УИД: 61RS0058-01-2023-000121-02
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2023 года п. Целина Ростовской области
Целинский районный суд Ростовской области в составе
председательствующего судьи Иваненко Е.В.,
при секретаре Семеновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Михайловского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на объекты бесхозяйного недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Михайловского сельского поселения обратилась в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на объекты бесхозяйного недвижимого имущества, мотивируя тем, что на территории Михайловского сельского поселения <адрес> имеется: наименование объекта: газопровод низкого давления (литер Л), протяженностью 334,6. Расположение объекта: надземный газопровод низкого давления (лит Л) расположен по адресу: <данные изъяты>
Представитель заявителя Администрация Михайловского сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела были уведомлены надлежащим образом, в деле имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Суд рассматривает дело в отсутствие заявителя в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в лице филиала «Газпром газораспределение в г. Зернограде», не явился, о времени и месте слушания дела были уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Суд рассматривает дело в отсутствие заинтересованного лица в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
22.03.2023 года в Целинский районный суд Ростовской области от представителя третьего лица ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в лице филиала «Газпром газораспределение в г. Зернограде» поступил отзыв на исковое заявление. Содержание отзыва суд в решении не дублирует.
Представитель заинтересованного лица Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Целинского района, не явился, о времени и месте слушания дела были уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Суд рассматривает дело в отсутствие заинтересованного лица в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Представители заинтересованных лиц УФСГРКиК по РО и ТУ Росимущества в Ростовской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом были уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления, о причинах неявки не сообщили. Суд рассматривает дело в отсутствие заинтересованных лиц в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно п. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Пунктами 10 и 11 ст. 1 ГрК РФ дано определение объектов капитального строительства - это здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, а также трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, являющиеся линейными объектами.
Таким образом, суд приходит к выводу, что спорные газопроводы являются объектами недвижимого имущества, представляют собой сооружение газохимического комплекса, имеют самостоятельное хозяйственное назначение, являются отдельным объектом гражданского оборота.
Статья 7 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливает основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе предусматривая, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
В соответствии с пп. 4, 5 п. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
В соответствии с п. 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года № 878 газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определение прав и обязанностей эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращении аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий регламентирован Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 года № 878.
В силу п. 4 Правил в состав газораспределительных сетей, в числе прочего, входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы - вводы с установленной на них запорной арматурой; отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения.
Согласно ч. 1 ст. 51Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Как следует из положений Закона Ростовской области от 27.12.2004 года № 253-ЗС «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования «<адрес>» и муниципальных образований в его составе», <данные изъяты> является сельским поселением в составе муниципального образования «<адрес>», в его состав входит, в том числе <адрес>.
Согласно выпискам из ЕГРН, в Едином государственном реестре недвижимости имеются сведения о спорных объектах недвижимости, не имеющих собственника или собственник которых не известен.
Как следует из материалов дела, на газопровод низкого давления, расположенного в <адрес> проектная документация отсутствует, в реестре муниципального и государственного имущества не значится, сведения в РФИ отсутствуют.
В соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из смысла вышеуказанной нормы права следует, что орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, имеет право на обращение в суд с заявлением о признании бесхозяйной недвижимой вещи объектом муниципальной собственности при соблюдении ряда условий, а именно: соответствующая недвижимость должна находиться на территории данного органа местного самоуправления; она должна стоять на учете того органа, который осуществляет государственную регистрацию недвижимости, причем на учете именно в качестве бесхозяйной вещи; со времени постановки недвижимости на учет в качестве бесхозяйной должен истечь 1 год.
В судебном заседании нашли свое подтверждение те обстоятельства, что объекты недвижимости, указанные в заявлении, находится на территории органа местного самоуправления – муниципального образования «Михайловское сельское поселение», не имеют собственника, в установленном законом порядке поставлены на учет в УФСГРКиК по Ростовской области в качестве бесхозяйной вещи более года назад.
Указанные объекты являются социально-значимыми и используются для газоснабжения населения. Однако данные объекты не имеют законного собственника.
Отсутствие законного собственника влечет невозможность обеспечения сохранности данного социально значимого объекта, угрозу безопасности жизни и здоровью граждан, а также угрозу причинения ущерба окружающей среде.
Иные собственники неизвестны. В течение года с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного, никто своих прав на данные объект не заявил, спор о праве отсутствует.
При таких обстоятельствах заявление о признании права муниципальной собственности на объекты бесхозяйного недвижимого имущества подлежит удовлетворению.
Решение в окончательной форме принято 13.04.2023 года.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199, 209, 293 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Администрации Михайловского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на объекты бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес> на объект недвижимого имущества: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Целинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья