цапкину С.В. отказано по тем основаниям, что среднедушевой доход семьи за период с сентября 2023 года по ноябрь 2023 года составил 21034,59 руб. Действующая величина прожиточного минимума на дату обращения составляет 18920 руб.

Для расчета среднедушевого дохода Цапкина С.В. ответчиком были взяты предшествующие дате обращения заявителя три месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь 2023 года.

При подсчете среднедушевого дохода Цапкина С.В. был также учтен доход его супруги ФИО7 за период с сентября 2023 года по ноябрь 2023 года

Оспаривая правомерность включения ответчиком в расчет среднедушевого дохода за указанный период дохода супруги ФИО7, истец ссылается на то, что ФИО7 является недееспособной, проживает с 2015 года в интернате, общее хозяйство с супругой не ведется.

Согласно информации ЗАГС Цапкин С.В. состоит в зарегистрированном браке с ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ.

Из пояснений участников процесса в судебном заседании и материалов дела установлено, что решением суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 признана недееспособной.

Согласно путевке от ДД.ММ.ГГГГ, на основании распоряжения Администрации г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 направлена для зачисления в КГБУСО «Енисейский психоневрологический интернат» на постоянное проживание.

Выполнение обязанностей опекуна ФИО7 возложены на администрацию КГБУСО «Енисейский психоневрологический интернат» распоряжением Администрации г.Лесосибирска от ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 зарегистрирована по месту пребывания по адресу <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между КГБУСО «Енисейский психоневрологический интернат» и ФИО7 в лице Гвоздева М.А. заключен договор о предоставлении социальных услуг согласно которому заказчик оплачивает, а исполнитель оказывает социальные услуги на основании индивидуальной программы.

Таким образом в судебном заседании установлено, что ФИО7 на государственном обеспечении не находится, опекуном недееспособной супруги заявитель Цапкин С.В. также не является.

Поскольку на момент подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ Цапкин С.В. состоял в зарегистрированном браке с ФИО7, не находящейся на полном государственном обеспечении и под опекой истца, правового значения факт раздельного проживания супругов с ДД.ММ.ГГГГ не имеет, суд приходит к выводу, что КГКУ «Управление социальной защиты населения» обосновано учли доход ФИО7 при подсчете среднедушевого дохода Цапкина С.В. при принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении истцу мер государственной поддержки. В связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать Цапкину С.В. в удовлетворении исковых требований к КГКУ «Управление социальной защиты населения» о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, подачей жалобы через Лесосибирский городской суд.

Председательствующий                                                       Н.В. Андриевская

      Мотивированное решение изготовлено 28 июня 2024 года.

2-1010/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Цапкин Сергей Вениаминович
Ответчики
КГКУ "УСЗН"
КГКУ "УСЗН по г. Лесосибирску"
Другие
КГБУ СО "Енисейский психоневрологический интернат"
Цапкина Элеонора Николаевна
Суд
Лесосибирский городской суд Красноярского края
Судья
Андриевская Н.В
Дело на странице суда
lesosib.krk.sudrf.ru
18.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2024Передача материалов судье
18.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2024Судебное заседание
20.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее